Конспекты занятий в детском саду
Занятие по развитию речи
«Викторина по осетинским народным сказкам»
Коммуникация (развитие речи)
Полуянова Н.А., воспитатель МБДОУ д/с №54 г. Набережные Челны
На центральной стене в зале горный пейзаж, силуэты башен, саклей. У стены плетень, забор из сланника, колосья пшеницы. На боковой стене изображение загадочной двери. Цветущая поляна с волшебной тропой. Звучит хонга (муз. В. Цопбоева)
Оборудование: Осетинский женский костюм для ведущей, костюмы нартских богатырей для мальчиков, маски и костюмы лисы, волка, осла, панамы-лопухи, золотой ключ, волшебная стрела, кубы с изображением сказок.
Ведущая: Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный день! Мы с вами отправимся в сказочную волшебную страну. В этой прекрасной стране живут наши знакомые герои разных осетинских сказок. Интересно, с кем из них мы встретимся сегодня? А поможет мне вот этот золотой ключ, он нам откроет дверь в мир осетинских сказок. Давайте попросим ключик помочь нам:
Ключик, ключик золотой,
Дверь волшебную открой
Ты смотри, не подведи,
Сказки ждут нас впереди!
Под тихую музыку отворяются двери.
Ведущая: Вот волшебная страна, вся она чудес полна! Как красиво в сказочной стране! Горные вершины озарены лучами солнца, блестят вечные снега. А вот и волшебная тропинка. Слышу легкие шаги, кто-то идет к нам!
Издалека доносятся напевы, вбегает мальчик-джигит и говорит:
Вернулся я снова в родные края,
Аул свой и дом на горе вижу я!
Ведущая: Здравствуй, джигит, чему это ты так радуешься?
Мальчик: Здравствуйте. Я долго жил вдали от дома у злого алдара, и наконец я дома. Мне помог в беде чудесный конь, а как его зовут, догадайтесь сами.
Что за конь, чудесный конь,
Вороной, в глазах огонь!
Словно птица, словно птица
По горам высоким мчится!
Я сказал коню: «Постой,
Отведи меня домой,
От беды меня спаси,
От алдара унеси!»
Что за конь, чудный конь,
Вороной в глазах огонь!
И в какой живет он сказке,
Отвечайте без подсказки!
Ведущая: Я сразу узнала, кто помог тебе, а вы ребята, догадались? Правильно – это волшебный алып. Ребята, посмотрите, кто-то бежит по волшебной тропе, никак не пойму кто это, то ли лисица, то ли человек? Видно волшебник какой то!
Вбегает мальчик, на голове у него маска лисы, под оранжевым плащом осетинский костюм, к плащу пришит хвост лисы. Мальчик обежав круг, сбрасывает плащ и маску и остается в осетинском костюме.
Мальчик: Я могу в коня и птицу по желанью превратиться. Приложив немало сил, Оха я перехитрил. Сын простого бедняка, знаете наверняка, из какой пришел я сказки, отвечайте без подсказки!
Дети: «Ох-ох и сын бедняка»
Раздается удалая песня. Входит мальчик и садится на камень. Входит второй мальчик, садится спиной к первому, чертит на земле палочкой цифры.
1-ый мальчик: Было бы у меня сто лошадей, был бы я самым счастливым на свете! Вырасту большим, пойду в далекие страны счастья искать. Обязательно найду себе сто лошадей.
2-ой мальчик: Было бы у меня сто друзей, был бы я самым счастливым на свете! Вырасту большим, пойду в далекие страны счастья искать. Обязательно найду себе сто друзей. Ребята, как вы думаете, что лучше – иметь сто лошадей или сто друзей?
Ведущая: Как называется сказка? Какие пословицы вы знаете о дружбе и друзьях?
Дети отвечают:
Человек без друзей, что дерево без корней
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Один в поле не воин
Нет друга – ищи, а найдешь – береги
Играет громкая музыка, влетает в зал большая декоративная стрела.
Ведущая: Посмотрите дети, какая большая стрела! Интересно, какой богатрь смог выпустить ее из своего лука? Слышите богатырскую поступь? Я уже догадалась. Есть такой богатырь, у которого все стрелы в колчане такой величины.
Входит Батрадз, он одет в шлем и коьчугу нарта.
Батрадз: Здравствуйте дети!
Ведущая: Здравствуй, славный нарт, не говори как тебя зовут, пусть ребята сами догадаются!
Батрадз:
Пришел из сказки к нам
Могучий, булатный воин нарт
Отважный
Вы помните. Наверно,
Случай,
Как закалил себя однажды.
Курдалагон – кузнец
Небесный
Немало силы приложил,
Чтоб стал булатный нарт
Чудесный
И много подвигов свершил
Ведущая: Вы вспомнили, о ком рассказ, кто этот славный нарт?
Дети: Батрадз!
Батрадз: Молодцы, ребята! Мне очень приятно что вы узнали меня. Я принес вам загадки. Попробуйте отгадайте их.
Рубашка волшебная выручит друга,
В бою не подводит джигита...
(кольчуга)
Что за шапка на джигите,
Чудо-шапка, посмотрите!
Скачет на коне джигит,
Шапка золотом горит.
(шлем)
Тонка, остра, как жало она,
Летит, звенит, поет, как струна
Рукой могучей пущена в цель,
Скорей за круг, спасайся зверь.
(стрела)
Ведущая: Слышу странный топот, кто то скачет сюда.
Вбегает осел, за ним плетется вол.
Вол: Подожди братец, не спеши. Совсем из сил выбился. Целый день хозяин меня мучает, с утра до вечера пашет на мне, не могу больше, надоело.
Осел: Знаю, как тебе помочь. Притворись завтра, что у тебя ноги болят, захромай, хозяин и не возьмет тебя на работу.
Вол: Вот спасибо, так завтра и сделаю.
Входит хозяин и говорит: Вы слушали, что осел волу посоветовал? Ну, ничего, проучу хитреца, будет знать, как учить вола лениться.
Утром хозяин запрягает осла и пашет на нем целый день. Осел еле поднимает ноги.
Осел: Ох, сам я виноват, что теперь еле ноги тащу. Как бы теперь заставить вола встать! Придумал: «Эй, вол, хозяин сказал, что хромого вола надо зарезать»
Вол вскакивает и в страхе бегает. Осел спокойно ложится на его место.
Хозяин: И кто придумал, что осел глупец?
Ведущая: А теперь, ребята, давайте вместе с героями наших любимых сказок станцуем старинный осетинский танец «Симд».
Комплексные, интегрированные занятия | Занятия по ИЗО деятельности | Занятия по математике, ФЭМП в ДОУ | Календарно-тематическое планирование в ДОУ | Занятия по познавательному развитию | Занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ | Безопасность, Занятия по ОБЖ в ДОУ | Занятия по развитию речи в ДОУ | Занятия по экологии в детском саду