Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа в детском саду

Консультация для воспитателей

Создание условий для эмоционального благополучия детей

Мазур М.С., воспитатель д/с №17 г. Алексеевка, Белгородская область

Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. А ведь именно в среднем дошкольном возрасте происходит освоение выражения эмоций социальной направленности.

Детство - время, когда закладываются основы эмоционального и психологического благополучия у дошкольника. Именно обеспечение эмоционального благополучия ребенка и является одной из основополагающих задач дошкольного воспитания в ДОУ № 17. Ведь комфортность эмоционального самочувствия дошкольника является показателем эффективной работы детского сада и составляет основу психологического здоровья дошкольника.

Для ребенка нет ничего важнее эмоционального благополучия - без него не сложится нормальная личность. Поэтому одной из главных задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании ребенка, является обеспечение для ребенка состояния эмоционального благополучия.

Именно комфортность самочувствия дошкольника, на взгляд Марины Сергеевны Мазур, обязана занять достойное место среди основных показателей качества дошкольного образования.

Комфортное состояние дошкольника определяется следующими признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение, легок и инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад. Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, сильно смущается при обращении к нему взрослых или незнакомых детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, безынициативен и нерешителен в принятии решений, видно, что ходит в детский сад по необходимости.

Сейчас активно идет реформирование системы дошкольного образования: появляются альтернативные дошкольные учреждения, новые программы дошкольного воспитания, методические материалы.

Все эти модификации дошкольного образования направленны, в основном, на интеллектуальное развитие детей, а вот развитию эмоционального благополучия дошкольника не всегда уделяется полноценное внимание.

Однако, как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только гармоничное взаимодействие интеллектуального и эмоционального развития может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал профессор психологии, специалист по проблемам человеческих эмоций Кэррол Изард: "Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие".

Для развития эмоциональной сферы, как базиса психики ребенка, важно, чтобы его развитие проходило в свойственных ребенку видах деятельности - игре, рисовании, пении и танце.

Однако, анализ особенностей самостоятельных современных детских игр показывает, что для них свойственна структурная примитивность. Дошкольники больше не в состоянии придумать последовательный, насыщенный игровой сюжет. Дети со значительным трудом выстраивают не только игровую сюжетную линию, но они также, в своей основной массе, не в состоянии самостоятельно сочинить или додумать рассказ или сказку. То есть, «благодаря» занятости родителей и подмена их телевизором, у дошкольников скудеет фантазия и эмоциональный фон, от чего из детских игр пропадает сюжетная линия, игра примитивизируется, а значит, как любая неразвивающаяся деятельность, игра уже не может развивать ребенка, что влечет за собой оскудение его эмоциональной сферы.

А ведь эмоциональная система у детей среднего дошкольного возраста еще незрелая, и поэтому у детей пяти-шести лет существуют проблемы с выражением своих эмоций. Эти проблемы связанны, в первую очередь, с запретами родителей и родственников. Это запреты: на громкий смех, шум, беготню, прыжки, на слезы (особенно у мальчиков), на выражение страха, агрессии, обиды, гнева. Поэтому дошкольники уже умеют быть сдержанными и могут скрывать страх , агрессию и слезы, но, это вызывает у них стресс, находясь в котором продолжительный период они испытывают огромный эмоциональный дискомфорт, который влечет за собой нарушение психического и физического здоровья.

Вследствие этого в конфликтных обстоятельствах у дошкольников могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды и тревоги. Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать свои эмоции должным образом.

Эти неадекватные эмоциональные реакции вызваны тем, что зацикливаясь на телевизорах, компьютерных играх, мобильных телефонах дети стали меньше общаться, а ведь любое личностное общение играет основную роль в обогащении чувственной сферы. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы дошкольника, очень актуальна и важна.

В ДОУ № 17, в группе «Лимпопо», где работает воспитателем Мазур М. С. , коррекция недостатков эмоциональной сферы у детей рассматривается как приоритетная задача воспитания. Ведь в ходе взросления, когда ребенок входит в средний дошкольный возраст, у детей происходят изменения в эмоциональной сфере, меняется их видение мира и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, у дошкольников возрастает самосознание, контроль над эмоциями во время игр и общения. Но эмоциональная сфера остается, фактически, на прежнем уровне и её необходимо развивать.

Грамотно построенная педагогическая работа обогащает эмоциональный опыт детей, что значительно снимает или даже устраняет недостатки в их эмоциональном развитии и благополучии. Дошкольный возраст - благодатный период для того, чтобы научить дошкольников соответствующим образом направлять и проявлять свои эмоции. Педагогу-воспитателю важно ознакомить детей с оригинальной эмоциональной азбукой, научить дошкольников пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания настроения друзей и родственников, научить рассматривать причины различных настроений.

В нашем дошкольном учреждении разработана система взаимодействия педагогов и специалистов с семьями воспитанников по созданию эмоционального благополучия дошкольников. Для всех воспитанников детского сада проводится воспитательная работа, направленная на развитие всего потенциала личности ребёнка.

Жизнь в детском саду № 17 организованна так, что дошкольник имеет возможность играть, заниматься, укреплять физическое и психическое здоровье. Созданы все условия для эмоционального благополучия детей.

Развивать эмоциональную сферу дошкольника, научить его понимать свои эмоции и проявлять их - задача не только психолога, педагогов и воспитателей ДОУ, но и родителей. Поэтому в детском саду № 17 действует комплексный подход к этой проблеме. Для родителей и воспитателей проводятся семинары-практикумы, тренинги, индивидуальные консультации, оформляется стендовая информация по проблемам развития эмоциональной сферы детей.

Знакомство с основными эмоциями воплощаться в жизнь, как в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, так и на специальных занятиях, где дошкольники испытывают разнообразные эмоциональные состояния, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, картинами, фильмами, мультфильмами, спектаклями и музыкой, которые пробуждают эмоции и чувства. Значимость таких занятий заключается в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают лучше понимать не только свои чувства, но и чувства окружающих их людей.

Наиболее эффективные и доступные методы развития у дошкольников эмоций - это: сюжетно-ролевые и подвижные игры, игровые упражнения, психогимнастика, применение театрализованной техники выразительных движений, разыгрывание этюдов, активное применение мимики и пантомимики. С их помощью в группе «Лимпопо» развивается эмоциональная сфера детей среднего дошкольного возраста.

Например, Марина Сергеевна, в своей группе, проводит цикл занятий «Мы дружные ребята», которые знакомят детей с формами и способами поведения в отношениях с другими людьми в различных ситуациях. Педагог помогает детям понять, что делать что-то совместно не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться, прислушиваться к мнению товарищей. Дети учатся знакомиться с помощью упражнения «Здравствуй, это я». Широко используются в работе с дошкольниками проблемные ситуации или сюжеты для игр-драматизаций «В группу пришел новенький», «Я нечаянно...», «Что делать, если...». В результате дети понимают, что дружба дает радость общения и нужно уметь доставлять эту радость другому человеку.

Таким образом, эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания развития и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе слаженной работы всех участников процесса. В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи, что является необходимым условием интеграции детей с нарушениями речи в среду нормально развивающихся сверстников.

Очень важно, чтобы ещё в дошкольном детстве ребёнок приобрёл опыт эмоционального реагирования, поскольку этот период является сензитивным для развития эмоциональной сферы.