Методическая работа в детском саду
Консультация для воспитателей
Создание условий для развития мелкой моторики рук
в разновозрастной группе детского сада
Скрипник Светлана Михайловна, воспитатель дошкольной группы
МОУ «Красненская средняя общеобразовательная школа»
Алексеевского района Белгородской области
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребёнок пойдет в школу – это развитие точных движений пальцев рук и всей кисти (тонкой моторики).
В. А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.
Систематические упражнения по развитию мелкой моторики помогают выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений. Кинестетический контроль за движением руки во время выполнения практических действий (штриховка, обводка, рисование) - эффективное средство компенсации и коррекции зрительной недостаточности и формирования двигательных навыков. А повторение одного и того же движения способствует автоматизации двигательных навыков, являющихся основой подготовки руки ребенка к обучению письму, развивает компенсаторные возможности мышечного чувства, учит детей рациональному использованию зрительного восприятия.
Тем не менее, надо заметить, что слабое развитие моторики остается основной проблемой детей, поступающих в первый класс.
Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, например: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т. д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
Работа в разновозрастной группе требует от воспитателя повышенного внимания, гибкости, глубокого знания всех этапов развития ребенка, то есть крайне серьезной подготовки. В такой группе собраны вместе дети трех, а иногда и четырех возрастных ступеней. При этом очень важно, чтоб в каждой возрастной подгруппе было достаточное количество детей (особенно это важно для старших). В разновозрастном детском коллективе младшие дети получают импульс для игры от старших, учатся у них играть. Кроме того, если в игре участвуют дети разного возраста, она становится более живой и интересной: для каждого возраста найдется особая роль.
Организация работы по развитию кинестетических движений пальцев рук в разновозрастной группе требует от педагога серьёзной подготовки и знания теоретических основ. Поэтому, наша деятельность по данному направлению состоит из нескольких этапов.
1. Подготовительный этап – включает изучение литературы по проблеме, подбор упражнений по моторному развитию детей в соответствии с возрастными требованиями, знакомство и практическую отработку приемов и упражнений развития мелкой моторики, пополнение инструментария информационными и дидактическими материалами.
2. Диагностический этап – включает:
- проведение диагностики мелкой моторики по возрастным категориям (3–6 лет) по методике Н. О. Озерецкого (приложение 1) и тест зрительно-моторной координации Бендера (6–7 лет) – приложение 2;
- определение уровня развития мелкой моторики каждого ребенка;
- проведение анализа диагностики по возрастным категориям детей группы;
- подготовку индивидуальных и подгрупповых программ по развитию мелкой моторики детей;
Из анализа данных и наблюдений выявлено, что дети младшего дошкольного возраста имеют наиболее низкие показатели развития мелкой моторики по сравнению с детьми старшей возрастной категории. Этот факт указывает на необходимость проведения последовательной и систематической работы по формированию и развитию мелкой моторики у дошкольников с раннего возраста.
3. Этап развития и формирования – содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики воспитанников нашей дошкольной группы и включает в себя:
«Умелые пальчики» – проект с участием всех участников воспитательно-образовательного процесса (воспитателей, родителей, детей);
«Сенсомоторный центр» – проект по созданию в группе сенсомоторного центра с определением места и авторской концепции оформления, с учетом существующих сенсорных систем и возраста детей.
Также проводятся следующие мероприятия для родителей и детей по психомоторному и кинестетическому развитию дошкольников:
- практическая консультация для родителей на тему «Правила проведения пальчикового тренинга для дошкольников»;
- творческий конкурс «Бусинка к бусинке» - плетение бус и браслетов с участием детей и родителей;
- оформление практических материалов «Умелые пальчики» с подбором упражнений для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Широко используются в нашей группе пальчиковые игры – без предметов, с атрибутами, с предметами. Здесь участвуют дети всех возрастов группы: старшие помогают младшим, если у них что – то не получается, показывают, как надо сделать правильно.
Театр в руке: Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, «я–куклы», куклы-марионетки.
Работа с пластилином: Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить лепку из пластилина. Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами и овладению разными инструментами. Так же как и работа с тестом.
Работа с бумагой:
- Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.
- Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.
Работа с тканью, а так же шитье, вязание, плетение, застежки.
Работа с природным материалом: Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.
Работа с бросовым материалом.
Работа с пуговицами
Пуговичный массаж:
- Заполните просторную коробку пуговицами.
- Опустите руки в коробку;
- Поводите ладонями по поверхности;
- Перетирайте пуговицы между ладонями;
- Пересыпайте их из ладошки в ладошку;
- Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.
Работа с крупой, бусами
«Ракушка» - круглая игрушка, в которой перекатывается один или несколько шариков или бусинок. Ребенок ощупывает их через ткань, перебирает пальчиками, массируя активные зоны руки.
«Божьи коровки» - просто круглые мешочки, заполненные разными материалами. Ребенок ощупывает наполнитель через ткань. Можно сделать несколько игрушек, различных по размеру и с разными наполнителями: в самой маленькой игрушке могут быть опилки, в средней – гречневая крупа, в более крупной – горох или фасоль. Игрушки можно использовать, как счетный материал, как пирамидку (укладывая одну коровку на другую) и т. п.
«Черепашка» - круглый мешочек, заполненный любым наполнителем. Ребенок ощупывает наполнитель через ткань. Наполнители могут быть разными. Игрушки можно использовать, как счетный материал, как пирамидку (укладывая одну черепашку на другую) и т. п.
Шнуровки
Массаж кистей рук и пальцев: Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук:
- массаж тыльной стороны кистей рук
- массаж ладони
- массаж пальцев рук
Массажеры:
- Упражнения с массажерами: катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти.
- Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.
Упражнения с мячами
- учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его;
- катать мяч по часовой стрелке;
- держать одной рукой – другой рукой выполнить ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания.
Упражнения обязательно выполняются каждой рукой по очереди.
Графические диктанты помогут подготовить руку ребёнку к письму, развить пространственной воображение, научить ребёнка ловкости при обращении с ручкой и карандашом и точности в движении руки, что даст возможность заложить правильную основу для формирования правильного письма.
В процессе работы развивается сила руки, её ловкость, переключаемость с одного вида движений на другой, так же внимание, глазомер, зрительная память, усидчивость, аккуратность, фантазия, образное мышление, подготовка руки к письму. У нас в группе созданы условия для развития мелкой моторики рук: через специальные игровые упражнения по различным видам деятельности (познавательной, изобразительной). Развиваем мелкую моторику рук через игровые упражнения (типа «Пальчик, пальчик, где ты был?)
В заключении можно сказать следующее: упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому в нашей дошкольной группе развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание. Контингент группы разновозрастной, поэтому игры-занятия по развитию мелкой моторики проводятся со всеми детьми от 3 до 6 лет. Ежедневно, в начале и в конце образовательной деятельности мы разминаем пальчики: делаем массаж, упражняемся с шариками и палочками, играем в пальчиковые игры. Используем игры и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей.
Помимо всего этого, наша группа работает по технологии М. Монтессори, и поэтому в работе с детьми используем ее развивающие пособия: рамки, шнуровки, упражнения с водой и крупой. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их выбирается в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук детей. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то весь комплекс упражнений становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Используемая литература
- Арцишевская И. Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий. – М. : Книголюб, 2008. – 72 с.
- Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
- Ганичева И. В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). – М. : Книголюб, 2004, - 144с.
- Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – 4 изд. - СПб. : Питер, 2007. – 208 с.
- Нефедова Е. А. , Узорова О. В. Готовимся к школе. – К. :ГИППВ, 1998, 400с.
- Родительские собрания в детском саду: Старшая группа / Авт. -сост. С. В. Чиркова. – М. : ВАКО, 2009. – 320 с.
- Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. СПб, 2001.
- Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 56 с.
Аттестация педагогических работников | Консультации для воспитателей | Контроль и руководство педагогическим процессом в ДОУ | Методический кабинет старшего воспитателя | Педсоветы, Семинары в ДОУ | Передовой педагогический опыт, Образовательные проекты в ДОУ | КОП технической направленности