Конспекты занятий для детей в ДОУ > Занятия по развитию речи для дошкольников
Конспект открытого занятия по логопедии «Путешествие в страну звуков»
Гаврилова О.И., Абдулкадырова Г.Г., логопеды ГАУСО «РЦ для детей и подростков с ограниченными возможностями МТЗ и СЗ РТ в Лаишевском муниципальном районе»
Цель: Развитие коммуникативной функции речи, фонематического слуха, зрительного и фонематического восприятия.
Коррекционно - образовательные задачи: Дать понятие о звуке и звуковой структуре слова. Учить выделять начальный гласный звук в слове и конечный согласный. Обогащать словарь детей новыми словами: пиктограмма, древний, пещера, пешеходы, паутинка.
Коррекционно - развивающие задачи: Активизировать речевую деятельность, работать над звукопроизношением, развивать интонационные просодические компоненты речи, совершенствовать диалогическую речь, развивать связную речь, фонематические представления. Развивать зрительный гнозис и конструктивный праксис, общей, тонкой и артикуляционной моторики, творческое воображение, фантазию.
Коррекционно - воспитательные задачи: Развивать способность слушать стихотворный текст, эмоционально реагировать на его содержание. Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Методические приемы: Организация детей, загадывание загадок, вопросов, беседа, физкультминутка, подвижные игры, использование раздаточного материала, использование физического инвентаря, поощрение.
Материал: листы бумаги, ножницы, мяч, книга, ковер, небольшой плоский камешек с пиктограммой, игрушки - предметы: волк, мышка, лиса, жук, мак, дом, белые квадратики по количеству детей (4 шт. на каждого ребенка), машина-игрушка, картинки (ослик, индюк, утка, аист, баран, жук, кот, петух, мак, дом), схемы слов, дорожка из полиэтилена 40 х 100 см, темное покрывало, 3 больших стула, 3 «ладошки» из цветного картона: красная, желтая, синяя, чайные ложки (2 штуки на ребенка), аудиозаписи голосов животных.
Возраст детей: от 3 до 18 лет
Дата проведения: 21.02.2020г.
Время проведения: 11.00ч.
Место проведения: территория реабилитационного центра.
Используемая литература:
- Журнал «Логопед», №1 2013г.
- Журнал «Дошкольная педагогика», №4 - 2017г.
- Книга «Логоритмика в детском саду», автор Картушина М.Ю., М-2007г.
- Книга «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», автор Нищева Н.В., СПб - 2003г.
- Дидактический материал.
1 часть. Вводная.
Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Слушай и отгадывай» Закройте глаза и отгадайте, что я делаю. (Хлопаю в ладоши, рву бумагу, режу бумагу ножницами, играю с мячом, листаю книгу). Вы хлопаете в ладоши, рвете бумагу. Режете бумагу ножницами, играете с мячом и…
Логопед: Как вы узнали, что я делала, вы же не видели?
Дети: Мы слышали.
Логопед: Правильно, вы слышали звуки.
2 часть. Основная.
Логопед: Ребята, сегодня утром я нашла у себя этот камешек. На нем рисунки - пиктограмма. Так в древности писали люди, они еще не знали букв. Давайте попробуем узнать, что тут написано. (Разбираем пиктограмму)
Логопед: А ведь это приглашение в сказочную страну Звуков. Давайте мы в нее отправимся на волшебном ковре - самолете. Занимайте места на ковре.
Артикуляционная гимнастика.
Если в сказку всем сердцем поверить,
(приоткрыть рот)
В мир волшебный раскроются двери!
Вы туда без труда попадете
(удерживать широкий расслабленный язык на нижней губе: «лопаточка»)
На волшебном ковре - самолете,
На летучем большом корабле
(поднять боковые края и кончик языка: «чашечка»),
Или с Бабой Ягой на метле,
(кончик узкого языка ритмично движется вправо - влево: «часики»)
На плоту по молочной реке
(широкий расслабленный язычок: «лопаточка»)
И верхом на Коньке - Горбунке,
(поцокать языком: «лошадка»)
Можно в сказку влететь на Жар - птице,
(широкий язык движется вверх- вниз: «качели»)
Можно на Колобке закатиться,
(круговые движения кончиком языка вокруг губ)
Можно въехать, как слон на еже.
(покусать кончик языка).
Ой! Мы, кажется, в сказке уже….
Знакомство с понятием «звук». «Путешествие в древние времена сказочной Страны звуков».
Логопед: Давным - давно на земле жили древние люди. Жили они в пещерах, охотились на древних животных, но говорить не умели. Нас встречает девочка по имени Янсон. Она живет в лесу, в своем племени. Янсон любознательная, внимательная, умная. Это она нам прислала приглашение. Янсон любит гулять по лугам и лесам, прислушивается к разным звукам. По издаваемому звуку она может определить животное. Давайте вместе с Янсон отгадаем животных. (Запись звуков животных)
- Как шипит змея? Ш-ш-ш.
- Как фыркает ежик? Ф-ф-ф
- Как воет волк? У-у-у.
- Как звенит комар? З-з-з
- Как жужжит жук? Ж-ж-ж
- Как долбит дятел? Д-д-д.
Логопед: Давайте вместе с Янсон поучимся соединять звуки, чтобы из них получились слова.
- Шшшууум, дддыыым, Получились слова.
- Слова состоят из звуков. Чтобы услышать звуки в слове, надо произнести слово протяжно.
- У Янсон есть волшебная веточка. Она касается веточкой предмета и слово протяжно звучит.
«Вы молчите, я молчу,
И веточка молчит.
Предмета веточка коснется -
Сразу слово зазвучит»
(Янсон касается веточкой предметов - волка, лисы, мака, жука. Дети протягивают слова)
Логопед: Вместо звука Янсон рисовала веточкой на песке квадратик (Янсон выкладывает белый квадрат-звук на пол). Слово «жук» Янсон записала так (выкладывает 3 белых квадратика). И мы с вами будем обозначать звук квадратиком. (Дети выкладывают из квадратиков слова: мак, сок, дом, жук)
Динамическая пауза.
- Давайте немного отдохнем. (Ребенок проводит упражнения с речевым сопровождением)
Перед нами луг широкий,
А над нами лес высокий.
А над нами сосны, ели
Головами зашумели.
Грянул гром (хлопок)
Побежали быстро в дом.
Пальчиковая гимнастика. «Здравствуй»
«Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю -
Всех я вас приветствую!»
Выделение начального гласного звука в слове.
Логопед: Мы сейчас поиграем в игру «Умная машина». Умная машина сигналит пешеходам первым звуком их названия. Волку - В, мышке - М.
Логопед: Как сигналит машина ослику -, аисту -, индюку -, утке - ?
Выделение конечного согласного звука в слове.
Логопед: У Янсон есть друг Дракоша - Звукоедик. Его так зовут потому, что он любит проглатывать звуки в словах. Он прячет звуки в пещере, где живет.
Чтобы попасть в пещеру, нужно пройти по мостику - паутинке, стараясь не упасть с него. Потом нужно забраться в пещеру, достать звук, обозначенный белым квадратом и вернуть звук на место в звуковую схему слова (бара.. индю., пету., ко., жу.. ма..)
(Дети проходят по тканевой дорожке, которую держат двое взрослых на высоте 6 см от пола.)
Логопед: Мы подошли к пещере дракона. Может быть Дракоша в пещере? Давайте проверим.
Игра «Кричалки, шепталки, молчалки». Показываю детям 3 картонные ладошки - красную, желтую, синюю.
Логопед: Внимательно следите за ладошками, которые я буду показывать. Если увидите красную ладошку - можно прыгать и кричать, желтую - можно только шептать, медленно передвигаться, если покажу синюю - нужно замереть на месте. (показываю ладошки, дети выполняют правила)
Логопед: Вот мы свами пошумели, пошептали, помолчали. В пещере тихо, Дракоши там нет. По очереди заходим в пещеру, достаем звуки-квадратики и возвращаем их на место в схемы слов. (Дети выполняют задание)
3 часть. Заключительная.
Закрепление понятия «звук». Игра «Узнай слово»
Логопед: Из чего состоят слова? (из звуков)
Логопед: Янсон соединяет звуки в слова и произносит их протяжно. Какие слова у нее получились? (Янсон проговаривает: сссооок, нннооос). Произнося слова протяжно и внимательно прислушиваясь, вы научитесь слышать все звуки в слове.
Логопед: А сейчас нам пора возвращаться домой. Попрощаемся с Янсон. Пройдите на наш волшебный ковер самолет. Мы прилетим в детский сад к обеду. Чем мы будем есть суп? (ложками). Чтобы не скучать в пути - выполним самомассаж ложками .
(Дети вместе с логопедом выполняют упражнения самомассажа ложками)
Итог
Логопед: Вот мы и прилетели домой. Вы хорошо поработали, все старались и за это вас ждет сюрприз. Закройте глаза, вытяните вперед правую руку (каждому ребенку в руку кладется конфета).
Этапы НОД |
Действия педагога |
Действия воспитанников |
Организационный момент «Слушай и отгадывай» Включение в игровую ситуацию |
Предлагает детям отгадывать различные звуки с закрытыми глазами. Показывает камень с пиктограммой. Предлагает отправиться в путешествие |
Закрывают глаза, слушают звуки, отгадывают Дети отгадывают пиктограмму. |
Артикуляционная гимнастика |
Читает стихи и показывает упражнения |
Дети выполняют упражнения. |
Знакомство с понятием «звук» |
Рассказывает о девочке из Страны Звуков, представляет ее детям |
Дети определяют по звукам животных, соединяют звуки в слова. Выкладывают звуковые схемы слов. |
Динамическая пауза |
По инициативе детей выполняются действия по тексту |
Имитируют движения по тексту. |
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй» |
По инициативе детей выполняются движения с пальчиками |
Дети выполняют действия по тексту |
Выделение начального гласного звука в слове. Игра «Умная машина» |
Предлагает детям определить первый звук в названиях животных |
Дети называют первые гласные звуки в названиях животных |
Выделение конечного согласного звука в слове. Игра «Паутинка» (преодоление неуверенности в себе Игра «Темная пещера» (коррекция страха темноты) Игра «Кричалки, шепталки, молчалки» (развитие наблюдательности, умение действовать оп правилам, развитие волевой регуляции) |
Предлагает найти пропавшие звуки в конце слов, проглоченных Дракошей - Звукоедиком. Предлагает пройти по мостику - паутинке, поиграть в игру, зайти в темную пещеру и найти там пропавшие звуки. Просит детей вернуть звуки в звуковую схему слов |
Выполняют игровые задания |
Закрепление понятия «звук». Игра «Узнай слово» |
Предлагает девочке Янсон произносить слова протяжно. |
Дети узнают и называют слова |
Самомассаж ложками (стимуляция дозревание корковых отделов речедвигательной системы, улучшение качества артикуляционных движений) |
Предлагает вернуться домой. В дороге выполнить самомассаж лица чайными ложками. Показывает действия и читает при этом стихи |
Дети выполняют упражнения самомассажа. |
Оценка деятельности детей в течение НОД |
Комментирует оценку деятельности детей, предлагает сюрприз |
Делятся впечатлениями. |
Комплексные, интегрированные занятия | Занятия по ИЗО деятельности | Занятия по математике, ФЭМП в ДОУ | Календарно-тематическое планирование в ДОУ | Занятия по познавательному развитию | Занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ | Безопасность, Занятия по ОБЖ в ДОУ | Занятия по развитию речи в ДОУ | Занятия по экологии в детском саду