Методическая работа в детском саду
Консультация для воспитателей
«Адаптация ребенка к детскому саду» - советы психолога
Шокурова Г.А., педагог-психолог МБДОУ
д/с №54 «Аленький цветочек», г.Тамбов
Адаптация к детскому саду - сложный, а иногда и длительный процесс, продолжающийся от 1 до 3-х недель, но бывает, затягивается на полгода и даже год! Это зависит не только от характера общения педагога с детьми, но и от индивидуально-психологических особенностей ребенка и стиля детско-родительских отношений.
В последнее десятилетие наметились серьезные проблемы во взаимоотношениях родителей и детей. Исследования показывают, что нарушения эмоциональных контактов ребенка с родителями имеют негативные последствия в соматическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка.
Именно в первые три года жизни дети учатся тому, что будут использовать в течение дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого с ребенком окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.
Привыкание к детскому саду проходит труднее, если ребенка чрезмерно опекали и он один в семье. Такой ребенок сильно зависим от мамы, привык к исключительному вниманию и неуверен в себе. У флегматичных, медлительных детей тоже затянется период адаптации. Дети из конфликтных семей станут решать все споры драками. И таким детям не понравится более требовательное к ним внимание педагога. Конечно, придется страдать детям необщительных родителей. Ведь дети берут с них пример.
Вхождение ребенка в коллектив должно быть постепенным. Сейчас существует много групп кратковременного пребывания. В нашем дошкольном образовательном учреждении такие группы работают 2 раза в неделю. Ребёнок находится в них 50 минут. Цель таких мини-групп воспитать полноценную и разностороннюю личность, помочь ребенку безболезненно пережить поступление в детский сад.
Задачи:
- Социальное развитие эмоциональной сферы ребенка.
- Развитие речи, слухового и зрительного внимания.
- Социальное формирование доверительных отношений между взрослым и ребенком.
- Социальная активизация тактильной чувствительности.
- Социальная адаптация к ДОУ, снятие негативных реакций в период кризиса трех лет.
Что должен знать ребенок к двум годам
Общение со сверстниками:
- знает имена близких ему взрослых и детей;
- учится играть и действовать рядом с другими детьми, не мешая им;
Усвоение социальных норм поведения:
- возрастает самостоятельность, осваиваются правила поведения в группе;
- подражая взрослым, моет руки, причесывается, всегда кладет одежду на место;
- отображает по памяти в игре знакомые жизненные ситуации;
- учится здороваться, прощаться, благодарить.
Умственное развитие:
- нанизывает на стержень кольца пирамидки, открывает закрывает матрешку;
- вставляет фигуры в отверстия, ориентируясь на цвет, величину, геометрическую форму;
- строит из кубиков башни; выполняет упражнения
- выполняет упражнения на развитие восприятия, мышления, внимания и памяти.
Развитие представлений об окружающем мире:
- приобретает знания в области названий предметов мебели, одежды, посуды;
- может выполнять несложные поручения взрослых;
- помнит, куда надо убирать игрушки.
Развитие речи:
понимает и показывает определенные части тела, некоторые действия, признаки предметов, основные цвета, состояния (чистый - грязный, грустный - веселый);
- произносит облегченные или легкие слова (дай, на, бах);
- учится понимать предложения с предлогами (в, на);
- подражает речи животных;
- учится выражать свои просьбы с помощью слов и коротких фраз.
Математические представления:
- понимает размеры: большой - маленький, высоко - низко;
- формы: шар, кубик; количественные: один - много.
Физическое развитие:
- может выполнять основные движения, в том числе движения рук, влезает и слезает с лестницы, бросает или катает мяч;
- играет в подвижные игры («прятки», «догонялки», «передай мяч» и т. д.)
Рисование:
- интересом рисует цветными карандашами линии, штрихи, округлые формы;
- понимает, что красками можно рисовать, например, при помощи пальчиков.
Лепка:
- учится работать с пластилином, лепит методом «налепа» и скатывает маленькие шарики.
Аттестация педагогических работников | Консультации для воспитателей | Контроль и руководство педагогическим процессом в ДОУ | Методический кабинет старшего воспитателя | Педсоветы, Семинары в ДОУ | Передовой педагогический опыт, Образовательные проекты в ДОУ | КОП технической направленности