Методическая работа в детском саду
Консультация для воспитателей
Лекция на тему: «Возрастные особенности одаренности.
Познавательная потребность, как интеллектуально-личностное
«ядро» развития одаренности»
Ананьина Н.А., педагог-психолог I кв. категории
МБДОУ №92 «Голбакча» г.Набережные Челны
Возрастные особенности одаренности.
Творческие возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период его развития - 2-5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности, и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности. Значит, предпосылки творческих возможностей надо искать здесь. Дело родителей, педагогов - поддержать эти стремления ребенка
Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Эта способность лежит в основе многих интуитивных скачков (перескакивания через этапы).
Любознательность и особый интерес к чему-то составляет точку отсчета в развитии каждого. Выбор области исследований ребенка - важный момент, который нельзя пропустить. Диапазон точек творческого роста бесконечен. Такой личностный выбор может относиться равно к природе, искусствам, науке, технике, спорту, к миру профессий, к социальной жизни.
Еще одна точка отсчета - память , характеризующая специальный талант, избирательна и эффективна. Отличная память базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Одаренных отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко использовать накопленные знания. Их склонность к классификации и категоризации иллюстрируется и любимым увлечением - коллекционированием. Большой словарный запас, умение ставить вопросы отличают маленьких «вундеркиндов». Они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.
В сфере психосоциального развития талантливым детям свойственны следующие черты:
- Сильно развитое чувство справедливости , проявляющееся очень рано. Они устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
- Яркое воображение маленьких талантов рождает несуществующих друзей и целую фантастическую жизнь, богатую и яркую. Спустя много лет часть из них как в работе, так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход.
- для одаренных детей характерны преувеличенные страхи , поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы, эмоционально зависимы, несбалансированны, нетерпеливы.
- В школьном возрасте есть такой индикатор творческих способностей - темы учебного курса , которые вызывают вопросы и желание докопаться до истины. То, к чему проявляется большой интерес, неукротимое стремление понять есть проявление специальных способностей.
Для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие.
- Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.
- Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.
- Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.
- Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.
- Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами, одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
- Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания, и большим упорством в решении той или иной задачи.
Психосоциальная чувствительность.
- Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.
- Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
- Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.
- Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
- Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.
- Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.
- Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.
- Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.
Физические характеристики.
- Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.
- Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей.
Познавательная потребность как интеллектуально-личностное «ядро» развития одаренности.
Психологи давно обратили внимание на повышенную потребность одаренных детей в умственной деятельности, в их, без преувеличения, постоянной потребности в познании. Эта черта резко отличает их от обычных детей. Один ребенок придумывает свое государство, его язык, конституцию. Другой маленький интеллектуал, обложившись словарями, целый день ищет и конструирует «самый первый язык». Одаренные дети постоянно ищут и усваивают знания. Педагоги и родители одаренных детей не перестают удивляться их непрерывной потребности в познавательной деятельности. В этой любви к познанию, к умственной деятельности - одна из причин развития способностей у этих детей. Психологи рассматривают потребность ребенка в познании, т. е. их познавательную потребность, как одну из сильнейших потребностей человека, на равных конкурирующих с такой, как потребность в общении.
В исследовании Н. Б Шумаковой изучались особенности развития постановки вопросов как одной из форм проявления поисковой, творческой активности в период от 5 до 20 лет.
Результаты исследования позволили выделить два критических периода в развитии способности детей задавать вопросы при знакомстве с новым объектом.
Первый критический период наблюдается в возрасте от б до 8 лет. Если дошкольники отличаются чрезвычайно высокой любознательностью , то с переходом к школьному обучению значительная часть детей (20-25%) становятся пассивными; вместе с тем у 20-25% детей наблюдается резкое нарастание активности, а у большинства -50-60% - активность существенно колеблется в зависимости от условий общения и обучения. В этот период познавательные вопросы детей приобретают новое качество - поисковый характер: они направлены в основном на самостоятельное нахождение неизвестного.
В подростковом периоде (11-14 лет) вопросы приобретают структуру гипотез, носят исследовательский характер . К концу этого периода сужается содержательная широта вопросов, но появляются вопросы нового содержания, выходящие за пределы настоящего времени, имеющие личностный смысл: вопросы о смысле для человека неизвестных и открываемых явлений, о возможностях познания мира, прогнозирования будущего, о месте человека во Вселенной, о смысле жизни.
В этот критический период происходит дальнейшая дифференциация детей по их активности в постановке исследовательских вопросов, вопросов-гипотез.
К концу подросткового возраста четко выделяются два крайних полюса активности в постановке вопросов, проблем, построении догадок - проблемный (творческий) и непроблемный (нетворческий).
Подростки с проблемным типом активности обнаруживают в ситуации неопределенности большие способности к самостоятельному порождению задач, вопросов, проблем и поиск их решения. Они отличаются высокой способностью включаться в поставленные проблемы, возвращаться к ним по мере дальнейшего опыта исследования.
В дальнейшем, в период от 15 до 20 лет , эти различия между людьми не сглаживаются, а имеют тенденцию нарастать.
Одаренность как педагогический и психологический феномен.
С педагогической точки зрения одаренные дети - это дети, которые по уровню развития своих способностей явно выделяются среди своих сверстников или в среде своей социальной группы. Педагогов, впервые встретившихся в своей педагогической практике с одаренными детьми, обычно подкупает их ранняя увлеченность (чтением, музыкой, счетом), повышенная любознательность, большой запас знаний, способность быстро обучаться и сосредотачиваться на выполнении учебного задания на длительное время, исследовательская активность и активность в учебном процессе.
Но насколько приятен может быть одаренный ученик в положительных своих проявлениях, настолько же он может быть невыносим в проявлениях отрицательных. Каково, например, работать с учеником, который всех перебивает (и педагога тоже), обвиняет в невежестве, занимается на занятии непонятно чем, «витает в облаках» или, не скрываясь, читает энциклопедический словарь. Все делает (говорит, пишет, думает) слишком быстро или, наоборот, слишком медленно, и вообще, может встать и выйти из класса, заявив, что на этом занятии ему неинтересно, потому что он и так все это знает. К этому букету негативных проявлений можно добавить эмоциональную неуравновешенность, резкие перепады в отношении к самому себе и к другим, невротизм и иные психологические и физиологические индивидуальные особенности. Однако для полноты картины нужно отметить, что есть и такие одаренные дети, у которых все в порядке - и голова, и здоровье, и общение, и личностное развитие.
При психологическом описании феномена одаренности чаще всего указывают на следующие особенности одаренных детей:
- Более высокая, чем у сверстников, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления;
- Наличие некоторой внутренней установки, направленности личности на занятие интересующей его деятельностью;
- Необычайно высокая познавательная активность, ненасыщаемая потребность в деятельности;
- Ранняя готовность к целеустремленному умственному напряжению;
- Способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности.
Подытоживая разные определения, можно сказать, что в самом общем виде одаренность определяется как повышенный уровень развития одной или нескольких способностей человека , на основе которых он имеет возможность достигать сверхвысоких успехов в социально значимых видах деятельности и которые, тем самым, выделяют его среди других представителей данной возрастной или социальной группы.
При этом важно отметить, что хотя одаренность теснейшим образом связана с уровнем развития способностей, ее нельзя отождествлять с уровнем развития одной или нескольких из них. В случае, например, с интеллектуальной или академической (учебной) одаренностью - это единство, как минимум, и познавательной потребности, и эмоциональной включенности и мотивации, и способности к регуляции своих действий . Кроме того, проявление и развитие одаренности непрерывно связаны с развитием психофизиологической, волевой и других сфер психики человека.
Особо следует отметить, что одаренность - это всегда системное качество , в котором в индивидуально-своеобразной форме взаимосвязано развиваются и познавательная, и эмоциональная, и личностная, и иные сферы психики данного человека и которое создает его предрасположенность к достижению высоких и сверхвысоких результатов в выполняемой им деятельности по сравнению с представителями своей возрастной или социальной группы.
Учитывая, что все сферы психики с возрастом обучающего развиваются, то и одаренность в целом представляет собой явление динамическое, изменяющееся во времени как по предмету и по интенсивности проявления, так и по степени и характеру взаимосвязей между ее структурными компонентами.
Существенным отличием психологической точки зрения на одаренность от педагогической является то, что в качестве объекта теоретической и практической психологии одаренность может быть представлена в психике ребенка не только как наличная данность, но и как потенциальная возможность, а именно:
- Как одаренность явная (проявленная). Специалисты утверждают, что число таких явно одаренных детей составляет примерно 1 - З % от общего числа детей;
- Как одаренность возрастная, т. е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет она исчезает;
- Как одаренность скрытая (потенциальная), которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей, Детей со скрытой одаренностью значительно больше, чем с явной.
Одаренные дети могут различаться также по темпу развития:
- с нормальным темпом развития в детстве;
- с опережением возрастного развития, (так называемые вундеркинды),
- по личностным, гендерным (социально-половым) и иным особенностям.
Планирование работы с одарёнными детьми.
Во всем мире проблема выявления одаренных детей вызывает все больший интерес в связи с тем, что одаренные дети являются ресурсом развития страны.
С психологической точки зрения одаренность, во-первых, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики (Г. А. Давыдова, А. М. Матюшкин, В. Р. Степанов).
Во-вторых, одаренность многолика, ее проявления зависят от возраста и характеризуются большой индивидуальностью, что определяется исключительно своеобразным сочетанием разных сфер психики одаренного человека.
В-третьих, различны критерии, используемые для оценки феномена одаренности.
Дошкольное воспитание – неотъемлемая часть общего образования современного человека. И поэтому особая миссия возложена на детский сад. Его задача раскрыть потенциал ребенка, данный ему от рождения, воспитать душу и характер подрастающего человека. Сегодня внимание многих педагогов и психологов привлекает вопрос одаренности, ее природы, возможностей выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей.
Кто же такой одаренный ребенок? Обычно к одаренным и талантливым детям относят тех, кто благодаря своим способностям демонстрирует высокие достижения в различных сферах человеческой деятельности.
Одаренность традиционно раскрывается через понятие способностей (общая, специальная). Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Этим даром природа отмечает каждого человека. Но свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной.
Одарённым принято называть того, чей дар явно превосходит средние возможности.
Многие специалисты называют одаренностью генетический дар. Внешнее окружение и воспитание, либо подавляют его, либо помогают этому дару раскрыться. А благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способствуют превращению этого природного дара в выдающийся талант.
Талант - определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени.
- вербально-лингвистический (присущ журналистам, писателям и юристам, лингвистам)
- цифровой (характерен для математиков, программистов)
- слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды)
- пространственный (присущ дизайнерам и художникам)
- физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике)
- личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе)
- межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актёрами)
- талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).
- предпринимательский - талант (мышление нового поколения, навязанного временем и деньгами).
Как правило, для полноценного раскрытия таланта важно его попадание в определенные условия. Существует мнение, что одарённость это проявление гениальности. Гени а льность, наивысшая степень проявления творческих сил человека, высшая степень развития его способностей. Может проявиться в самых различных областях человеческого творчества - в науке, искусстве, технике, политике (так же как одаренность). Гениальность отличают от таланта тем, что гении являются «начинателями» новой исторической эпохи в своей области. Гениальность, в отличие от таланта, представляет собой не просто высшую степень одарённости, а связан с созданием качественно новых творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Деятельность гения реализуется в определённом историческом контексте жизни человеческого общества, из которой гений черпает материал для своего творчества. Большая часть исследователей склонялась к тому, что одаренность - интегративное (суммарное, общее) свойство. Т. е. одаренный человек способен достичь успехов во многих видах деятельности.
Но разрабатывалась и другая точка зрения: согласно ей нет одаренности вообще, одаренность всегда привязана к определенному виду деятельности, она всегда либо математическая, либо музыкальная, либо литературная, либо спортивная и далее практически до бесконечности. Выходит, сколько видов деятельности, столько и видов одаренности.
В педагогическом плане вопрос об общей и специальной одаренности имеет и важный возрастной аспект. Одаренность на ранних возрастных этапах (старший дошкольный и младший школьный возраст), рассматривается как общая, универсальная способность. А с возрастом она приобретает специфические черты и определенную предметную направленность.
Часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство родителей и педагогов, способна творить педагогические чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, что у него есть.
Что такое детская одарённость?
В настоящее время наряду с термином "одаренные дети" используется термин "высокоодаренные дети". В это число обычно попадает 2 % от общего числа детей. "Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности".
Выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными:
- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);
- дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);
- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); их чаще называют талантливыми;
- дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).
Итак, проблема выявления одаренных детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации. При этом следует иметь в виду, что критерии одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированными.
При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:
- различные варианты метода наблюдения за детьми ;
- специальные психодиагностические тренинги;
- экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
- проведение «пробных» занятий по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
- экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, поделок) профессионалами;
- организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, , спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п. ;
- проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза).
Навешивание ярлыков типа «одаренный» или «ординарный» недопустимо не только из-за опасности ошибок в диагностических заключениях. Как убедительно показывают психологические данные, такого рода ярлыки могут весьма негативно повлиять на личностное развитие ребенка.
Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. При создании в ДОУ благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Такими условиями являются:
- наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов и воспитателей;
- наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
- создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у него чувство собственной значимости, поощряющей проявление индивидуальности;
- наличие образовательной системы.
Современная система образования, в частности детские сады и школы, испытывают особую потребность в программах, которые учитывали бы индивидуальные запросы и интересы одарённых детей. Одним из вариантов работы с одарёнными детьми является программа «Одарённый ребёнок», разработанная коллективом сотрудников под руководством Л. А. Венгера. Основное отличие данной программы от использовавшихся ранее программ обучения в детском саду состоит в переносе основного внимания с содержания обучения на его средства (наглядные модели). Программа предназначена для ведения работы с группой одарённых детей старшего дошкольного возраста в течение двух лет и является преемственной в технологии реализации с программой «Развитие».
Перейдем к диагностическому этапу – выявление потенциально одаренных детей.
В нашей стране долгое время изучением детской одаренности и разработкой вопросов раннего выявления и дальнейшего развития незаурядных детей практически не занимались. Только в последние годы проблема детей с высокими умственными способностями начала вызывать большой интерес не только в научной среде, но в прессе и печати.
Система по выявлению потенциально одаренных детей в рамках ДОУ, включает в себя:
1-й этап: первоначальное выделение детей для дальнейшего обследования.
Для этого используется метод экспертных оценок. Воспитатели средней группы в конце учебного года заполняют анкету, где по пятибалльной системе оценивают степень проявления у детей группы признаков одарённости: выполнение заданий на наиболее высоком уровне, сообразительность, инициативность, оригинальность и разнообразие продуктов деятельности, любознательность, широта кругозора. Дальнейшее обследование проводится с детьми, у которых достаточно часто и ярко проявляются данные признаки.
2-й этап: отбор детей в группу одарённых.
При диагностике одарённости мы исходим из представления большинства исследователей о том, что ребёнок, продемонстрировавший высокий уровень способностей хотя бы по одному из следующих параметров: уровень интеллекта, познавательной мотивации и креативность, заслуживает того, чтобы его квалифицировали как одарённого.
Тест: «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности?»
Действительно ли вы можете судить об одаренности ребенка, понимать причины недостаточного развития способностей у здорового ребенка?
Все это может показать тест Юркевич В. С. , который мы вам предлагает выполнить
Дайте на каждый вопрос один из трех ответов: да, нет, не знаю.
- Нельзя слишком рано учить ребенка читать, даже если он сам к этому стремится.
- Память - это самое главное для развития способностей.
- Пока ребенок мал, никаких жестких требований к нему нельзя предъявлять.
- Нельзя одаренного ребенка учить точно так же, как обычного.
- Одаренные дети иногда с трудом усваивают знания и навыки, не соответствующие их способностям.
- Ребенку с ранних лет необходимо предоставить выбор везде, где это только можно: в еде, одежде, прогулках и даже выборе друзей.
- Чувство долга нельзя воспитывать слишком рано, нельзя предъявлять маленькому ребенку слишком строгие требования - от этого страдает личность.
- Любой урок в школе должен быть интересен ребенку - без этого не будут развиваться способности.
- Одаренный ребенок часто имеет трудности в общении.
- Математику до 12-13 лет должны достаточно полно изучать все дети, вне различий в способностях.
- Нужно, чтобы с первых дней обучения в школе ребенок был ориентирован только на отличные отметки.
- Нельзя к ребенку, пусть даже маленькому, постоянно проявлять свою любовь - можно избаловать.
- Детей до 11 лет нельзя обучать в профилированных классах - математических, гуманитарных. ..
- Нельзя наказывать ребенка за сломанную игрушку.
- Ребенка нельзя заставлять читать, особенно художественную литературу.
- Ребенка с малых лет необходимо приучать к обязанностям по дому.
- У каждого ребенка должна быть уверенность в своих силах.
- Нужно постоянно проявлять свою любовь, когда ребенок мал, любовью избаловать невозможно.
- Нельзя наказывать ребенка за плохое выполнение интеллектуальной деятельности - плохо прочитал, неправильно сосчитал и т. п.
- Если ребенок обыкновенный, нельзя чтобы он считал себя способным, это будет мешать ему в жизни.
- Одаренность только от Бога.
- Одаренного ребенка можно сразу определить - он поражает всех своими знаниями и суждениями.
- Маленького ребенка нельзя постоянно брать на руки - этим его можно избаловать.
- Хороший учитель - тот, на уроке которого детям всегда интересно и они не замечают, как идет время.
- Нужно, чтобы с самого раннего детства ребенку поменьше запрещали, тогда он вырастет настоящей личностью.
- Маленького ребенка нельзя наказывать, это ведет к подавлению личности.
- От оценок в школе желательно совершенно избавляться.
- Когда взрослые читают ребенку, очень важно, чтобы он сидел тихо и прислушивался к каждому слову.
- Одаренным детям ни в коем случае нельзя говорить, что они - одаренные, они могут зазнаться.
- Для того чтобы ребенок вы рос способным, с ним обязательно надо заниматься еще до школы чтением, счетом, иностранным языком.
- Для развития способностей от ребенка необходимо требовать, чтобы он ежедневно читал хотя бы две-три страницы.
А теперь подсчитайте количество правильных ответов.
Итак, если у вас более половины ответов неправильных, то вам необходимо заняться своим самообразованием (либо сочинить свою педагогическую теорию). Работать с одаренными детьми вам пока рановато.
Если неправильных ответов всего 5-7 - очень неплохо, в целом вы чувствуете, что называется, истину, остается только реализовать ее на практике.
Если неправильных ответов всего 2-3 - это просто замечательно, вы настоящий гений педагогической интуиции - вам необходимо срочно найти себе дело, соответствующее вашим недюжинным педагогическим способностям.
Ответы на анкету.
верно - (+) не верно - (-)
- (v) 6. (+) 11. (v) 16. (+) 21. (v) 26. (v) 31. (v)
- (v) 7. (v) 12. (v) 17. (+) 22. (v) 27. (v)
- (v) 8. (v) 13. (v) 18. (+) 23. (v) 28. (v)
- (v) 9. (+) 14. (+) 19. (+) 24. (v) 29. (v)
- (+) 10. (+) 15. (+) 20. (v) 25. (v) 30. (v)
Список использованный литературы:
- Белова, Е. С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» – М; 1998 г.
- Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии 1966. № 6. С. 80–91.
- Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд. – СПб. : Питер, 2007. – 368 с.
- Доровской, А. И. «100 советов по развитию одаренности детей» – М;1997 г.
- Гильбух, Ю. З. Умственно одаренный ребенок. Киев. 1993.
- Кулемзина, А. В. Детская одаренность: психолого-педагогическое исследование. Томск. 1999.
- Лейтес, Н. С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва – Воронеж; 1997 г.
- Личностно-оринтированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности (методическое пособие). Синягина Н. Ю. , Чирковская Е. Г. М. : Вузовская книга. 2001 – 131с.
- Одаренные дети. Бурлинская Г. В. , Слуцкий В. М. М. : Прогресс, 1991. – 376 с. //Общ. Ред. Г. В. Бурлинской и В. М. Слуцкого; Предисловие В. М. Слуцкого.
- Одаренный ребенок /под ред. О. М. Дьяченко – М; 1997 г.
- Психология одаренности детей и подростков» /под ред. Н. С. Лейтеса – М; 2000 г.
- Психология общих способностей. Дружинин В. М. Спб. : питер, 2007. – 368сю – 3-е изд.
- Психология одаренности детей и подростков /под ред. Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтеса, Т. М. Марюгина /Под ред. Лейтеса Н. С. учебное пособие для студентов высших и среднеспециальных учебных заведений. Изд. 2-е, пераб. , доп. , – М; АСАДЕМА. – 2000 г.
- Программа Л. А. Венгера «Одарённый ребёнок» (основные положения) – 1995 г.
- Психология одаренности: от теории к практике /под ред. Д. В. Ушакова – М; 2000 г.
- Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста/ под ред. О. М. Дьяченко, Булычевой А. И. – 1996 г.
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М. : педагогика, 1986. – 224 с. /Под ред. Л. А. Венгера /Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР.
- Рибо, Т. Творческое воображение. Спб. : Эрлих, 1901.
- Савенков, А. И. Одаренный ребенок дома и в школе – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 272 с.
- Савенков, А. И. Одаренные дети в детском саду и школе – М.
- Семенов, И. Н. Возрастные особенности одаренных детей // Инновационная деятельность в образовании. 1994. №1. С. 56-64.
- Шадриков, В. Д. Способности и интеллект человека. – М. : Издательство Современного гуманитарного университета, 2004. – 188 с.
- Юркевич, В. С. Одаренный ребенок. – М. 1999.
Аттестация педагогических работников | Консультации для воспитателей | Контроль и руководство педагогическим процессом в ДОУ | Методический кабинет старшего воспитателя | Педсоветы, Семинары в ДОУ | Передовой педагогический опыт, Образовательные проекты в ДОУ | КОП технической направленности