Конспекты занятий в детском саду
Занятие по развитию речи
Конспект НОД по обучению пересказу рассказа Е. Чарушина «Медведь» для дошкольников 5-6 лет с задержкой психического развития посредством использования мнемотехники
Кондратьева Людмила Васильевна, учитель-логопед
МБДОУ ЦРР-ДС №53 «Елочка» г. Тамбов
Тема: Пересказрассказа Е. Чарушина «Медведь».
Цель: Формирование навыка пересказа повествовательного рассказа с использованием мнемотехники.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- активизировать речевую деятельность детей;
- учить детей внимательно слушать текст и понимать смысл рассказа;
- учить детей заменять ключевые слова в предложениях знаками-символами;
- упражнять детей в выстраивании плана рассказа по мнемотаблице.
Коррекционно-развивающие:
- развивать навыки подробного пересказа с опорой на мнемокарточки рассказа;
- развивать произвольное внимание;
- развивать положительную установку на участие в занятии;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать доброжелательные отношения между педагогом и детьми;
- воспитывать любовь к животным, к природе.
Методические приемы: Чтение, беседа, рассматривание предметных картинок, лексико-грамматические упражнения по тексту произведения (подбор признаков, синонимов, прилагательных).
Оборудование: логопедическое пособие «Символ-помощник» на диске, мольберт, предметные картинки к тексту, мнемокарточки, мнемотаблица, портрет автора, герой Символик.
Предварительная работа:
- Чтение рассказа Е. Чарушина «Медведь»;
- Рассматривание портрета Е. Чарушина;
- Рассматривание иллюстраций;
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром;
- Лексико-грамматические упражнения.
Лексический материал: Существительные: берлога, ягода, корешок, пчела, дупло, мед;
Глаголы: спать, сосать, просыпаться, добывать, искать, копать, видеть, лететь, ползти, прогнать, идти.
Ход занятия
1. Организационный момент
Педагог: К нам на занятие сегодня пришел Символик (изображение мальчика Символика) со своими друзьями (знаки-символы), с которыми мы будем знакомиться во время занятия. Символик будет приходить к нам на каждое занятие, и помогать справляться, со всеми заданиями.
Дети приветствуют Символика.
Педагог: Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы внимательно послушайте и отгадайте ее:
Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
(Медведь)
2. Подготовка к восприятию текста
Педагог: Правильно, ребята, это медведь. А каких диких животных вы еще знаете?
Дети: Волк, лиса, заяц, медведь.
Педагог: А что делает медведь зимой?
Дети: Зимой медведь спит.
Педагог: А когда он просыпается?
Дети: Он просыпается весной.
Педагог: Где живет медведь?
Дети: В лесу.
Педагог: Как называется дом медведя?
Педагог: Ребята, как вы думаете, о ком мы сегодня будем читать рассказ?
Дети: Мы будем читать рассказ о медведе.
Педагог: Рассказ написал Е. Чарушин, называтся «Медведь». Вы внимательно слушайте и запоминайте.
3. Чтение рассказа
- Мишка в берлоге спал, лапу сосал. Солнце снег согнало. Проснулся Мишка. Пошел по лесу еду добывать. Ягоды искал, корешки копал и увидел - пчелы из дупла летят. Захотел Мишка меду, полез в дупло. Да не дали меду пчелы, прогнали Мишку. Свалился он с дерева и пошел домой.
Педагог: А теперь вы будете отвечать на вопросы по рассказу.
4. Беседа по содержанию
- Что делал Мишка? (Мишка спал, лапу сосал)
- Почему проснулся Мишка? (Солнце снег согнало)
- Что он стал делать? (Пошел еду добывать, ягоды искал, корешки копал)
- Что он увидел? (Мишка увидел пчел)
- Откуда летели пчелы? (Летели пчелы из дупла)
- Что Мишка захотел? (Мишка меду захотел)
- Что сделали пчёлы? (Пчелы прогнали Мишку)
- Куда пошёл Мишка? (Мишка пошел домой)
5. Физкультминутка.
Педагог: Ребята, я предлагаю вам поиграть.
Мишка встал и потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Лапы в стороны развёл,
Значит, мёда не нашёл!
Мишка в улей влез и вот –
Каплет с лапок сладкий мёд.
(дети повторяют движения воспитателя).
6. Повторное чтение рассказа. Составление плана-рассказа по мнемотаблице.
Педагог: Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. А помогут вам эти мнемокарточки.
В процессе чтения расставляются смысловые акценты, выделяются смысловые отрывки, выстраивается план рассказа из мнемокарточек в мнемотаблицу.
7. Коллективное составление алгоритма рассказа.
Педагог: С чего начнем мы наш рассказ?
- Что было дальше? И т. д.
В своих ответах дети опираются на мнемокарточку, т. о. закрепляя в ней главную мысль каждого предложения, которое оформляется фразой.
8. Итог занятия.
Педагог: Как называется рассказ, который мы все вместе пересказывали?
- Кто написал рассказ «Медведь»?
- Мне и Символику понравились ваши рассказы. Символик говорит вам до скорой встречи. Молодцы, ребята!
В конце занятия детям домой раздаются мнемотаблицы для закрепления пересказа текста с родителями в свободное время.
Комплексные, интегрированные занятия | Занятия по ИЗО деятельности | Занятия по математике, ФЭМП в ДОУ | Календарно-тематическое планирование в ДОУ | Занятия по познавательному развитию | Занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ | Безопасность, Занятия по ОБЖ в ДОУ | Занятия по развитию речи в ДОУ | Занятия по экологии в детском саду