Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Конспекты занятий в детском саду

Занятие по развитию речи

Методическая разработка коммуникативной НОД
«Знакомство со звуком "А" и буквой "А"»

Каширская Юлия Викторовна, воспитатель
д/с №13 г.Алексеевки Белгородской области

Данная разработка может использоваться педагогами при обучении детей грамоте, формировании первоначальных представлений о звуках и буквах русского алфавита. Конспект НОД был разработан в соответствии с возрастными особенностями детей шестого года жизни и в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

Возрастная категория: дети шестого года жизни.

Цель: Познакомить детей шестого года со звуком «А» и буквой «А».

Задачи: Знакомство с буквой «А», формировать умение находить её среди других букв алфавита. Развивать зрительное и слуховое внимание, тонкую и артикуляционную моторику. Развивать координацию речи с движениями, творческое воображение. Воспитывать доброжелательность, инициативность, ответственность, навыки сотрудничества.

Материалы и оборудование: палочки счётные, буквы для магнитной доски, цветные карандаши, рабочие тетради, буква А из разрезной азбуки, дидактическая игра «Четвёртый лишний», «Топай - хлопай».

Предварительная работа: отгадывание загадок, рассматривание букваря Н. Жуковой, упражнения на выделение звука А в словах, разучивание физкультминутки «Аист» В. И. Ковалько.

Перечень литературного материала:

  1. В. Берестов «Читалочка».
  2. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников.
  3. Э. Успенский «Буква А».

Содержание НОД:

1. Организационный момент. Приветствие «Доброе утро!».

2. Напомнить пословицу: «Ученье - свет, а неученье - тьма». (Выяснение её значения у детей.)

Сведения из истории письменности. (В древности люди писали на камнях, глиняных дощечках, папирусе, пергаменте, бересте и т. д.)

3. Чтение стихотворения В. Берестова «Читалочка».

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прости, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, прочитай ещё страницу!»

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять и прочитать!

4. Ребята, к нам сегодня приехали гости - Аня и Антон (дети подготовительной группы). Они приготовили для вас задание.

- Послушайте и назовите первый звук в словах: арка, антенна, арбуз, акробат.

- Правильно, слышится звук «А». Это звук гласный, он поётся и мы когда его произносим во рту не чувствуем преграды.

- Посмотрите на картинки. Что доктор просит сказать больного? (А-а-а) Как девочка укладывает куклу спать? (А-а-а)

- Давайте вместе произнесём звук «А» (широко открывая рот, с разной силой голоса).

5. Дидактическая игра «Топай - хлопай». Ребята, если в слове вы услышите звук [а], тогда хлопайте. А если этого звука нет - топайте.

Роща, оса, роза, окунь, парта, солнце, небо, дерево, ручка, карандаш, портфель, оценка, хлеб, альбом, берёза, друг, иней, заяц, петух, класс, мороз.

6. Знакомство с буквой «А». Показ буквы «А».

Чтение стихотворения Э. Успенского.

Всем известно, буква А -

Буква очень славная.

Да к тому же буква А

В алфавите главная.

Обожают этот звук

И Андрей, и Аллочка,

Палка так и палка так,

И в середине палочка.

- Это буква А. Она состоит из трёх палочек. Обратите внимание на то, что две палочки длинные, а одна короткая.

- Давайте пропишем букву «А» в воздухе.

- А теперь сложим букву из счётных палочек.

- Какую букву сложили? (А)

- А вот это маленькая «а». Она состоит из полукруга и изогнутой палочки. Какие это буквы? (Большая А и маленькая а.)

- Обратите внимание: они красного цвета, потому что они обозначают гласный звук. Давайте в тетрадях напишем букву А красным карандашом.

7. Физкультминутка «Аист».

- Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу. (Аист отвечает)

- Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова - правою ногою,

Снова - левою ногою.

После - правою ногою,

После - левою ногою.

И тогда придёшь домой.

8. Упражнение «Живой конструктор».

9. Итог:

- С каким звуком мы сегодня познакомились? С какой буквой?

- Каким цветом обозначаем звук А?

- Что понравилось больше всего?

- Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.