Конспекты занятий в детском саду
Занятие по развитию речи
Конспект НОД логопеда по формированию
лексикограмматических категорий у дошкольников
подготовительной группы для детей с ФФН
Хисамова Г.Р., учитель-логопед МБДОУ №5 г.Лениногорск РТ
Тема: Сложносочиненное предложение с союзом а.
Цель: Познакомить детей со структурой сложносочиненного предложения, учить составлять сложные предложения с опорой на зрительные символы.
Задачи: Закреплять умение составлять схемы простых предложений, учить составлять схему сложносочиненного предложения с союзом а. Упражнять детей в составлении сложносочиненных предложений с союзом а, опираясь на схемы и картинки. Развивать умение сравнивать предметы. Закреплять активизировать словарь по теме: «Виды спорта. Скоро универсиада!». Закреплять правильное произношение звуков, развивать мелкую моторику, чувства ритма, слуховое и зрительное внимание. Воспитание чувства патриотизма.
Оборудование: Картинки схемы этапов работы на занятии; предметные картинки на каждого ребенка, на тему «виды спорта»; карточки символы слов и картинки для составления предложений.
Ход занятий:
I. Организационный момент. Программирование этапов деятельности.
Рассказ логопеда.
Ребята, мы живем в Республике где скоро произойдет замечательное событие Универсиада. А сегодня к нам пришел в гости Юни-талисман и символ Универсиады. Ведь Универсиада это соревнование молодых. Юни полон сил, любит спорт, его старший брат-большой крылатый снежный барс с гордостью смотрит на него с герба нашего Татарстана.
(показ слайдов)
Ребята а вы знаете по каким видам спорта будут соревноваться спортсмены со всего мира на универсиаде? (Ответы детей) А вы любите спорт? (Ответы детей).
Я предлагаю вам рассказать по схеме, чем вы будите заниматься сегодня.
Дети отвечают, составляя предложения по схеме. Примерные предложения:
- Мы сегодня будем составлять предложения и их схемы.
- Поиграем в игру.
- Будем сравнивать предметы.
II Основная часть.
1. Знакомство с темой.
Логопед предлагает детям назвать виды спорта на картинках (у каждого ребенка на столе лежит картинка). Дети называют виды спорта(футбол, волейбол, плавание...), затем обобщают и называют тему занятия. Объясняют понятие - спорт.
2. Объяснение нового материала.
Педагог дает детям задания: девочкам-раскрасить ленточки, мальчикам - нарисовать (обвести через кальку) мячи. Предлагает составить предложения о том, чем они занимаются.
Дети составляют предложения.
- Девочки раскрашивают ленточки.
- Мальчики рисуют мячи.
Затем составляются на наборном полотне схемы этих предложений.
.
.
Далее педагог объясняет, что если мы хотим сказать о девочках и мальчиках одним предложением, для этого надо соединить оба предложения с маленьким словом «а» (показывает на схеме) и обе полученные части разделить запятой. Затем просит детей составить предложения по схеме:
,
а .
Логопед обращает внимание на то, что в каждой части предложения называются разные слова-предметы. Сообщает, что желательно употреблять и разные действия.
Дети составляют предложение:
Девочки раскрашивают ленточки, а мальчики рисуют мячи.
3. Составление сложного предложения по двум сюжетным картинкам.
Логопед дает задание: используя составленную схему, придумать по картинкам предложение. Предлагаются картинки: «баскетболисты играют в баскетбол», «теннисисты играют в теннис».
Составляется предложение:
Баскетболисты играют в баскетбол, а теннисисты играют в теннис.
4. Пальчиковая гимнастика.
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! (Хлопки в ладоши вверху, по коленкам, по плечам, по бокам, за спиной, перед собой, слева, справа.)
По коленкам - шлеп, шлеп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлепай!
5. Составление предложения по комбинированным схемам, с использованием картинок. Дошкольникам предлагается задание составить предложение по схеме.
на ,
а на .
Петя катается НА лыжах,
а Таня катается НА коньках.
6. Упражнение в образовании новых слов на тему «Спортсмены»
Играет в хоккей - хоккеист.
Играет в футбол - футболист.
Играет в волейбол - волейболист.
Играет в баскетбол - баскетболист.
Играет в теннис - теннисист.
Едет на велосипеде - велосипедист.
Занимается гимнастикой - гимнаст.
Плавает - пловец.
III. Динамическая пауза.
Логопед делит детей на гимнастов и пловцов (чтобы дети не путались, к одежде пристегиваются значки с изображением спортсменов). Предлагает детям придумать задания для спортсменов с маленьким словом «а» и дает образец:
«Гимнасты приседают, а пловцы ныряют».
Далее дети сами составляют предложение, например:
Гимнасты прыгают, а пловцы плывут.
Гимнасты кружатся, а пловцы задерживают дыхание.
Гимнасты делают наклоны в стороны, а пловцы «звездочку».
7. Объяснить смысл пословиц.
Пешком ходить - долго жить.
В здоровом теле, здоровый дух.
Солнце, воздух и вода, наши лучшие друзья.
Двигайся больше, проживешь дольше.
8. Лото «Закончи предложение»
У каждого ребенка по большой карте игры лото и отдельные картинки. Логопед предлагает прочитать под рисунками на картах начало предложений и закончить их, подобрав соответствующую картину с подходящим по смыслу продолжением и положив ее на пустое поле рядом.
Зимой играют в хоккей, а ... летом в футбол.
Зимой катаются на лыжах, а ... летом на велосипеде.
Зимой катаются на коньках, а ... летом плавают.
В теннис играют ракеткой, а ... в баскетбол мячом.
Дети подбирают соответствующие картинки и читают предложения.
IV Подведение итогов.
Педагог предлагает детям, используя алгоритм деятельности, вспомнить, что они делали на занятии: играли, составляли предложения, сравнивали, каким видом спорта занимаются летом, каким зимой. Выясняют, какие игры им понравились, в какие они хотели бы поиграть на следующих занятиях.
Комплексные, интегрированные занятия | Занятия по ИЗО деятельности | Занятия по математике, ФЭМП в ДОУ | Календарно-тематическое планирование в ДОУ | Занятия по познавательному развитию | Занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ | Безопасность, Занятия по ОБЖ в ДОУ | Занятия по развитию речи в ДОУ | Занятия по экологии в детском саду