Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа в детском саду

Консультация для воспитателей

Игры и упражнения на развитие внимания и памяти
у детей с общим недоразвитием речи

Корнаухова Т.А., воспитатель МБДОУ ЦРР Д/С №53 «Елочка», г.Тамбов

Развитие внимания и памяти является важной коррекционной задачей. Эти процессы теснейшим образом связаны с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Одной из причин возникновения общего недоразвития речи является нарушение внимания. У детей с ОНР внимание нарушено примерно в 90 из 100 случаев. Из этого следует, что развитие внимания и памяти положительно складываются на коррекции речевого недоразвития. И заниматься этим необходимо и во время непрерывной непосредственно образовательной деятельности, и во время игровой деятельности, и во время режимных моментов.

Хочу остановиться на играх и упражнениях, эффективно развивающих внимание и память детей, которые могут использовать педагоги в своей работе.

Игра «Будь внимателен»

  • Перед началом игры разучите условные сигналы. При слове «зайчики» дети должны попрыгать, при слове «цапли» - стоять на одной ноге, а при слове «лошадки» - остановиться и стучать одной ногой об пол.
  • Теперь попросите идти детей по кругу. Ведущий с разными интервалами и в различном порядке называет слова-команды, а дети их выполняют.
  • В дальнейшем можно набор команд расширить.

Игра «Поющие животные»

  • Играющим предлагается представить себя животным, любящим петь
  • Дети должны по очереди «спеть» (промяукать, прогавкать, промычать и т. д.) какую-нибудь песню. Например, «В траве сидел кузнечик», «В лесу родилась елочка», а остальные - угадать их.

Игра «Земля, вода, огонь, воздух»

  • Дети садятся в круг. Ведущий договаривается с ними, что если он скажет слово «земля», все опускают руки вниз, слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, а слово огонь - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.
  • Дети повторяют слова за ведущим и выполняют соответствующие движения. Сначала можно говорить медленно, потом быстрее и быстрее.
  • Выигрывает тот, кто не сбился и выполнил все команды правильно.

Для развития внимания полезно проводить хорошо известные воспитателям упражнения: «Найди отличия», «Найди предмет, не похожий на другие», «Что изменилось?», «Лабиринт», «Исправь ошибки», традиционные игры: «Летает - не летает», «Съедобный - несъедобный».

Память является одной из основных способностей человека и одним из необходимых условий развития интеллекта. Для развития памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рекомендуется заучивание стихов или сказок, рассказы об увиденном во время прогулок, а так же специальные игры и упражнения.

Игра «Послушай и запомни»

  • Подберите пять пар связанных друг с другом по смыслу слов, например: туча - дождь, ночь - луна, постель - сон, солнце - день, лампа - свет. Предложите ребенку прослушать их два раза. Затем называйте по одному слову из каждой пары. Задача малыша - вспомнить второе слово.
  • Усложняя задание, увеличивайте количество пар.
  • Обязательно меняйтесь ролями

Игра «Посмотри и запомни»

  • На столе поставьте несколько предметов и игрушек. Покажите их ребенку на 10 секунд. После этого попросите ребенка отвернуться и измените, расположение предметов на столе, добавьте или уберите какой-нибудь предмет. Поверните ребенка и попросите его повторить первоначальную картину на столе.

Игра «Нарисуй узор»

  • Попросите ребенка посмотреть на нарисованный узор и повторить его на чистом листе бумаги по памяти.

Все эти и другие подобные игры помогают педагогу в полном объеме развивать у детей с общим недоразвитием речи внимание и память, а вместе с ними и речь.

Литература

  1. Тихомирова Л. Ф. Познавательные способности детей 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2001.
  2. Юрченко Е. М. Вся жизнь - игра. - Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2008.