Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Конспекты занятий в детском саду

Занятие по развитию речи

«Викторина по осетинским народным сказкам»
Коммуникация (развитие речи)

Полуянова Н.А., воспитатель МБДОУ д/с №54 г. Набережные Челны

На центральной стене в зале горный пейзаж, силуэты башен, саклей. У стены плетень, забор из сланника, колосья пшеницы. На боковой стене изображение загадочной двери. Цветущая поляна с волшебной тропой. Звучит хонга (муз. В. Цопбоева)

Оборудование: Осетинский женский костюм для ведущей, костюмы нартских богатырей для мальчиков, маски и костюмы лисы, волка, осла, панамы-лопухи, золотой ключ, волшебная стрела, кубы с изображением сказок.

Ведущая: Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный день! Мы с вами отправимся в сказочную волшебную страну. В этой прекрасной стране живут наши знакомые герои разных осетинских сказок. Интересно, с кем из них мы встретимся сегодня? А поможет мне вот этот золотой ключ, он нам откроет дверь в мир осетинских сказок. Давайте попросим ключик помочь нам:

Ключик, ключик золотой,

Дверь волшебную открой

Ты смотри, не подведи,

Сказки ждут нас впереди!

Под тихую музыку отворяются двери.

Ведущая: Вот волшебная страна, вся она чудес полна! Как красиво в сказочной стране! Горные вершины озарены лучами солнца, блестят вечные снега. А вот и волшебная тропинка. Слышу легкие шаги, кто-то идет к нам!

Издалека доносятся напевы, вбегает мальчик-джигит и говорит:

Вернулся я снова в родные края,

Аул свой и дом на горе вижу я!

Ведущая: Здравствуй, джигит, чему это ты так радуешься?

Мальчик: Здравствуйте. Я долго жил вдали от дома у злого алдара, и наконец я дома. Мне помог в беде чудесный конь, а как его зовут, догадайтесь сами.

Что за конь, чудесный конь,

Вороной, в глазах огонь!

Словно птица, словно птица

По горам высоким мчится!

Я сказал коню: «Постой,

Отведи меня домой,

От беды меня спаси,

От алдара унеси!»

Что за конь, чудный конь,

Вороной в глазах огонь!

И в какой живет он сказке,

Отвечайте без подсказки!

Ведущая: Я сразу узнала, кто помог тебе, а вы ребята, догадались? Правильно – это волшебный алып. Ребята, посмотрите, кто-то бежит по волшебной тропе, никак не пойму кто это, то ли лисица, то ли человек? Видно волшебник какой то!

Вбегает мальчик, на голове у него маска лисы, под оранжевым плащом осетинский костюм, к плащу пришит хвост лисы. Мальчик обежав круг, сбрасывает плащ и маску и остается в осетинском костюме.

Мальчик: Я могу в коня и птицу по желанью превратиться. Приложив немало сил, Оха я перехитрил. Сын простого бедняка, знаете наверняка, из какой пришел я сказки, отвечайте без подсказки!

Дети: «Ох-ох и сын бедняка»

Раздается удалая песня. Входит мальчик и садится на камень. Входит второй мальчик, садится спиной к первому, чертит на земле палочкой цифры.

1-ый мальчик: Было бы у меня сто лошадей, был бы я самым счастливым на свете! Вырасту большим, пойду в далекие страны счастья искать. Обязательно найду себе сто лошадей.

2-ой мальчик: Было бы у меня сто друзей, был бы я самым счастливым на свете! Вырасту большим, пойду в далекие страны счастья искать. Обязательно найду себе сто друзей. Ребята, как вы думаете, что лучше – иметь сто лошадей или сто друзей?

Ведущая: Как называется сказка? Какие пословицы вы знаете о дружбе и друзьях?

Дети отвечают:

Человек без друзей, что дерево без корней

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Один в поле не воин

Нет друга – ищи, а найдешь – береги

Играет громкая музыка, влетает в зал большая декоративная стрела.

Ведущая: Посмотрите дети, какая большая стрела! Интересно, какой богатрь смог выпустить ее из своего лука? Слышите богатырскую поступь? Я уже догадалась. Есть такой богатырь, у которого все стрелы в колчане такой величины.

Входит Батрадз, он одет в шлем и коьчугу нарта.

Батрадз: Здравствуйте дети!

Ведущая: Здравствуй, славный нарт, не говори как тебя зовут, пусть ребята сами догадаются!

Батрадз:

Пришел из сказки к нам

Могучий, булатный воин нарт

Отважный

Вы помните. Наверно,

Случай,

Как закалил себя однажды.

Курдалагон – кузнец

Небесный

Немало силы приложил,

Чтоб стал булатный нарт

Чудесный

И много подвигов свершил

Ведущая: Вы вспомнили, о ком рассказ, кто этот славный нарт?

Дети: Батрадз!

Батрадз: Молодцы, ребята! Мне очень приятно что вы узнали меня. Я принес вам загадки. Попробуйте отгадайте их.

Рубашка волшебная выручит друга,

В бою не подводит джигита...

(кольчуга)

Что за шапка на джигите,

Чудо-шапка, посмотрите!

Скачет на коне джигит,

Шапка золотом горит.

(шлем)

Тонка, остра, как жало она,

Летит, звенит, поет, как струна

Рукой могучей пущена в цель,

Скорей за круг, спасайся зверь.

(стрела)

Ведущая: Слышу странный топот, кто то скачет сюда.

Вбегает осел, за ним плетется вол.

Вол: Подожди братец, не спеши. Совсем из сил выбился. Целый день хозяин меня мучает, с утра до вечера пашет на мне, не могу больше, надоело.

Осел: Знаю, как тебе помочь. Притворись завтра, что у тебя ноги болят, захромай, хозяин и не возьмет тебя на работу.

Вол: Вот спасибо, так завтра и сделаю.

Входит хозяин и говорит: Вы слушали, что осел волу посоветовал? Ну, ничего, проучу хитреца, будет знать, как учить вола лениться.

Утром хозяин запрягает осла и пашет на нем целый день. Осел еле поднимает ноги.

Осел: Ох, сам я виноват, что теперь еле ноги тащу. Как бы теперь заставить вола встать! Придумал: «Эй, вол, хозяин сказал, что хромого вола надо зарезать»

Вол вскакивает и в страхе бегает. Осел спокойно ложится на его место.

Хозяин: И кто придумал, что осел глупец?

Ведущая: А теперь, ребята, давайте вместе с героями наших любимых сказок станцуем старинный осетинский танец «Симд».