Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Конспекты занятий в детском саду

Занятие по развитию речи

Конспект занятия по развитию речи «Звуки Ш-Ж. В гостях у лесных жителей»

Хомяк Лариса Александровна, учитель-логопед МДОУ №13 г.Алексеевка, Белгородская область

Тема: Звуки Ш - Ж. В гостях у лесных жителей.

Цель:

  • Учить слухо - произносительной дифференциации звуков Ш-Ж.
  • Закрепить правильное произношение звуков Ш-Ж в слогах, словах,
  • предложениях.
  • Учить самостоятельно производить звуко - слоговой анализ слов.
  • Развивать слухо - речевую память.
  • Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Воспитывать желание говорить правильно.

Оборудование: Шапочки-жуки, игрушки (Еж, Мишка), плоскостные фигурки (2 вазы, речка цветочная поляна, камушки, гусеница),

2 мольберта, маленькие мягкие подушечки (синие, зеленые, красные), Колокольчики (бумажные и металлические) по количеству детей.

Содержание деятельности:

1. Организационный момент.

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в очередное путешествие.

Закрываем глазки и представим, что мы летающие жуки. Сегодня мы с вами полетим в сказочный лесной бор. Открываем глаза и готовимся к полету. Как жужжат жуки?

(Дети изображают летающих, веселых жуков и жужжат. Логопед одевает на детей шапочки жуков.)

- Вот мы и на сказочной поляне поляне. Закрываем глаза, превращаемся в ползущу. Как змея шипит?

(Дети, взяв друг друга за плечи, ходят по поляне, шипят.

2. Сравнение звуков.

(Поляна, цветы, Мишка, Еж, пеньки, речка, колокольчики.)

Полюбуйся, вот так чудо!

Мишка, еж, цветы, от куда?

В лес волшебный мы попали,

И не сколько не устали.

Цветы будем собирать,

И на вопросы отвечать.

- Скажите, пожалуйста, дети, кто уже догадался с какими звуками мы будем играть на поляне?

(Ответы детей.)

- Произнесем звук Ш, какой он? Почему? Что делают наши губки? Что делает наш язычок?

(Ответы детей.)

- Дети, кто хочет произнести звук Ж и рассказать об этом звуке?

(Несколько детей произносят этот звук и дают ему характеристику).

- Молодцы, ребята, а теперь соберем красивые букеты из цветов.

(Дети срывают бумажные цветы колокольчики, а под ними находятся металлические).

Играем в дидактическую игру «Позвони в колокольчик», цель этой игры определить звонкий и глухой звуки. Услышав от педагога повторяемые звуки звуки, в соответствии звонят в колокольчики.

3. Произнесение звуков в слогах.

- Ребята, посмотрите какой быстрый ручеек! Как же нам перейти его, что бы попасть к лесным жителям?

(Ответы детей).

- А помогут нам в этом волшебные камни! Идти нужно осторожно, повторяя за мной волшебные слоги!

(Дети по одному шагают по камушкам, повторяя за логопедом слоги)

ША-ША-ЖА

ШУ-ШУ-ЖУ

ЖА-ЖО-ЖА

ШАШО-ЖА

ЖА-ЖУ-ЖУ

ЖИ-ЖЕ-ШИ

ШЕ-ШЕ-ЖЕ

ШО-ШЕ-ЖЕ

ЖА-ЖА-ША

ЖУ-ЖУ-ШУ

4. Произнесение звуков в словах и словосочетаниях.

(Обращаю внимание на то, что Ежонок и медведь - Мишка сидят на пенечках).

- Кто это, ребята?

(Ответы детей).

- Посмотрите, какие они нарядные, я открою вам секрет, наши лесные жители сегодня именинники! Ребята, а что дарят на день рождение?

(ответы детей).

- Правильно, подарки. Но ведь мы не приготовили их. Как же быть?

(Дети придумывают, рассуждают).

- А может, соберем им букеты из цветов?

(Дети соглашаются).

- Как вы думаете, ребята, если лес необычный, то и букеты должны быть какими...? Правильно необычные. Секрет в том, что нужно определить какой звук слышится в слове Мишка - Ж или Ш, а какой звук слышится в слове Еж Ж или Ш? И соответственно собрать букеты из красивых и необычных ромашек.

(На поляне ромашки - картинки с данными звуками).

- Кому подарим эту ромашку? Почему? И т. д.

(Дети отвечают на вопросы, собирают цветы-картинки и проговаривая крепят их на плоскостные вазы, которые находятся на мольбертах, рядом с лесными жителями).

5. Развитие мелкой моторики.

(Обращаю внимание на то, что на поляне появилась гусеница Жу-Жа).

- Дорогие ребята, Жу-Жа тоже, хочет попасть на день рождение к нашим друзьям, но у нее развязались бантики на ее прекрасных животиках. Поможем ей? Завяжем бантики?

(Дети садятся на коврике шнуруют, завязывают бантики на животиках гусеницы).

6. Произношение звуков в предложениях.

- Вот подарили мы подарки, помогли гусенице стать привлекательной, красивой, а забыли сказать пожелания нашим именинникам. Сейчас подумаем и произнесем их. Но не забывайте и пожелания должны быть необычные, чтобы слышались в словах звуки, с которыми мы сегодня играем.

(Дети придумывают пожелания, помогаю детям наводящими вопросами)

Мишка, желаю тебе медовых шариков!

Мишка, желаю тебе жить долго!

Еж, желаю тебе купить штанишки на маленькие ножки.

Еж, желаю тебе вкусного шоколада.

Мишка желаю тебе вкусного мороженого...

Мишка желаю тебе дружить и не сердиться на лесных жителей...

7. Самостоятельный звуко - слоговой анализ.

(слова: жаба, шуба)

- Ребята, а что это за разноцветные кубики на коврике у наших именинников? Спросим у Мишки?

(Дети задают вопросы Мишке, в это время логопед берет в руки Мишку и говорит, что он ему шепчет на ушко).

- Мишка говорит, что все жители леса ходят в детский сад, где было задано трудное задание и просит нас помочь. Поможем нашим друзьям?

(Ответы детей).

- Нужно из этих кубиков выложить звуковую схему слов. Мы сейчас постараемся и самостоятельно выложим схему слов.

(Дети выкладывают сидя на ковре схемы слов).

8. Закрепление ранее полученных знаний.

- Молодцы, а сейчас определим, правильно ли мы выложили схемы слов.

(Логопед задает вопросы по звуковой схеме).

- Сколько в слове слогов?

- Какой первый слог?

- Какой второй слог?

- Сколько звуков в слове?

- Сколько согласных звуков?

- Сколько гласных звуков? Кубиком какого цвета обозначили звуки Ж и Ш. Почему?

(Логопед обращает внимание на то, чтобы дети отвечали полными предложениями.)

9. Итог занятия. Поощрение детей.

(Педагог предлагает детям с закрытыми глазами вспомнить путь, который был пройден. Каких лесных жителей встречали? и т. д.)

Вот и закончился наш путь,

Улыбнуться не забудь.

Веселились мы, играли,

И друзей мы выручали.

Хорошо в лесном Бору,

Превратимся в детвору.

(Логопед снимает с детей шапочки жуков).