Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Конспекты занятий для детей в ДОУ > Занятия по развитию речи для дошкольников

Конспект открытого занятия по логопедии «Путешествие в страну звуков»

Гаврилова О.И., Абдулкадырова Г.Г., логопеды ГАУСО «РЦ для детей и подростков с ограниченными возможностями МТЗ и СЗ РТ в Лаишевском муниципальном районе»

Цель: Развитие коммуникативной функции речи, фонематического слуха, зрительного и фонематического восприятия.

Коррекционно - образовательные задачи: Дать понятие о звуке и звуковой  структуре слова. Учить выделять начальный гласный звук в слове и конечный согласный. Обогащать словарь детей  новыми словами: пиктограмма, древний, пещера, пешеходы, паутинка.

Коррекционно - развивающие задачи: Активизировать речевую деятельность, работать над звукопроизношением, развивать интонационные просодические компоненты речи, совершенствовать диалогическую речь, развивать связную речь, фонематические представления. Развивать зрительный гнозис и конструктивный праксис, общей, тонкой и артикуляционной моторики, творческое воображение, фантазию.

Коррекционно - воспитательные задачи: Развивать способность слушать стихотворный текст, эмоционально реагировать на его содержание. Воспитывать умение  согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Методические приемы: Организация детей, загадывание загадок, вопросов, беседа, физкультминутка, подвижные игры, использование раздаточного материала, использование физического инвентаря, поощрение.

Материал: листы бумаги, ножницы, мяч, книга, ковер, небольшой плоский камешек с пиктограммой, игрушки - предметы: волк, мышка, лиса, жук, мак, дом, белые квадратики по количеству детей (4 шт. на каждого ребенка), машина-игрушка, картинки (ослик, индюк, утка, аист, баран, жук, кот, петух, мак, дом), схемы слов, дорожка из полиэтилена 40 х 100 см, темное покрывало, 3 больших стула, 3 «ладошки» из цветного картона: красная, желтая, синяя, чайные ложки (2 штуки на ребенка), аудиозаписи голосов животных.

Возраст детей: от 3 до 18 лет

Дата проведения: 21.02.2020г.

Время проведения: 11.00ч.

Место проведения: территория реабилитационного центра.

Используемая литература:

  1. Журнал «Логопед», №1 2013г.
  2. Журнал «Дошкольная педагогика», №4 - 2017г.
  3. Книга «Логоритмика в детском саду», автор Картушина М.Ю., М-2007г.
  4. Книга «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», автор Нищева Н.В., СПб - 2003г.
  5. Дидактический  материал.

1 часть. Вводная.

Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Слушай и отгадывай» Закройте глаза и отгадайте, что я делаю. (Хлопаю в ладоши, рву бумагу, режу бумагу ножницами, играю с мячом, листаю книгу). Вы хлопаете в ладоши, рвете бумагу. Режете бумагу ножницами, играете с мячом и…

Логопед: Как вы узнали, что я делала, вы же не видели?

Дети: Мы слышали.

Логопед: Правильно, вы слышали звуки.

2 часть. Основная.

Логопед: Ребята, сегодня  утром я нашла у себя этот камешек. На нем рисунки - пиктограмма. Так в древности писали люди, они еще не знали букв. Давайте попробуем узнать, что тут написано. (Разбираем пиктограмму)

Логопед: А ведь это приглашение в сказочную страну Звуков. Давайте мы в нее отправимся на волшебном ковре - самолете. Занимайте места на ковре.

Артикуляционная гимнастика.

Если в сказку всем  сердцем поверить,

(приоткрыть рот)

В мир волшебный раскроются двери!

Вы туда без труда попадете

(удерживать широкий расслабленный язык на нижней губе: «лопаточка»)

На волшебном ковре - самолете,

На летучем большом корабле

(поднять боковые края и кончик языка: «чашечка»),

Или с Бабой Ягой на метле,

(кончик узкого языка ритмично движется  вправо - влево: «часики»)

На плоту по молочной реке

(широкий расслабленный язычок: «лопаточка»)

И верхом на Коньке - Горбунке,

(поцокать языком: «лошадка»)

Можно в сказку влететь на Жар - птице,

(широкий язык движется вверх- вниз: «качели»)

Можно на Колобке закатиться,

(круговые движения кончиком языка вокруг губ)

Можно въехать, как слон на еже.

(покусать кончик языка).

Ой! Мы, кажется, в сказке уже….

Знакомство с понятием «звук». «Путешествие в древние времена сказочной Страны звуков».

Логопед: Давным - давно на земле жили древние люди. Жили они в пещерах, охотились на древних животных, но говорить не умели. Нас встречает девочка по имени Янсон. Она живет в лесу, в своем племени. Янсон любознательная, внимательная, умная. Это она нам прислала приглашение. Янсон любит гулять по лугам и лесам, прислушивается к разным звукам. По издаваемому звуку она может определить животное. Давайте вместе с Янсон  отгадаем животных. (Запись звуков животных)

- Как шипит змея? Ш-ш-ш.

- Как фыркает ежик? Ф-ф-ф

- Как воет волк? У-у-у.

- Как звенит комар? З-з-з

- Как жужжит жук? Ж-ж-ж

- Как долбит дятел? Д-д-д.

Логопед: Давайте вместе с Янсон поучимся соединять звуки, чтобы из них получились слова.

- Шшшууум, дддыыым, Получились слова.

- Слова состоят из звуков. Чтобы услышать звуки в слове, надо произнести слово протяжно.

- У Янсон есть волшебная веточка. Она касается веточкой предмета и слово протяжно звучит.

«Вы молчите, я молчу,

И веточка молчит.

Предмета веточка коснется -

Сразу слово зазвучит»

(Янсон касается веточкой предметов - волка, лисы, мака, жука. Дети протягивают слова)

Логопед: Вместо звука Янсон рисовала веточкой на песке квадратик (Янсон выкладывает белый квадрат-звук на пол). Слово «жук» Янсон записала так (выкладывает 3 белых квадратика). И мы с вами будем обозначать звук квадратиком. (Дети выкладывают из квадратиков слова: мак, сок, дом, жук)

Динамическая пауза.

- Давайте немного отдохнем. (Ребенок проводит упражнения с речевым сопровождением)

Перед нами луг широкий,

 А над нами лес высокий.

А над нами сосны, ели

Головами зашумели.

Грянул  гром (хлопок)

Побежали быстро в дом.

Пальчиковая гимнастика. «Здравствуй»

«Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю -

Всех я вас приветствую!»

Выделение начального гласного звука в слове.

Логопед: Мы сейчас поиграем в игру «Умная машина». Умная машина сигналит пешеходам первым звуком их названия. Волку - В, мышке - М.

Логопед: Как сигналит машина  ослику -, аисту -, индюку -, утке - ?

Выделение конечного согласного звука в слове.

Логопед: У Янсон есть друг Дракоша - Звукоедик. Его так зовут потому, что он любит проглатывать звуки в словах. Он прячет звуки в пещере, где живет.

Чтобы попасть в пещеру, нужно пройти по мостику - паутинке, стараясь не упасть  с него. Потом нужно забраться в пещеру, достать  звук, обозначенный белым квадратом  и вернуть звук на место в звуковую схему слова (бара.. индю., пету., ко., жу.. ма..)

(Дети проходят по тканевой дорожке, которую держат двое взрослых на высоте 6 см от пола.)

Логопед: Мы подошли к пещере дракона. Может быть Дракоша в пещере? Давайте проверим.

Игра «Кричалки, шепталки, молчалки». Показываю детям 3 картонные ладошки - красную, желтую, синюю.

Логопед: Внимательно следите за ладошками, которые я буду показывать. Если увидите красную ладошку - можно прыгать и кричать, желтую - можно только шептать, медленно передвигаться, если покажу синюю - нужно замереть на месте. (показываю ладошки, дети выполняют правила)

Логопед: Вот мы свами пошумели, пошептали, помолчали. В пещере тихо, Дракоши там нет. По очереди заходим в пещеру, достаем  звуки-квадратики и возвращаем их на место в схемы слов. (Дети выполняют задание)

3 часть. Заключительная.

Закрепление понятия «звук». Игра «Узнай слово»

Логопед: Из чего состоят слова? (из звуков)

Логопед: Янсон соединяет звуки в слова  и произносит их протяжно. Какие слова у нее получились? (Янсон проговаривает: сссооок, нннооос). Произнося слова протяжно и внимательно прислушиваясь, вы научитесь слышать все звуки в слове.

Логопед: А сейчас нам пора возвращаться  домой. Попрощаемся с Янсон. Пройдите на наш волшебный ковер самолет. Мы прилетим в детский сад к обеду. Чем мы будем есть суп? (ложками). Чтобы не скучать в пути - выполним самомассаж ложками .

(Дети вместе с логопедом выполняют упражнения самомассажа ложками)

Итог

Логопед: Вот мы и прилетели домой. Вы хорошо поработали, все старались и за это вас ждет сюрприз. Закройте глаза, вытяните вперед правую руку (каждому ребенку в руку кладется конфета).

Этапы НОД

Действия педагога

Действия воспитанников

Организационный

момент «Слушай и отгадывай»

Включение в игровую    ситуацию

Предлагает детям отгадывать различные звуки с закрытыми глазами.

Показывает камень с пиктограммой. Предлагает отправиться в путешествие

Закрывают глаза, слушают звуки, отгадывают

Дети отгадывают пиктограмму.

Артикуляционная гимнастика

Читает стихи и показывает упражнения

Дети выполняют упражнения.

Знакомство с понятием «звук»

Рассказывает о девочке из Страны Звуков, представляет ее детям

Дети определяют по звукам животных, соединяют звуки в слова. Выкладывают звуковые схемы слов.

Динамическая пауза

По инициативе детей

выполняются действия по тексту

Имитируют движения по тексту.

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»

По инициативе детей выполняются движения с пальчиками

Дети выполняют действия по тексту

Выделение начального гласного звука в слове. Игра «Умная машина»

Предлагает детям определить

первый звук в названиях животных

Дети называют первые гласные звуки в названиях животных

Выделение конечного согласного звука в слове.

Игра «Паутинка» (преодоление неуверенности в себе Игра «Темная пещера» (коррекция страха темноты) Игра

«Кричалки, шепталки, молчалки» (развитие наблюдательности, умение действовать оп правилам, развитие волевой регуляции)

Предлагает найти пропавшие звуки  в конце слов, проглоченных Дракошей - Звукоедиком.

Предлагает пройти  по мостику - паутинке, поиграть в игру, зайти в темную пещеру и найти там пропавшие звуки.

Просит детей вернуть звуки  в звуковую схему слов

Выполняют игровые задания

Закрепление понятия «звук».

Игра «Узнай слово»

Предлагает девочке Янсон произносить слова протяжно.

Дети узнают и называют слова

Самомассаж ложками (стимуляция дозревание корковых отделов речедвигательной системы, улучшение качества артикуляционных движений)

Предлагает вернуться  домой. В дороге  выполнить самомассаж лица чайными ложками. Показывает действия и читает при этом стихи

Дети выполняют упражнения самомассажа.

Оценка деятельности детей в течение НОД

Комментирует оценку деятельности детей, предлагает сюрприз

Делятся впечатлениями.