Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа в детском саду

Консультация для воспитателей в детском саду ДОУ

«Обеспечение взаимодействия специалистов детского сада по обучению детей навыкам связной речи у детей дошкольного возраста»

Хомяк Лариса Александровна, учитель-логопед МДОУ №13 г.Алексеевка, Белгородская область

В настоящее время разрабатываются основополагающие принципы реформы общеобразовательной школы. Основная цель реформирования современной школы - повышение качества обучения. Это предполагает и повышение требований подготовки детей к обучению в школе. В связи с этим, особую актуальность приобретает выявление симптомов, препятствующих их полноценной подготовке к обучению в общеобразовательной школе. Одним из таких симптомов является низкий, несоответствующий возрастной норме, уровень речевого развития детей.

Характерные речевые недостатки дошкольников следующие: ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство. Наряду с несформированностью всех компонентов языковой системы, большинство детей имеют нарушения внимания и словесно-логического мышления, и это, в свою очередь, ведет к трудностям овладения связной речью, что выражается в разной степени: от полного отсутствия развернутого смыслового высказывания до речи с рядом недочетов, ошибок, неточностей.

Проблема связной речи, в методическом аспекте важна еще и потому, что связная речь - основной способ получения знаний.

Каждое дошкольное учреждение находиться в своих особенных условия, однако всех их объединяет необходимость совершенствовать деятельность, повышать качество образовательных услуг, в результате расширяются региональные компоненты дошкольного воспитания, в штат детского сада вводятся узкие специалисты. В связи с этим возникает необходимость в организации взаимодействия всех педагогов. Взаимодействие в коллективе обеспечивает эффективную социализацию, принимающую сегодня особую актуальность, поэтому поговорка «один в поле не воин» как нельзя более точно отражает суть организации работы современного учреждения.

Успех организации взаимодействия специалистов нашего дошкольного образовательного учреждения мы определили строгой, продуманной системой, суть которой заключается в тесной взаимосвязи всех участников образовательного процесса. А именно, создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями, разработка интегрированного развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики, организацию образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.

Когда в детском саду работают несколько узких специалистов, возникает потребность в перераспределении и распределении их функциональных обязанностей. Поэтому, необходимо предусмотреть следующие функции специалистов:

- координирующую (на уровне годового, квартального, месячного и перспективного планирования)

- консультационную (по планированию развивающей среды, занятий, совместно-организационной деятельности, диагностирующих занятий, работе с родителями).

- контролирующую (качество планирования образовательной и индивидуальной работы по конкретному разделу программы в соответствии с рекомендациями узкого специалиста).

Необходимо помнить, что воспитатель несет основную ответственность за развитие ребенка. Узкий специалист обладает широкими знаниями в своей области, но его главная задача состоит в оказании помощи воспитателям и родителям группы по раскрытию всех способностей дошкольника. Активно воздействуя на ребенка специфическими для каждой дисциплины средствами, педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом каждый педагог осуществляет свое направление не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. И здесь, необходим комплексный подход, который предполагает: сочетание коррекционно-педагогической и оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, оздоровление организма в целом. Активно воздействуя на ребенка специфическими для каждой дисциплины средствами, специалисты намечают единый комплекс совместной педагогической работы по развитию навыков связной речи. У каждого из них существует четко очерченный круг влияния:

Учитель-логопед оказывает коррекционно-речевую помощь воспитанникам, отбирает наиболее эффективные методы и приёмы, оценивает степень речевой готовности ребёнка к школьному обучению, контролирует организацию речевого пространства в возрастных группах, осуществляет контроль за качеством речевой работы с детьми.

Медицинский персонал участвует в выяснении анамеза ребенка, дает направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов, контролирует своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий, участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута.

Музыкальный руководитель развивает музыкальный и речевой слух, формирует правильное фразовое дыхание, развивает силу и тембр голоса, развивает ритмическую сторону музыкальных движений.

Коррекционно-развивающие занятия педагога - психолога направлены на формирование психологической базы речи детей (восприятие различной модульности, зрительная и слухо-речевая память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление), развитие эмоционального отклика на явления окружающего мира.

Организация двигательной активности инструктором по физической культуре способствует развитию общей и мелкой моторики, развитию координационных движений, формированию дыхательной функции.

Воспитатели закрепляют приобретённые ребёнком знания и умения, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируют речевые цели, технологии, содержание в повседневной жизни детей, стимулируют речевую активность детей, способствует оздоровлению организма ребёнка, развивает общую и мелкую моторику.

Но всего лишь задействовать в речевой работе все перечисленные силы, мало. Самое главное - довести до каждого из звеньев этой цепи смысл предстоящей работы. А заключается он в следующем:

- Необходимо, чтобы все специалисты четко представляли цель своей деятельности, которая заключается с одной стороны в полноценном развитии ребенка, а с другой - в слаженном взаимодействии между собой;

- Каждый из участников процесса формирования корректного образовательного пространства должен не только иметь представления о том, каким должно быть это пространство, но и нести ответственность за свой отрезок пространства.

- Очень важно, чтобы медицинский и педагогический персонал, родители были вооружены необходимым инструментарием для предстоящей работы, основную часть которого составляют специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма своего влияния на развитие ребенка, и практические умения по оказанию ребенку действенной помощи в речевом развитии.

- Не менее важно, чтобы влияние каждого из секторов развивающего пространства на развитие ребенка строилось последовательно и постепенно от простого к сложному, являющейся залогом успеха всей развивающей речевой работы.

- Последнее условие эффективного взаимодействия - достижение результата. Результатом взаимодействия являются достижения качества дошкольной подготовки, прогнозирование школьных успехов ребенка и выработка рекомендаций для родителей по его дальнейшему сопровождению.

Основные задачи взаимодействия специалистов ДОУ:

  1. Создание команды единомышленников из всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) и повышение их профессионального уровня.
  2. Организация развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
  3. Разработка карты взаимодействия со специалистами, построенной на основе комплексной диагностики.
  4. Подбор игр и упражнений по развитию:

    - общей и мелкой моторики,

    - связной речи,

    - психических процессов,

    - просодической стороны речи,

    - слухового внимания и фонематического слуха.

При формировании и развитии связной речи у дошкольников предусматриваются и решаются следующие основные задачи:

- Повышение детской инициативности и познавательной активности в ходе анализа и составления связного высказывания (рассказа).

- Воспитание интереса к публичному рассказыванию.

- Различение на практической основе понятий «предложение», «набор предложений», «рассказ».

- Определение темы, основного содержания и логико-смысловой организации прослушанных или составляемых рассказов.

- Умение пользоваться зрительным планом, смоделированным взрослым (предметные картинки, опорные сигналы, предметы-заменители, план-схема и пр.).

- Предварительный анализ языковой организации рассказа.

- Усвоение параметров оценки рассказов товарищей и своих собственных.

- Формирование навыка составления репродуктивных (заучивание, пересказ) и самостоятельных рассказов повествовательного, описательного, объяснительного и творческого характера с использованием различной наглядности (игрушки, натуральные объекты, фотографии, репродукции, пиктограммы, иллюстрации, коллажи, сюжетные картины, видеоматериалы, слайды, детские рисунки и т. д.).

Усилия логопеда направлены на ликвидацию имеющихся у детей пробелов грамматического строя речи, фонетико-фонематических нарушений, на закрепление правильного и осмысленного употребления слов в спонтанной речи, упражнения детей в составлении грамматически правильных высказываний. Постепенно усвоенные типы речевых конструкций логопед включает в работу над связной речью, применяя специальные методические приемы.

Планирование работы по организации формирования навыков связной речи в непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре, продуктивной деятельности, музыкальной деятельности осуще­ствляется совместно с учителем - логопедом.

Основой для проведения непосредственно образовательной деятельности по развитию речи служат постепенно расширяющиеся знания детей об окружающей жизни в соответствии с намеченной тематикой («Помещение детского сада», «Профессии», «Одежда», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи», «Фрукты» и т. д.).

Модель организации взаимодействия специалистов детского сада по формированию навыков связной речи. (.doc)

Примерное планирование взаимосвязи речевой работы учителя - логопеда по формирование связной речи у детей шестого года жизни с педагогом – психологом, инструктором по физической культуре, воспитателями, музыкальным руководителем, медицинский работник. (.doc)

Развивающие ситуации, направленные на развитие правильной связной речи детей (уточнение и расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи), проводятся в течение всего учебного года как воспитателем, так и учителем - логопедом. В силу специфики работы детского сада (логопункт) воспитатели включают компоненты коррекционной помощи в образовательный процесс группы. Однако нередко в силу разных объективных и субъективных причин (отсутствие у работников дошкольного воспитания достаточного объема коррекционно-педагогических знаний, должного осознания и адекватной оценки своей роли в преодолении недостатков речевого развития) организовать ее на оптимальном уровне довольно сложно. Кроме того, следует учитывать, что воспитатели работают по всем разделам программы дошкольного образования и часто испытывают трудности при планировании, организации и проведении коммуникативной деятельности с детьми.

Необходимо отметить, что специалисты детского сада и воспитатель, работая над развитием речи детей, не подменяют, а дополняют друг друга.

Воспитатель осуществляет развитие связной речи в непосредственно - образовательной деятельности и руководство коммуникативным развитием детей в повседневной жизни (в играх, в быту, на прогулках), учитывая особенности речевого развития детей.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, воспитатели и специалисты детского сада - достойные и равноправные партнеры. Именно такой характер взаимодействия обеспечит успех всей работы, поможет решению сложных задач - задач личностно-ориентированного образования.

Список литературы:

  1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. - СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2001. - 128с.
  2. Воронова А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 - 7 лет. Методическое пособие - М. : ТЦ Сфера, 2010. - 144с.
  3. Жохова О. В., Лебедева Е. С. Домашние задания для детей старшей и подготовительной к школе логопедических групп ДОУ. М. : ТЦ Сфера, 2010. - 64с.
  4. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкульминуток, пальчиковой гимнастики. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2009. - 64с.
  5. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. - М. : ООО «Издательство АСТ», СПб. : «Дельта», 1997. - 464с., ил.
  6. ПоваляеваМ. А. Справочник логопеда. РостовнаДону «Феникс», 2003. - 448с.
  7. Ткаченко Т. А. Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4 - 7 лет» - М. : Издательство «Ювента», 2008. - 24с.