Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Конспекты занятий в детском саду

Занятие по развитию речи

Конспект НОД по обучению пересказу рассказа Е. Чарушина «Медведь» для дошкольников 5-6 лет с задержкой психического развития посредством использования мнемотехники

Кондратьева Людмила Васильевна, учитель-логопед
МБДОУ ЦРР-ДС №53 «Елочка» г. Тамбов

Тема: Пересказрассказа Е. Чарушина «Медведь».

Цель: Формирование навыка пересказа повествовательного рассказа с использованием мнемотехники.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

- активизировать речевую деятельность детей;

- учить детей внимательно слушать текст и понимать смысл рассказа;

- учить детей заменять ключевые слова в предложениях знаками-символами;

- упражнять детей в выстраивании плана рассказа по мнемотаблице.

Коррекционно-развивающие:

- развивать навыки подробного пересказа с опорой на мнемокарточки рассказа;

- развивать произвольное внимание;

- развивать положительную установку на участие в занятии;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать доброжелательные отношения между педагогом и детьми;

- воспитывать любовь к животным, к природе.

Методические приемы: Чтение, беседа, рассматривание предметных картинок, лексико-грамматические упражнения по тексту произведения (подбор признаков, синонимов, прилагательных).

Оборудование: логопедическое пособие «Символ-помощник» на диске, мольберт, предметные картинки к тексту, мнемокарточки, мнемотаблица, портрет автора, герой Символик.

Предварительная работа:

- Чтение рассказа Е. Чарушина «Медведь»;

- Рассматривание портрета Е. Чарушина;

- Рассматривание иллюстраций;

- Занятия по ознакомлению с окружающим миром;

- Лексико-грамматические упражнения.

Лексический материал: Существительные: берлога, ягода, корешок, пчела, дупло, мед;

Глаголы: спать, сосать, просыпаться, добывать, искать, копать, видеть, лететь, ползти, прогнать, идти.

Ход занятия

1. Организационный момент

Педагог: К нам на занятие сегодня пришел Символик (изображение мальчика Символика) со своими друзьями (знаки-символы), с которыми мы будем знакомиться во время занятия. Символик будет приходить к нам на каждое занятие, и помогать справляться, со всеми заданиями.

Дети приветствуют Символика.

Педагог: Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы внимательно послушайте и отгадайте ее:

Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны.

(Медведь)

2. Подготовка к восприятию текста

Педагог: Правильно, ребята, это медведь. А каких диких животных вы еще знаете?

Дети: Волк, лиса, заяц, медведь.

Педагог: А что делает медведь зимой?

Дети: Зимой медведь спит.

Педагог: А когда он просыпается?

Дети: Он просыпается весной.

Педагог: Где живет медведь?

Дети: В лесу.

Педагог: Как называется дом медведя?

Педагог: Ребята, как вы думаете, о ком мы сегодня будем читать рассказ?

Дети: Мы будем читать рассказ о медведе.

Педагог: Рассказ написал Е. Чарушин, называтся «Медведь». Вы внимательно слушайте и запоминайте.

3. Чтение рассказа

- Мишка в берлоге спал, лапу сосал. Солнце снег согнало. Проснулся Мишка. Пошел по лесу еду добывать. Ягоды искал, корешки копал и увидел - пчелы из дупла летят. Захотел Мишка меду, полез в дупло. Да не дали меду пчелы, прогнали Мишку. Свалился он с дерева и пошел домой.

Педагог: А теперь вы будете отвечать на вопросы по рассказу.

4. Беседа по содержанию

  1. Что делал Мишка? (Мишка спал, лапу сосал)
  2. Почему проснулся Мишка? (Солнце снег согнало)
  3. Что он стал делать? (Пошел еду добывать, ягоды искал, корешки копал)
  4. Что он увидел? (Мишка увидел пчел)
  5. Откуда летели пчелы? (Летели пчелы из дупла)
  6. Что Мишка захотел? (Мишка меду захотел)
  7. Что сделали пчёлы? (Пчелы прогнали Мишку)
  8. Куда пошёл Мишка? (Мишка пошел домой)

5. Физкультминутка.

Педагог: Ребята, я предлагаю вам поиграть.

Мишка встал и потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Лапы в стороны развёл,

Значит, мёда не нашёл!

Мишка в улей влез и вот –

Каплет с лапок сладкий мёд.

(дети повторяют движения воспитателя).

6. Повторное чтение рассказа. Составление плана-рассказа по мнемотаблице.

Педагог: Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. А помогут вам эти мнемокарточки.

В процессе чтения расставляются смысловые акценты, выделяются смысловые отрывки, выстраивается план рассказа из мнемокарточек в мнемотаблицу.

7. Коллективное составление алгоритма рассказа.

Педагог: С чего начнем мы наш рассказ?

- Что было дальше? И т. д.

В своих ответах дети опираются на мнемокарточку, т. о. закрепляя в ней главную мысль каждого предложения, которое оформляется фразой.

8. Итог занятия.

Педагог: Как называется рассказ, который мы все вместе пересказывали?

- Кто написал рассказ «Медведь»?

- Мне и Символику понравились ваши рассказы. Символик говорит вам до скорой встречи. Молодцы, ребята!

В конце занятия детям домой раздаются мнемотаблицы для закрепления пересказа текста с родителями в свободное время.