Методическая работа в детском саду
Консультация для воспитателей
«Сказочная страна Детства!» или
Применения метода сказкотерапии в работе
с детьми старшего дошкольного возраста
Кухтина Нина Викторовна, педагог-психолог
высшей квал.категории МАДОУ №357 г.Казань
Один из эффективных методов в работе с с детьми дошкольного возраста является метод сказкотерапии! Ведь ребенок и сказка-это одно целое! Особенно если это одаренный ребенок, не разучившийся еще жить в мире чудес! Кроме того, по мнению автора, каждый ребенок, попадающий в мир сказок, становится настоящим Волшебником, и все истории, которые он здесь сочиняет, бывают непередаваемо прекрасными и талантливыми.
Что же такое сказкотерапия? По мнению Т. Зинкевич-Евстигнеевой, это «сокровенное, глубинное знание о мире и системе взаимоотношений в нем!» Значит, прикасаясь к истокам сказки, дети открывают в себе и в окружающем их мире то, что, может быть, в глубине души уже давно известно, и то, что сказка помогает им интуитивно понять!
Как проводить занятия с использованием метода сказкотерапии? Конечно, же, прежде всего, прежде всего надо выявить тех детей, с которыми необходимо работать. Для определения развития интеллекта дошкольников, рекомендуется использовать следующие методики:
- рисуночные тесты: «Дом-дерево-человек», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи»
- тест «Развитие коммуникационных умений»,
- методика В.Г.Щур «Определение самооценки дошкольника»
- Школа интеллекта Станфорд-Бине , которая является индивидуальным тестом, направленным на измерение умственных способностей детей, начиная с 2-летнего возраста, и т. д.
Затем формируются группы детей от 5 до 7 лет. Оптимальное количество детей в каждой групп, 6-8 человек. Занятия проводятся два раза в неделю, в течение двух месяцев.
Целью занятий с применением метода сказкотерапии является: гармонизация эмоционально-личностного развития каждого ребенка, формирование его волевых качеств и творческих способностей.
Основные задачи:
- Развитие фантазии и воображения.
- Развитие умения выражать свои мысли.
- Развитие способности слушать другого, следить за ходом его мыслей и умения пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.
- Развитие способности к децентрированию, умения встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон
- Развитие эмпатии.
- Расширение репертуара эмоций и эмоциональных состояний. Развитие способности их распознавать.
- Расширение знаний о явлениях окружающего физического и социального мира.
В работе с детьми дошкольного возраста используется методика Грабенко Т. , Зинкевич-Евстигнеева Т. , Фролов Д. «Волшебная страна внутри нас!», а так же авторская программа «Точка Пересечения».
Необходимым условием при работе с детьми с использованием метода сказкотерапии, является работа с их родителями. Так называемая «Взрослая сказочная группа» приглашается на занятия один раз в неделю. Последнее занятие проходит с группой детей. Эти занятия с родителями ценны тем, что родители учатся сосредотачиваться на своем ребенке полностью, не отвлекаясь ни на какие мелочи, для того, чтобы ребенок чувствовал себя важной и значимой личностью, был уверен в своем праве на нераздельный, подлинный интерес и не сомневался ни на мгновенье в родительской, полной и безоговорочной любви к нему.
На занятиях по сказкотерапии дети погружаются в мир сказок, переживают за героев, сочувствуют им, бурно выражают свое мнение и отношение к происходящим событиям, рисуют, поют, танцуют, играют, придумывают собственные сказки, ставят небольшими фильмы, в которых являются одновременно авторами, режиссерами, актерами, декораторами и гримерами. На последнее, заключительном занятие по сказкотерапии, родители вместе со своими детьми шьют кукол-марионеток, с помощью которых потом разыгрывается настоящий кукольный спектакль! Кроме того, родители и дети, используя основы геральдики, рисуют герб семьи, сочиняют стихи, дарят друг другу веселые подарки и т. д. Вот одно из стихотворений, написанных Анжеликой В. , 5 лет, вместе со своей мамой, и посвященный всем родителям, которые еще не знают, как прекрасна страна сказок!
«Дорогие папа с мамой!
Лучик солнца дарим вам!
И цветущие поляны,
Где живет гиппопотам!
Солнце за морями село,
В ту страну, где бродят сны!
И нам очень захотелось,
Чтобы с нами были вы!»
А вот одна из сказок, сочиненных детьми после того, как они побывали в Волшебной Стране Чувств и познакомились там с эмоциональными состояниями главных героев!
Сказка про то, как Зайка виноватым был, Влада 6 лет.
Зайка взял у Мишки мед, и Мишка на него очень обиделся. Зайка стал виноватым, ему было грустно. А учитель сказал Мишке в школе, что не надо обижаться на друзей, а надо сделать для них что-то доброе. Тогда Мишка вышел утром из школы и кинул цветы вверх, и они стали сыпаться с неба как дождь. А Зайчик поймал эти цветы, и у него сразу потеплело на сердце. И они стали дружить, и зайчик больше не чувствовал себя виноватым.
По окончании работы с детьми, была проведена повторная диагностика. Ее результаты показали, что дошкольниками был приобретен положительный опыта общения со сверстниками и взрослыми, что помогло детям осознать себя, как творческую личность и способствовало их дальнейшему эмоционально-личностному развитию через содержащиеся в сказках волшебные компоненты.
Кроме того, в результате работы «Взрослой Волшебной группы», изменилось отношение родителей к детям, каждый из них по-новому смог взглянуть на своего ребенка, открыть в нем незамеченные ранее черты и качества. Еще раз хочется подчеркнуть тот факт, что в каждом взрослом человеке где-то в глубине души живет маленький ребенок! Занятия по сказкотерапии помогают родителям вспомнить то состояние легкости и светлой радости, гениальности открытий, всего того, что окружало нас в детстве! И тогда, вспомнив все это, мы поймем, что все дети одарены от природы, надо только создать ту атмосферу любви и доверия, которая поможет ребенку полностью реализовать свой творческий потенциал! Любовь способна творить в этом мире настоящие чудеса, а именно ее так катастрофически не хватает и взрослым и детям! Вот в чем заключается первая и наиважнейшая задача родителей: пробудить в своем ребенке Лучик Любви, чтобы он осветил его изнутри волшебным светом. Это трудная задача, но поверьте, она того стоит, и тогда все наши дети будут одаренными, талантливыми, способными и гениальными!
Аттестация педагогических работников | Консультации для воспитателей | Контроль и руководство педагогическим процессом в ДОУ | Методический кабинет старшего воспитателя | Педсоветы, Семинары в ДОУ | Передовой педагогический опыт, Образовательные проекты в ДОУ | КОП технической направленности