Конспекты занятий в детском саду
Занятие по развитию речи
Материал по развитию речи детей младшего возраста
с использованием фольклора
Бугаёва З.В., воспитатель МБДОУ д/с «Ромашка»
р.п. Дмитриевка Никифоровский р-н Тамбовская область
Игра «Гуси, вы гуси!»
Цель: отработать четкое произношение звука С; учить детей произносить звук С твердо и мягко; закрепить произношение звука С в словах; развивать речевое дыхание.
Методика проведения: Дети-гуси ходят по лугу, щиплют травку. Воспитатель словами песенки спрашивает, где они бывали, что видали. Дети четко, не торопясь, отвечают тоже словами песенки:
Мы видали волка:
Унес он гусенка,
Да самого лучшего,
Да самого большего!
В это время к ним подкрадывается волк. Хватает гуся. Гуси откликаются на призыв воспитателя «щипать волка, спасать гусенка», но делают это не прикасаясь к нему (двигают пальцами рук в воздухе).
Русская народная песенка «Спи, дитя, до утра»
Цель: упражнять детей в правильном и отчетливом произношении звука Д в звукоподражаниях и словах; отрабатывать интонационную выразительность речи.
Методика проведения: Дети 3-4раза повторяют песенку, стараясь особенно отчетливо произносить слова со звуком Д.
Спи, дитя, до утра,
До утра, до солнышка;
Будет пора,
Мы разбудим тебя.
Считалка
Цель: упражнять в четком произношении звука М; закрепить произношение звука М в отдельных словах и связной речи.
Методика проведения : при помощи считалки дети выбирают водящего для игры.
Катилось яблоко
Мимо сада,
Мимо сада,
Мимо града.
Кто поднимет,
Тот и выйдет.
Русская народная песенка «Тили-бом!»
Цель: воспитывать навыки драматизации; формировать интонационную выразительность речи.
Методика проведения : песенка применяется в игредраматизации.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся Кошкин дом.
Загорелся Кошкин дом,
Идет дым столбом.
Эти строчки дети негромко говорят хором. Далее текст песенки говорит воспитатель, а четыре ребенка изображают животных, примчавшихся на пожар: курочку с ведром, собачку с помелом, лошадку с фонарем, заюшку с листом.
Заключительные слова -«И огонь погас» - произносят все дети хором.
Песенка про петушка
Цель: уточнить и закрепить правильное произношение звука У в словах и словосочетаниях.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Щелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Ване спать не даешь?
Потешка «Котенька-коток»
Цель: учить образовывать уменьшительно - ласкательные названия детенышей животных, соотносить наименование детенышей животных в единственном и множественном числе.
Уж ты котенька - коток,
Котя - серенький лобок!
Ты приди к нам ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
И кусок пирога.
Ты же ешь, не кроши,
Больше, котик, не проси.
Игра с правилами «Коза - хлопота»
(по потешке, с элементами пальчиковой гимнастики)
Цель: воспитывать умения действовать по словесной инструкции взрослого. Укреплять связочно - мышечный аппарат кистей рук и мышцы спины.
Коза - хлопота (показать рожки с помощью указательного пальца и мизинца обеих рук, шевелить ими)
День - деньской занята (прижать ладони к щекам, покачать головой)
Ей травы нащипать (руками «нарвать травы»)
Ей на речку бежать (указательным и средним пальцем изобразить бег)
Ей козляток стеречь (сложить руки на груди, слегка покачивая туловищем)
Малых деток беречь (погладить попеременно левую и правую кисти рук)
Чтобы волк не украл (имитировать движение волка)
Чтоб медведь не задрал (изобразить медведя)
Чтобы лисонька - лиса (имитировать движения лисы)
Их с собой не унесла
Загадывание загадок
Цель: учить правильно по смыслу, называть признаки предметов, называть детенышей животных.
Под полом таится, кошки боится. (мышка)
Маленькая, серенькая по ночам скребется. (мышка)
Маленькая, серенькая, живет в норке, любит корки. (мышка)
Литература
- Алексеева М. М. , Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М. : Академия, 2000. -400с.
- Алексеева М. М. , Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. -М.: Академия, 1999. -159с.
- Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. -М. : Учпедгиз, 1957. -240с.
- Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание. -1992. -№5-6. -С. 5-8.
- Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -М., Мозаика-Синтез, 2011г.
Комплексные, интегрированные занятия | Занятия по ИЗО деятельности | Занятия по математике, ФЭМП в ДОУ | Календарно-тематическое планирование в ДОУ | Занятия по познавательному развитию | Занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ | Безопасность, Занятия по ОБЖ в ДОУ | Занятия по развитию речи в ДОУ | Занятия по экологии в детском саду