Методическая работа в детском саду
Консультация для воспитателей
Выступление на тему:
«Реализация Региональной програмы
дошкольного образования
для детей 3-7 лет»
Хайретдинова Гузель Нурулловна, воспитатель по обучению
татарскому языку, МАДОУ «ЦРР-д/с №383» г.Казани РТ
Региональная программа дошкольного образования Р. К. Шаеховой.
Данная программа задает содержание образования детей от 3 до 7 лет с учетом климатических, национально – культурных и демографических условий Республики Татарстан.
Программа основывается на положениях фундаментальных исследований отечественной психолого – педагогической науки о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста, о личностном и деятельностном подходах в его развитии (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования.
Программа разработана в соответствии с культурно – историческими подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста, сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости. Ее реализация основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования, строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми.
Программа обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих совместную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность детей, предусматривает внедрение адекватной возрастным возможностям учебной модели при осуществлении образовательного процесса с детьми от 6 до 7 лет, обеспечивает преемственность с примерными основными общеобразовательными программами дошкольного образования. Программа направлена на всестороннее физическое, социально – личностное, познавательно – речевое, художественно – эстетическое развитие и предусматривает обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, краеведения, изучения татарского (русского) языка.
«Освоение национальной культуры, духовности своего народа, обогащение ее культурой народов совместного проживания, ориентация ребенка на культуру как на ценность позволит ему в в дальнейшем понять и культуру мировую. Лишь такой широкий взгляд на культуру собственного народа, восприятие ее в контексте более масштабных культурных процессов может стать основой формирования и развития творческой личности, позволяющей ее не просто пассивно созерцать национальную культуру, в вносить в нее свой индивидуальных вклад, включаться в культуросозидающий процесс» (Ф. Ф. Харисов) в программе задачи психолого – педагогической работы распределены по четырем направлениям : физическому, социально – личностному, познавательно – речевому, художественно – эстетическому.
В направление «Физическое развитие входят образовательные области «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», в которых заложены начала формирования здорового образа жизни. Все самое ценное, что веками сформировано мудростью и культурой татарского народа, является частью системы дошкольного образования.
В содержании направления «социально – личностное развитие» в качестве основы выступает общение ребенка на родном языке со взрослым и сверстниками, приобретающее на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности в широком культурном контексте выступают как главное условие присвоения ребенком традиций, формирования начал гражданственности, любви к своей семье, родному краю, Родине, как основа формирования его самосознания. В этом направлении представлены образовательные области «Социализация» и «Труд».
В содержании направления «Познавательно – речевое развитие главным выступает развитие устойчивого интереса к татарскому (русскому) языку, желание общаться на родном языке. Заложить основы правильного звукопроизношения, интонационной выразительности речи, определенного запаса лексических единиц помогут информационно – коммуникационные технологии, аудио, видеозаписи, учебно-методический комплект, детская художественная литература.
Специально обозначены задачи развития познавательного интереса в области ознакомления с историей, культурой, архитектурой, природой родного края. Интеграция национальных ценностей и системы образованияпроцесс постоянного совершенствования содержания дошкольного образования, его целей, ценностей, смысловых установок. Введение элементов национальной культуры в содержание познавательно – исследовательской деятельности ребенка способствует формированию личности с высоким уровнем национального самосознания и духовной культуры.
Интеграция не самоцель, а потребность перехода системы регионального образования в новое состояние. В этом направлении представлены образовательные области «познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
Направление «Художественно – эстетическое развитие»
Рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами национальной культуры. Включение национальной культуры в систему дошкольного образования осуществляется посредством педагогического потенциала элементов национальной культуры – музыки, изобразительного искусства, театра, фольклора, народных песен, народных танцев, игры. Это направление представляют образовательные области «Художественное творчество», «Музыка»
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению программы
Режим дня – это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей, который устанавливается дошкольным образовательным учреждением самостоятельно с учетом:
- времени пребывания детей в группе
- действующих санитарно – эпидемиологических правил и нормативов (СанПин)
- Федерльных государственных требований в сфере дошкольного образования;
- рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
- специфики условий (климатических, демографических, национально – культурных и т. д.) осуществления образовательного процесса.
- времен года и др.
Деятельность взрослых и детей по реализации и освоению Программы организуется в режиме дня в двух основных моделях – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется не на жестко регламентируемых занятиях, а через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно – исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально – художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм проблемно – игровая ситуация, чтение художественной (познавательной литературы, наблюдение, подвижная игра, игровое упражнение, детское экспериментирование, проектная деятельность и др) выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно.
Для обеспечения целостности представлений ребенка о родном крае рекомендуется использовать комплексно – тематических подход, отражающий определенный фрагмент действительности и задающий общий контекстный смысл, соответствующий интересам и возрастным возможностям детей. Следует учесть, что новая информация осваивается детьми через разные каналы восприятия (зрительный, слуховой, кинестетический), в связи с чем предлагается при освоении ее содержания использовать различные виды деятельности должны отражать систему образовательного содержания. Они могут расширять и углублять содержание примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, что позволяет удовлетворить образовательные потребности родителей, познавательный интерес детей, реализовать развивающий потенциал регионального компонента.
Воспитателю следует помнить, что дети дошкольного возраста, изучающие татарский язык осваивают его в условиях искусственно созданной языковой среды. Языковая среда должна иметь развивающий характер. Понятие языковой среды включает как собственно языковое окружение (языковую среду), так и предметно – развивающую среду ребенка. Полезным представляется создание специальной комнаты для занятий татарским (русским языком). В такой комнате могут быть государственные символы РТ и РФ, фотографии города, столицы, красочные альбомы татарского (русского) декоративно – прикладного искусства, развивающие игры, различные детские рисунки, проекты, мнемосхемы, игрушки – герои татарских сказок, детская художественная литература, аудио, видеозаписи и т. д.
Научиться говорить на татарском (русском) языке – это не только выучить слова и выражения, но и научиться жить в другом культурном пространстве. Изучение другого языка – это и знакомство с другой культурой, с праздниками и обычаями другого народа, сказками, детскими играми и фольклором. Таким образом, следует уточнить понятие языковой среды и добавив слово «культурная». Такая среда не только сообщает детям новые знания, но и помогает им лучше узнать свою культуру, так как процесс обучения проходит в сравнении.
Одним из основных средств создания иноязычной среды выступает иноязычная речевая деятельность взрослых в дошкольном учреждении. Обучающий характер должен проявляться не только в специальных учебных речевых ситуациях на занятиях. Но и в процессе различных видов детской деятельности и в режимных моментах. Такие естественно возникающие диалоги являются моделью речевого поведения для детей и образцом для подражания.
Интегрированный подход к организации обучения рассматривается как формирование совокупности способов познания и познавательной мотивации, перенос способов познания из одного вида деятельности в другие. Ведущее внимание в них уделяется развитию интегративных качество ребенка в разных видах деятельности, которые не существуют автономно, дифференцированно, а взаимодополняют друг друга, объединяются в единый целостный педагогический процесс.
Особенностью интегрированного обучения является то, что оно базируется на основе одной главной или доминантной деятельности, являющейся своеобразным стержнем обучения. Остальные интегрируемые с ней деятельности помогают глубже понять главное содержание обучения, существующие связи и возможность применения полученных знаний в самостоятельной детской деятельности
Образовательные задачи разных направлений развития дополняют в взаимно обогащают друг друга. Часто одни и те же образовательные задачи могут решаться на разном содержании. Кроме того, в одном виде деятельности можно решать несколько задач развития. Например, в продуктивных видах кроме технического освоения самой деятельности могут решаться познавательные задачи (познакомить детей с искусством кожаной мозаики, рассмотреть кожаные ичиги, цветные узоры, расположенные на передки и украшающие голенища), задачи формирования творческих способностей, развития речи (дети рассказывают о своих замыслах, о результатах работы), игровой деятельности, если созданный эскиз включается в игровую ситуацию.
При определенном построении процесса обучения образовательные задачи способны обогащать друг друга. Такие возможности взаимообогащения образовательных задач следует учитывать при планировании образовательного процесса.
Планирование образовательного процесса предусматривает объединение комплекса различных видов специфически детских видов деятельности вокруг единой темы. Инициатива в выборе темы может принадлежать педагогам, детям и их родителям. В качестве видов могут выступать тематические недели, события, проекты, сезонные явления в природе, праздники, традиции и др. Освоение заданного содержания реализуется в его самостоятельной деятельности.
Детские виды деятельности рекомендуется выстаивать таким образом, чтобы каждое последующее содержание обогащало имеющиеся представления, позволяло по – новому взглянуть на данное событие, явление, а продуктивная деятельность – позволяла их воплощать. Такой подход дает возможность осознанно и творчески осваивать историю, культуру, природу родного края и самостоятельно использовать полученные знания. Воспитателю рекомендуется использовать не жестко фиксированный, а подвижный график деятельностей, самостоятельно определять их последовательность, обеспечивая баланс разных видов активности детей. Для решения тех или иных задач можно заменять одни виды деятельности другими в рамках времени, отведенного для них в режиме дня.
Планируя содержание, важно предусмотреть использование разных форм взаимодействия взрослого с детьми: прямое, опосредованное обучение, равноправное сотрудничество. В прямом обучение воспитатель занимает активную позицию, раскрывает содержание, которое дети не могут освоить самостоятельно (показывает символику города, рассказывает о его достопримечательностях, истории). Им необходимо помочь осознать предоставленную информацию. Партнерская деятельность взрослых с детьми и детей между собой чаще используется на разных этапах освоения, что зависит от специфики содержания и опыта детей. Ребенок развивается не только в совместной деятельности со взрослым и сверстниками, но и в самостоятельной деятельности. Поэтому воспитателю важно организовать развивающую предметную среду в группе, стимулирующую процессы самостоятельного развития ребенка, его самостоятельные творческие проявления.
Планирование воспитательно–образовательного процесса с детьми разных возрастов имеет специфику. Если в младшей, средней, старшей возрастных группах образовательный процесс строится преимущественно в свободных формах, то в подготовительной к школе группе значительное место занимают специально организованные обучающие занятия. Использование на занятиях учебно–методического комплекта, введение учебно–игровой задачи способствуют развитию элементов учебноигровой задачи способствуют развитию элементов учебной деятельности : умению принять задачу, действовать по инструкции, контролировать себя. Но при этом важно не преувеличивать роль организованного обучения. По особенностям возраста детям гораздо ближе наблюдения за реальными событиями, действия с конкретными объектами, деятельность игрового и соревновательного характера.
Проектируя воспитательно–образовательный процесс, важно через планирование объединять деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения: воспитателей, учителей – логопедов, инструкторов по физической культуре, музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования. Необходима систематическая работа по согласованию содержания деятельности педагогов по реализации региональной программы дошкольного образования.
Освоение детьми определенного контекстного содержания может завершаться организацией того или иного кульминационного момента, итогового события, досуга, праздника, спектакля, выставки, на которых дети обобщают полученные знания, демонстрируют свои успехи.
Использование интегрированного подхода к проектированию воспитательно-образовательного процесса имеет явные преимущества: развивающие и образовательные задачи становятся ядром содержательно – смыслового поля, что повышает мотивированность детской деятельности, обеспечивает уменьшение психологических нагрузок на детей при усилении развивающего эффекта. Способствует усилению степени самостоятельности и активности, формированию целостных представлений об окружающем мире. Обеспечивается взаимодействие между всеми участниками педагогического процесса, вырабатывается единый взгляд на развитие ребенка. Успехи становятся достоянием родителей.
Аттестация педагогических работников | Консультации для воспитателей | Контроль и руководство педагогическим процессом в ДОУ | Методический кабинет старшего воспитателя | Педсоветы, Семинары в ДОУ | Передовой педагогический опыт, Образовательные проекты в ДОУ | КОП технической направленности