Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа в детском саду

Консультация для воспитателей

Формирование эмоциональной речи
у дошкольников с нарушениями речи

Елина О.Ю., учитель-логопед МБДОУ №417 г. Нижний Новгород

Логопедическая помощь детям с нарушениями речи в специализированных дошкольных учреждениях осуществляется комплексно и направлена на взаимосвязанное формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, звукопроизношения. Формирование лексической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями происходит систематически на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Лексическая система ребёнка представлена в виде общеупотребительской (стилистически нейтральной) и эмоциональной лексики. К общеупотребительной лексике относятся слова: дом, поле, стол, кровать, ходить, белый... Этот лексический пласт представляет собой обычные названия явлений окружающей нас действительности и является основным в повседневной языковой практике детей. Эмоциональная лексика в дошкольном возрасте - наиболее адекватное средство выражения личного, субъективного отношения к тому или иному предмету высказывания, к той или иной ситуации, она может быть средством выражения личных чувств ребёнка, эмоциональных переживаний (например, доброта, печаль, злость, смелый, умный, радоваться). Владение эмоциональной лексикой служит средством коммуникации дошкольниками, выражением их симпатии или антипатий. Следует отметить, что дети с нарушениями в речи наиболее часто употребляют так называемые обиходные слова и выражения. Эмоциональная лексика используется ими лишь выборочно и фрагментарно или в устойчивых сочетания (красивая кукла, глупый пёс, плохая лиса...).

В лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушениями речи ГНУ Института коррекции педагогики РАО под руководством профессора Чиркиной Г. В. проведено исследование по проблеме формирования эмоциональной лексики у детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста.

Понятие «эмоциональная лексика» может быть рассмотрено в двух аспектах. Для лингвистических исследований характерна неоднозначность в понимании места и роли эмоционально - экспрессивного компонента в значении слова, что предопределяет многообразие классификаций. Традиционно к сфере эмоциональной лексики принято относить слова, выражающие чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом; словаоценки, квалифицирующие вещь, предмет, явление или с положительной, или с отрицательной стороны всем своим составом, лексически; слова, в которых эмоциональное отношение к называемому выражается не лексически, а грамматически, т. е. особыми суффиксами и префиксами (Галкина Федорук Е. М.).

В психолингвистической литературе содержится большое разнообразие и сложное переплетение понятий, как «эмоциональность», «эмотивность», «экспрессивность», «оценочность», причём термины рассматриваются исследователями неоднозначно. Трудность разграничения эмотивного, эмоционального, экспрессивного и оценочного компонентов состоит в том, что они часто взаимодействуют в значении слова (Стёркин И. А.).

Рассматривая проблему оценки, Н. А. Арутюнова отмечает, что аксиологическое (оценочные)значения представлены двумя основными типами: общеоценочным и частнооценочным. Первый тип реализуется прилагательными хороший, плохой, а также их синонимами с разными стилистическими и экспрессивными оттенками (прекрасный, превосходный, великолепный, отличный, замечательный, скверный, нехороший, дурной и т. д). Эта группа прилагательных выражает аксиологический (оценочный) итог.

Вторая группа более обширна и разнообразна. В нее входят лексические значения, дающие оценку одному из аспектов объекта с определенной точки зрения.

Исследование речи старшего дошкольного возраста с нарушениями речи показало, что их обиходная речь характеризуется развернутой фразой, грубых лексико-грамматических и фонематических отклонений не наблюдается, отмечены лишь отдельные пробелы в развитии фонетики, грамматики и лексики. Словарный запас дошкольников весьма ограничен, в некоторых случаях нарушен адекватный выбор языкового материала, часто слова заменяются близкими по ситуации, назначению. В экспрессивной речи детей с речевыми нарушениями преобладает первый (общеоценочный) тип аксиологических значений (хаосая игускахорошая игрушка); (пахая деватька - плохая девочка).

Изучение употребляемой частнооценочной лексики у детей ОНР выявило, что наиболее ярко у дошкольников просматриваются психологические оценки («гупый котенок» - глупый котенок; «гусный осик» - грустный ослик). Объем и последовательность овладения вторым типом аксиологических значений зависит от многих факторов; интеллектуального уровня ; речевого развития; возрастных обязанностей; среднего влияния.

Очень важно, что с точки зрения психолингвистически слово рассматривается не как единица абстрактной языковой системы, а как речевая способность человека. В таком контексте значение слова представляет собой не совокупность статичных компонентов, а процесс соотнесения идентифицируемой словоформы с некоторой совокупностью «продуктов переработки перцептивного, когнетивного и аффективного опыта, так или иначе связного и со словом, и с обозначаемым им объектов, и с текущей ситуацией, в которую включен называемый объект, и с эмоционально-оценочным переживанием» (Залевская А. А). Это положение является ключевым для исследования речи детей с отклонением в развитии.

Литературные данные по проблемам исследования особенностей речевого развития детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста свидетельствуют об их существенных отклонениях от нормально развивающихся сверстников, как в количественной, так и качественной характеристике словарного запаса. (Жукова М. С. , Спирова Л. Ф, Филичева Т. Б, Чиркина Г. В.).

Изучение проблемы речевого развития детей с нарушением речи показало; что данная область освещается с различных позиций: педагогических, психологических, лингвистических, психолингвистических. Разработанные специальные методики направлены на решение разнообразных вопросов, способствующих в конечном итоге развитию связной речи детей. Проблема обогащения лексики решается в контексте игровой деятельности, различных форм вербальной коммуникации, фразовой речи детей.

Однако вопросы изучения и формирования эмоциональной лексики у детей с речевыми нарушениями ранее не являлись предметом специального исследования.

Проведенная нами сравнительное изучение особенностей усвоения эмоциональной и нейтральной лексики детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения и дошкольниками с нормальным речевым развитием показало, что у детей с речевыми нарушениями имеется специфика в овладении лексической стороной речи в целом, а также выявлены недостатки в области развития эмоциональной лексики.

Так, у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речевого развития при исследовании нейтральной лексики было установлено следующее:

- отождествлением слов разных по значению, но сходных по звучанию;

- различного рода замены:

  • название части предмета названием целого;
  • названия одних предметов другими, ситуативно связанными с ними;
  • названия предмета названиями действий с ними;
  • названия действий другими семантически близкими действиями;
  • одно название предметов внешне сходных между собой;
  • название слово словосочетанием или предложением;
  • названия действий общим понятием.

- незнание значения отдельных слов (название действий, образованных от звукоподражаний, частей предметов, профессий);

- количественные и качественные особенности при определении видовых понятий, в установлении синонимических и антонимических отношений, в понимании явлений многозначности, во фразовой речи(лексические замены слов; аграмматизмы; использование однотипных конструкций; отсутствие начала и конца рассказа; наличие большого количества пауз, связанных с процессом поиска нужного слова; подмена субъекта, наименования признака предмета личными и указательными местоимениями, а также указательными местоимениями наречиями).

При изучении эмоциональной лексики выявлено, что употребление лексики, отражающей эмоциональные состояния и оценки в устной речи детей с нарушением речи, в два раза ниже, чем у дошкольников с нормальным речевым развитием.

В установлении синонимических и антонимических отношений у дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдались своеобразные ошибки;

  • происходили лексические замены; названия одних предметов другими, ситуативно связанными с ними (грустная, веселая);
  • названия признаков словосочетанием или предложением (испуганный, веселая);точных слов-определений прилагательными, имеющими очень широкое значение (нехорошая, плохая-злая, хорошая-веселая);
  • названия признаков названиями действий (грустит - грустная, испугалась - испуганная); одного названия другим, обусловленное неадекватным использованием суффиксов, за счет недифференцированности лексических оттенков (мама удивительно сказалаудивленно);
  • на основе недостаточной дифференцированности эмоциональных состояний (злой, грустный, испуганный, удивленный-испуганный);
  • одного названия другим на основе фонематической близости звуков (девочка была грязная - грустная);
  • слов, называющих чувства слова-оценками и наоборот (добрая, ласковая, нежная, красивая - веселая, веселый-добрый).

Все выше сказанное указывает, что процесс развития лексической системы, и в частности эмоциональной лексики у детей с ОНР, не может происходить спонтанно, для этого требуется систематическая, поэтапная логопедическая работа. В связи с чем разработана система методических приемов, направленная на формирование эмоционального пласта лексики детей с ОНР старшего дошкольного возраста, которая по своему содержанию дополняет существующую в настоящее время систему логопедического обучения детей с общим недоразвитием речи в условиях специального дошкольного учреждения (Филичева Т. Б., Чиркина Г. В, 1993).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Антипова Ж. В. Формирование словаря у дошкольников с ОНР. М., 2005.
  2. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте / Сост. Кондратенко И.Ю. М.: Айрис Пресс, 1998.
  3. Данилина Т. Л., Зедгенидзе В. Я., Стёпина Н. М. В мире детских эмоций. М., 2004.
  4. Жукова Н. С., Мастюкова Е. Б., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1999.
  5. Измайлов Ч. А. Цветовая характеристика эмоций. // Вестник МГУ. 1995, №4.
  6. Кондратенко И. Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с ОНР // Дефектология. 2002, №6.
  7. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. М.: Аркти, 2003.
  8. Развитие речи и творчества дошкольников / Под ред. Ушаковой О. С. М.: Сфера, 2002.
  9. Семенака С. И. Уроки добра. М.: Аркти, 2002.
  10. Спирина Л. Ф. Особенности лексики у детей с тяжелыми нарушениями речи // Дефектология. 2001, №6
  11. Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1990.
  12. Я Ты Мы / Сост. Князева О. Л. М.: Мозаикасинтез, 2005.