Конспекты занятий в детском саду
Занятие по развитию речи
Занятие по обучению дошкольников творческому
рассказыванию по картине с использованием ТРИЗ
Шевнина Е.Ю., воспитатель ГОУ д/с №1547 ВОУ г. Москвы
Пояснительная записка.
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения, связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять рассказ на определённую тему. Дошкольный возраст можно назвать "возрастом образных форм сознания", поэтому крайне важно в этот период работать с детьми с опорой на воображение, т. к. его резервные возможности шире, чем те которые используются на занятиях в детских садах.
Основная дидактическая задача - не обучение составлению конкретного рассказа по картине, а усвоение ребёнком обобщённых способов умственной деятельности при создании своего речевого продукта по любой сюжетной картине.
Занятие включает в себя игры и игровые приёмы для освоение алгоритмов работы с картиной по системе ТРИЗ.
- Игра с «подзорной трубой» Цель: Учить детей выделять объекты, изображенные на картине.
- «Ожившие предметы» Цель: Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами.
- К нам пришел волшебник «Я ощущаю лицом и руками» Цель: Учить детей представлять возможные ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными объектами и передавать их в речи.
Занятие
Задачи:
- Учить определять состав картины.
- Учить передавать свои ощущения от соприкосновения с предметом.
- Побуждать детей к составлению рассказа из 3-4 предложений.
- Упражнять детей в составлении речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта.
Ход занятия.
Под волшебную музыку появляется воспитатель в костюме лесовика.
- Ой, ребята! Здравствуйте! Вы меня узнали? (Ответы детей) Правильно, Я - лесовичок, живу я в лесу, да вот заблудился. Вы мне поможете вернуться в лес? (Ответы детей.) А вот и дом мой родной, смотрите, он нарисован у вас на картине. У меня есть подзорные трубы, они волшебные, и в них можно увидеть только 1 предмет. (Даёт трубы детям, смотрит в трубу) Я вижу старый дуб, по которому бегают белки. А ты?
Дети по очереди смотрят в подзорную трубу и говорят, что они видят.
- Что-то случилось с трубой. В неё можно увидеть только то, что похоже на круг.
Дети: Дупло
Лесовик: Oно такое-же круглое, как что?
Дети: Как тарелка, как колесо.
Лесовик: Молодцы. Давайте поиграем (упражнение дыхательной гимнастики).
Раз, два, три, четыре, пять!
Где же белку нам искать?
- Может, справа под кустом? (поворот головы вправо, два «быстрых вдоха», возврат головы в исходное положение)
- Может, слева за бревном? (поворот головы влево, два «быстрых вдоха», возврат головы в исходное положение).
Лесовик: А хотите, я вас заколдую, и вы окажетесь в картине?
Карабас–барабас, заколдую вас сейчас. (Лесовик колдует руками). Закройте глаза и представьте: Вы в лесу (звучат звуки леса из серии «волшебный лес»), дует тихий ветерок, шуршит листва на деревьях, пахнет ёлкой, белка села к вам на колени, и вы её гладите. Она какая? (ответы детей) Ой, белка убежала. Маленький бельчонок сел на коленки и нюхает. Его носик, какой? А хвостик, такой же, как у бельчихи? Барабас–карабас, расколдую вас сейчас.
(Музыка прекращается)
- Понравилилось вам путешествие, а как настроение у бельчихи? (Ответы детей) А что она говорила своим бельчатам?
- Ребята, а вы знаете, что я не могу попасть в лес, пока не соберу рассказы ваши о том, что вы видели.
- Давайте вы расскажете мне, что вы видели на картине, я ваши рассказы соберу в мешок и отнесу белке.
Дети рассказывают рассказы, лесовик «собирает» их в мешок и хвалит детей.
- Вот теперь я смогу попасть домой. Спасибо! До свидания!
Комплексные, интегрированные занятия | Занятия по ИЗО деятельности | Занятия по математике, ФЭМП в ДОУ | Календарно-тематическое планирование в ДОУ | Занятия по познавательному развитию | Занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ | Безопасность, Занятия по ОБЖ в ДОУ | Занятия по развитию речи в ДОУ | Занятия по экологии в детском саду