Методическая работа в детском саду
Консультация для воспитателей в детском саду ДОУ
«Значение социализации в развитии детей дошкольного возраста»
Лаврентьева Е.В., педагог-психолог МБДОУ д/с №53 «Ёлочка» г.Тамбов
Во многих детских дошкольных учреждениях ведутся занятия с детьми старших и подготовительных групп, которые носят название социально-коммуникативные. У многих родителей, да и что скрывать, у некоторых педагогов возникает вполне закономерный вопрос: что это за занятия и для чего они детям нужны? В сегодняшней статье попытаемся разобраться!
«Социализация представляет собой комплекс социальных и психических процессов, благодаря которым происходит усвоение человеком знаний, норм и ценностей, определяющих его как полноправного члена общества. Это непрерывный процесс и необходимое условие оптимальной жизнедеятельности личности».
Социализация детей дошкольного возраста в системе ФГОС ДО:
«Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС), социализация и коммуникативное развитие личности дошкольника рассматриваются как единая образовательная область - социально-коммуникативное развитие. В качестве же доминирующего фактора социального развития ребенка выступает социальная среда».
Как только человек появляется на свет начинается процесс его социализации и происходит в течение всей его жизни. Этот процесс состоит из двух аспектов: 1. Человек осваивает социальный опыт по причине его вхождения в систему общественно-социальных отношений и 2. Индивид, являясь частью социальной системы отношений в обществе, начинает активное воспроизведение систему отношений в обществе.
Социализация как процесс перехода опыта социального в опыт и установки конкретного человека. Зачастую, сам индивид активно применяет воспринятый опыт. К основным компонентам социализации принято относить передачу культурных норм посредством социальных институтов (семья, школа и т. д.), а также процесс взаимовлияния индивидов в рамках совместной деятельности. Таким образом, среди сфер, на которые направлен процесс социализации, выделяют деятельность, общение и самосознание. По всем данным сферам происходит расширение связей человека с окружающим миром.
Особенности социально-коммуникативного развития в дошкольном возрасте.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников является одним из базовых элементов в системе становления личности ребенка. Процесс взаимодействия со взрослыми и сверстниками оказывает влияние не только непосредственно на социальную сторону развития дошкольника, но и на формирование его психических процессов (память, мышление, речь и др.). Уровень данного развития в дошкольном возрасте прямо пропорционален уровню эффективности его последующей адаптации в обществе.
Социально-коммуникативное развитие по ФГОС для детей дошкольного возраста включает в себя следующие параметры:
- уровень сформированности чувства принадлежности к своей семье, уважительного отношения к окружающим;
- уровень развития общения ребенка со взрослыми и сверстниками;
- уровень готовности ребенка к совместной деятельности со сверстниками;
- уровень усвоения социальных норм и правил, нравственное развитие ребенка;
- уровень развития целенаправленности и самостоятельности;
- уровень формирования позитивных установок по отношению к труду и творчеству;
- уровень формирования знаний в области безопасности жизнедеятельности (в различных социально-бытовых и природных условиях);
- уровень интеллектуального развития (в социальной и эмоциональной сфере) и развитие эмпатийной сферы (отзывчивость, сострадание).
Аттестация педагогических работников | Консультации для воспитателей | Контроль и руководство педагогическим процессом в ДОУ | Методический кабинет старшего воспитателя | Педсоветы, Семинары в ДОУ | Передовой педагогический опыт, Образовательные проекты в ДОУ | КОП технической направленности