Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Конспекты занятий в детском саду

Занятие по развитию речи

Методическая разработка познавательной деятельности
в подготовительной группе «Имя твоё - птица в руке...»

Дорошенко Наталья Ивановна, воспитатель МДОУ
д/с №13 г. Алексеевки Белгородской области

Примерная основная общеобразовательная задача: формирование знаний о языковом знаке индивидуализации человека (имени)

Непосредственно-образовательная деятельность: занятие

Тема: «Имя твое - птица в руке...»

Цели: углублять представления ребенка о себе. Познакомить с языковым знаком индивидуализации человека (т. е. именем), а также с правом каждого на гражданство. Дать сведения о происхождении имен, их смысловой значимости. Познакомить с именинным календарем. Упражнять в словообразовании на примере имен (подборе суффиксов с уменьшительно - ласкательным значением). Побуждать к проявлению творчества в самостоятельной деятельности, фантазии, находчивости. Способствовать проявлению форм дружеского обращения друг к другу.

Оборудование для проведения НОД: кукла, завернутая и издающая звук - плач ребенка, куклы (2 - 3) - новорожденные с бирочками - номерками, заготовки букв имен детей, вырезанные заготовки разных фигурок, цветов, листиков для украшения букв, клей, кисти.

Предварительная работа: чтение сказок о вежливом обращении к другим, стихотворения М. Цветаевой «Имя твое - птица в руке...»; изготовление именного календаря с детьми; беседа об именах детей.

Содержание НОД:

Звучит плач ребенка.

- Как вы думаете, кто это плачет ? Маленький ребенок. Да, с таким плачем рождаются все дети. Это родился ребенок. Посмотрите, это новорожденные дети, на них прикреплены номерки 1, 5, 10 12, 21 и т. д. (Дети рассматривают кукол, завернутых с номерками).

- Посмотрите, пожалуйста, и скажите, эти новорожденные малыши чем-нибудь отличаются друг от друга? (Дети рассматривают, сравнивают, обобщают).

- Они почти все одинаковые, отличить их друг от друга очень трудно, имен у них нет, а есть только бирочки с номерками-цифрами. Вам бы понравилось, если бы вас называли цифрой, которая была на вашей бирочке: первый, пятый, десятый...

- Ребята, как выдумаете, о чем мы с вами будем сегодня вести беседу? Верно, об именах. Зачем люди придумали имена. (Дети размышляют, воспитатель уточняет, дополняет).

- У каждого человека есть имя, и оно выделяет его среди других.

Обращаясь к другу, мы называем его по имени. Можно спросить: «Тебе здесь нравится?» - ваш вопрос прозвучит в пустоту. А можно так: «Вика, тебе здесь нравится?» - и Вика сразу поймет, что нам важно именно ее мнение. По имени мы называем человека, когда хотим о нем что-то сказать. Например: «Катя так красиво поет!» или «Молодец, Игорь. Он пропустил Юлю вперед себя». И Катя, И Игорь, и любой другой человек, услышав свое имя, поймут, что другие говорят именно о них.

Каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на собственное имя. Когда ребенок появляется на свет, родители выбирают ему имя, в которое они вкладывают свои надежды, пожелания. С этим именем он проживет всю жизнь.

О хорошем человеке говорят: «У него доброе имя!» Если же хотят предостеречь от плохого, советуют: «Не губи своего имени». И это значит-не поступай плохо. - Каждого из нас можно назвать ласково и нежно - Олечка, Мишенька, Сашуля...

А можно совсем по-взрослому - Ольга, Михаил, Александр...

- Давайте с вами поиграем в игру «Назови ласково соседа». Вы будете называть ласково сидящего рядом соседа. (Дети называют соседа)

- Ласковым словом -именем можно воодушевить, поднять настроение, а грубым (Сашка, Юлька)-обидеть.

- Каждое имя имеет свое значение. Давайте попробуем разобраться, что обозначает русское имя Владимир. Послушайте: Владимир. Какие 2 слова вы здесь слышите? Владеет миром. Это большая ответственность, Владимир должен стараться сохранить свое доброе имя и соответствовать ему. Еще: Людмила - людям милая.

- Имен много, каждый человек любит, чтобы к нему обращались по имени или имени отчеству - если взрослый.

- У каждого из вас есть не только День рождения, но и День ангела - Именины.

Родители стараются давать имена своим детям в честь святых. А к лику святых причисляли людей, совершивших славные поступки, за которые все их благодарят и помнят о них.

- Я изготовила вот такой календарь дней ваших рождений и именин, чтобы вы и ваши родители могли вам их напоминать, а вы их должны знать. Еще я указала, что обозначает ваше имя. Позже мы подробнее поговорим об этом.

- Послушайте стихотворение, которое написала Марина Цветаева.

«Имя твое - птица в руке...

Имя твое - льдинка на языке.

Одно - единственное движение губ...

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту...»

- Кто запомнил, с чем сравнивает Марина Цветаева имя? Верно, с птицей, льдинкой, мячом, бубенцом. Значит, как имя будет звучать? Легко, остренько, прыгуче, звонко.

- Произнесите каждый свое имя и послушайте, как по-разному оно может звучать.

- Молодцы, а сейчас я предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка

Под дождем, под дождем (руки вверх-вниз, делать «волны» кистями рук)

Мы под зонтиком идем. (руками «держим» зонт и шагаем)

Мама слева, (поворот влево)

Папа справа, (поворот вправо)

Мы шагаем босиком. (шагать на месте)

- Хорошо, а сейчас послушайте сказку «Ласковые имена».

«Во дворе на скамеечке, пригорюнившись, сидела девочка Оля. Злодей-грубиян обозвал ее и заколдовал. Теперь она не может веселиться, пока кто-нибудь не расколдует ее, назвав ласковыми именами. Петя, ее друг, узнав об этом, быстро стал придумывать эти ласковые имена».

Игра «Назови ласково девочку Олю».

«Как только Петя произнес седьмое ласковое имя, девочка заулыбалась, лицо ее расцвело и засветилось. Она теперь уже умела веселиться и играть».

- Ребята, можно ли обзывать друг друга, называть грубо? Нет. Нужно обращаться друг к другу доброжелательно, ласково.

- А ваши родители рассказывали вам, как они выбирали для вас имена?

- Давайте вы спросите у них и на следующем занятии поделитесь с нами.

- А я хочу спросить у вас, о чем было наше занятие, о чем мы разговаривали?

- Что вы нового узнали?

- В честь кого детям дают имена?

- У каждого человека есть не только День рождения, но и. .. День ангела - Именины.

- Как нужно обращаться друг к другу?

- Молодцы, вижу, вы запомнили, о чем мы сегодня вели беседу, что нового узнали об имени человека.

- Может быть, вы станете известными спортсменами, музыкантами, строителями, писателями. .. И ваши имена прославят нашу страну, а все мы с гордостью будем вспоминать о том, что детство ваше прошло в нашем детском саду.

- Любите свое имя, берегите, гордитесь!

- А сейчас предлагаю вам проявить выдумку, фантазию, творчество и украсить букву своего имени, т. е. букву, на которую начинается ваше имя. Мы постараемся своими работами удивить других детей, своих родителей.

- Мы сделаем выставку из ваших работ, и вы сможете их внимательно рассмотреть еще раз со своими родителями.

(Дети украшают буквы.)