Конспекты занятий в детском саду
Занятие по развитию речи
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Дифференциация звуков [г], [г']»
Тетерева Ирина Евгеньевна, учитель-логопед
МБДОУ д/с №11 «Оленёнок» г. Мичуринск
Программное содержание: познакомить детей со звуком [г'], закреплять правильное произношение звуков [г], [г'] в речи, продолжать учить определять позицию этих звуков в словах, продолжать развивать фонематический слух, продолжать развивать связную речь, воспитывать внимание и усидчивость, создать условия для формирования умения дифференцировать звуки [г], [г'] через развитие фонематического слуха и зрительного восприятия, обогащать словарь детей.
Оборудование: предметные картинки на изучаемые звуки (гитара, бегемот, книга, гвоздь, гриб), схемы для определения позиции звуков в словах, фишки, кассы, тетради, карандаши, карточки для индивидуальной работы.
Содержание НОД.
I. Орг. момент
Логопед: «Сядет тот, кто стоит за …, перед…, слева от…, справа от…, ближе всех к…, дальше всех от меня… и т. д.»
II. Основной этап.
1. Сообщение темы занятия.
Логопед: Ребята, на прошлом занятии мы познакомились с вами со звуком [г] и с его графическим изображением - буквой Г. Но этой буквой обозначается не только звук [г], но и еще один звук. А какой это звук, мы сейчас узнаем, отгадав загадку:
Звенит струна, поет она,
И песня всем ее слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовем... (гитарой)
Логопед предлагает детям определить первый звук в отгадках. Дети определяют, что это звук [г'].
Логопед озвучивает тему занятия: «Сегодня мы познакомимся с этим звуком и будем различать звуки [г], [г'] на слух и учиться правильно произносить их».
2. Работа со звуками.
Использование имеющихся знаний у детей, сравнение звуков [г], [г'] по артикуляционным и акустическим признакам.
Логопед: Дадим характеристику этим звукам. При возникновении затруднений, дети вспоминают правило различения гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных.
[г] - согласный, твердый, звонкий, на схемах обозначаем синим цветом.
[г'] - согласный, мягкий, звонкий, на схемах обозначаем зеленым цветом.
3. Звуки [г] и [г'] в слогах и словах.
Дифференциация [г], [г'] на слух и в произношении.
Развитие фонематического слуха.
Игра «Повтори»:
- га-гя-га
- га-га-га
- га-га-гя
4. Игра «Симофор».
Логопед: «Возьмем в правую руку синий квадратик (он будет обозначить твердый звук [г], в левую - зеленый (он будет обозначать мягкий звук [г'])»
Логопед: «Если слышим в слогах или словах твердый звук, поднимаем вверх какой фонарик? (Синий, если - мягкий звук? (Зеленый)»
Логопед: «Слоги: га, ги, го, гу, ге, гэ, гю, гя…»
Логопед: «Слова: «богиня, бумаги, ноги, утюги, бегемот, газета, газон, галька…»
5. Игра «Запомни - повтори»
Дети по очереди повторяют за логопедом дорожки из слов:
Книга-гвоздь-снегири
Бегемот-гвоздика-газон
Богиня-ноги-гармонь
6. Работа с картинками.
Логопед просит детей посмотреть на предложенные предметные картинки (гитара, бегемот, книга), определить, какой звук есть в этих словах [г] или [г'] и в какой позиции он находится. (Дети выполняют задание самостоятельно, затем один из детей озвучивает, что у него получилось, а логопед выкладывает соответствующую схему на доске).
7. Развитие связной речи.
Детям предлагается составить предложения со словами из предыдущего задания.
8. Физкультминутка.
Грач качался в гамаке - наклоны в стороны.
Гуси в волнах на реке - наклоны вперед - назад.
Мимо голуби летели - взмахи руками.
И на веточку присели - приседание.
Веточка качается - покачивание руками
Красиво получается.
9. Обучение грамоте.
Печатание в тетрадях слогов по схеме Г + изученный гласный. Чтение напечатанных слогов детьми. Списывание по образцу предложения с карточки.
Дополнительно:
Работа с кассами. Выкладывание слогов ГА, ГО, ГИ, преобразование их в обратные слоги (АГ, ОГ, ИГ).
Итог.
Логопед: Вот и подошло к концу наше сегодняшнее занятие. Какое задание вам понравилось? Какое задание показалось трудным?
Комплексные, интегрированные занятия | Занятия по ИЗО деятельности | Занятия по математике, ФЭМП в ДОУ | Календарно-тематическое планирование в ДОУ | Занятия по познавательному развитию | Занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ | Безопасность, Занятия по ОБЖ в ДОУ | Занятия по развитию речи в ДОУ | Занятия по экологии в детском саду