Методическая работа в детском саду
Консультация для воспитателей
Консультация для педагогов «Развитие мелкой
моторики у детей с нарушением речи»
Составила
Гайсина Люция Габдрахмановна, старший воспитатель,
МАДОУ №106 «Забава», г. Набережные Челны, РТ
«Развитие речи у детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. В Японии, например, тренировку пальцев рук у ребят в детских садах проводят с двух лет, считая, что это стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование палочками для еды, ложками, ножницами. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук» (М. М. Кольцова)
Тонкая моторика – это разновидность движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Детям 2-х лет и старше для развития мелкой моторики рук можно предложить следующие игры:
- «Разорви лист по линиям». Лист бумаги произвольно расчерчивается на части. Нужно разорвать его на части точно по линиям. Можно также нарисовать на бумаге фигуры, предметы.
- «Шаловливый котенок». Заранее разматывается клубок ниток. Сначала правой, затем левой рукой нужно смотать клубок.
- «Строитель». Для игры подойдут небольшие кубики, кольца от пирамидок. Ребенку дается задание собрать из мелких кубиков один большой, построить башню, колодец, скамейку, домик и т. д.
- «Шофер». На столе раскладываются маленькие предметы (фигурки животных, солдатики, кубики) на расстоянии 5-7 см друг от друга. Понадобится также фишка. Передвигая ее одним пальцем, нужно объехать все препятствия, ничего не задев. Играть попеременно разными пальчиками.
- «Играем на балалайке». Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую круглую резинку. Перебирая эту резинку, как струны балалайки, указательным и средним пальцами другой руки, 2играть на балалайке».
Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень эмоциональные, простые. Пальчиковые игры как бы отображают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы происходящие в природе.
Самым простым является изображение при помощи пальчиков различных фигурок. (Флажок, очки, стол и другие).
Тренировки тонких движений пальцев рук можно уделить 1, 5-2 мин. на утренней гимнастике, 2-3 мин. на занятиях. Необходимо следить чтобы не было перегрузки.
Учеными доказано, что систематическая работа по тренировке таких движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.
Аттестация педагогических работников | Консультации для воспитателей | Контроль и руководство педагогическим процессом в ДОУ | Методический кабинет старшего воспитателя | Педсоветы, Семинары в ДОУ | Передовой педагогический опыт, Образовательные проекты в ДОУ | КОП технической направленности