Методическая работа в детском саду
Консультация для воспитателей в детском саду
Современные психолого-педагогические технологии коррекционно-развивающего обучения в ДОУ
Попова А.В., воспитатель МБДОУ д/с №56 «Гусельки», г.Тамбов
В настоящее время во многих образовательных учреждениях России осуществляется постепенное становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, которые испытывают особые трудности в освоении некоторых учебных программ, а также в адаптации к окружающему миру.
Абсолютно понятной в последнее время становится ограниченность традиционного воспитания и обучения детей дошкольного возраста, чем и объясняется актуальность задач поиска наиболее эффективного использования современных образовательных технологий.
Значительные отклонения в развитии речи у дошкольников сказываются на формировании эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов. У таких детей заметен низкий уровень слуховой памяти, основных свойств внимания, отмечаются трудности в воспроизведении и сохранении информации, значительное отставание в развитии мыслительных процессов.
Дети с явными нарушениями в речи чаще всего не способны к длительной игровой деятельности, как правило, они быстро утомляются, обидчивы, рассеяны. У таких детей не сформированы коммуникативные навыки, а также занижена самооценка.
Необходимость оказания помощи детям привела к разработке и внедрению системы коррекционно-развивающего обучения, основанной на результатах конечной диагностики, тесного взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения - воспитателя, психолога и логопеда. Каждый из специалистов ответственно осуществляет свой раздел работы, используя при этом материал для закрепления деятельности, рекомендованный другими специалистами.
Правильный выбор и использование психолого-педагогических технологий позволяет ребенку догнать и не отставать в развитии от своих сверстников. В своей работе специалисты используют интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей дошкольного возраста. Такие занятия способствуют снижению тревожности, развитию коммуникативных навыков, формированию положительной самооценки, познавательных процессов, творческих способностей.
Осуществление познавательной деятельности возможно лишь в том случае, если созданы все условия для ее развития. Значительную роль в этом играет интеграция воспитательного процесса. В интегрированное занятие входят блоки знаний двух или более различных предметов.
В проведении интегрированных коррекционно-развивающих занятий наиболее эффективно сочетание изобразительного искусства и музыкотерапии. В этом случае у детей появляется возможность осуществить все свои творческие способности, так как он думает и фантазирует. В игровой, вызывающей у детей интерес форме происходит обогащение словаря ребенка, развивается познавательная активность, коммуникативные умения, умения свободно, без малейших затруднений выражать свои мысли, делиться впечатлениями.
Все занятия построены на синтезе нескольких видов восприятия и воображении. Детям предлагается переместиться вглубь изображения: представить себя бабочками, ощущающими аромат цветов, птицами, легко парящими в воздухе. На каждом занятии обязательно должна создаваться ситуация успешности каждого ребенка. Именно такой подход позволяет детям свободно выражать свои чувства и мысли. Одно из главных средств самовыражения - рисование. Составной частью всего занятия является содействие личностному развитию и росту ребенка. Вне зависимости от приемов, методов и техник, которые используются на занятиях, главная цель - помочь ребенку в начинании осознавать себя и свое место в окружающем мире. Научившись выражать и передавать свои чувства на бумаге, дети начинают лучше понимать других, учатся преодолевать страх и робость перед тем, что получается не сразу.
Основные задачи таких занятий заключаются в снятии эмоционального и мышечного напряжения у детей дошкольного возраста, снижении тревоги, агрессии, развитии познавательных процессов, совершенствовании творческих способностей и коммуникативных навыков, обучении новым приемам рисования и развитии умений экспериментировать.
Каждое занятие включает в себя несколько частей. Основная цель первой части, вводной, заключается в настраивании детей на совместную работу в группе, в создании положительного и эмоционального настроя у каждого из ребенка.
На вторую часть занятия, рабочую, приходится основная смысловая нагрузка всего занятия в целом.
Основная цель третьей, завершающей части состоит в вызывании у детей чувства принадлежности к группе, а также в закреплении положительных эмоций от работы на занятии.
Самым эффективным способом коррекционно-развивающего обучения детей является сказкотерапия. Данный метод способен доступными для понимания ребенка словами и в увлекательной форме описать окружающий мир, жизнь людей, их судьбы и поступки, а также дает возможность ощутить чувства радости и грусти героев.
Увлекательное и захватывающее содержание сказки вводит детей в сложный мир взаимоотношений между людьми, раскрывает перед ними нравственный смысл их мотивов и поступков. Дети постепенно начинают задумываться о последствиях различных действий, сравнивать свои оценки и предпочтения с мнениями окружающих их людей, учиться осознавать собственные побуждения.
Методика работы со сказкой включает в себя такие особенности, как нравственный урок, воспитание добрых чувств, развитие мышления и воображения, речевую зарядку, связь с ручным трудом и экологией.
Психолого-педагогическая коррекция на основе работы со сказками дает детям возможность на эмоциональном и вербальном уровне осознать, что такое «хорошо», а что такое «плохо», примерить на себе роли слабого и сильного, равнодушного и заботливого, иными глазами взглянуть на окружающий мир.
Эффективность использования той или иной психолого-педагогической технологии коррекционно-развивающего обучения непосредственно зависит от того, насколько тщательно продумана организация этого процесса, какие поставлены задачи и цели, какой подход избран.
Смысл применения данных технологий заключается, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий в сравнении с другими средствами: возможностями индивидуализации коррекционного обучения, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности.
В работе специалистов целесообразно применение технологии обследования познавательной деятельности и речи, технологии проблемного обучения, технологии уровневой дифференциации, игровой технологии и т. д. Цель данных технологий заключается в развитии мотивации общения, формировании социально-активной личности, повышении интереса детей к изучаемому материалу, а также в усвоении способов самостоятельной деятельности.
Эффект использования психолого-педагогических технологий позволяет разумно сочетать современные и традиционные средства и методы обучения, вызывает интерес и потребность общения у детей, снимает коммуникативные барьеры, а также развивает тактильные ощущения и мелкую моторику.
Литература:
- Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. / Под ред. Л. П. Носковой. - М. , 1989.
- Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. - М. , 1985.
- Фуряева Т. В. Интегрированный подход в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста с проблемами в развитии. // Дефектология, 1999. -№1.
Аттестация педагогических работников | Консультации для воспитателей | Контроль и руководство педагогическим процессом в ДОУ | Методический кабинет старшего воспитателя | Педсоветы, Семинары в ДОУ | Передовой педагогический опыт, Образовательные проекты в ДОУ | КОП технической направленности