Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Конспекты занятий в детском саду

Занятие по развитию речи

Литературная викторина в подготовительной группе
«Наш край. Наш город»

Фоминых Елена Николаевна, учитель-логопед
МБДОУ №102 г. Екатеринбург

Цели:

- закрепление знаний детей о родном крае Урале и городе Екатеринбурге;

- развитие фонематических процессов;

- формирование выразительности речи;

- развитие логического мышления, внимания и памяти;

- развитие артистических способностей.

Оборудование:

Аудиомагнитофон с записями отрывка из сказа П. П. Бажова «Медной горы хозяйка» и хороводной песни «На родной уральской стороне»; мольберт; буквы Р, О, Д, И, Н, А; «бусины» - кружки, вырезанные из бумаги цвета «малахит»; шкатулка; предметные картинки формата Ф-4 с изображением ивы, радуги, дома, аиста, ночи, озера; картинки с изображением гор разной высоты и написанными на них словами пословицы «На чужой стороне и весна не красна»; фотографии с видами Екатеринбурга; костюм Хозяйки Медной горы; сладкие призы.

Предварительная работа:

Беседа о родном крае, о городе Екатеринбурге; чтение сказов П. П. Бажова; разучивание дома с родителями стихотворений об Урале и родном городе; разучивание (на музыкальном занятии) хоровода «На родной уральской стороне».

Ход викторины.

1. Организационный момент. Сообщение темы викторины.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы проведём литературную викторину «Наш край. Наш город». А поможет нам её провести гостья, героиня сказа П. П. Бажова. Послушайте аудиозапись и отгадайте её имя.

«...Глядит парень, а перед ним на грудке руды женщина какая-то сидит. Коса ссиза-чёрная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зелёные позванивают, будто листовая медь. А одёжа и верно такая, что другой на свете не найдёшь. Из шёлкового, слышь-то, малахиту платье.». Хозяйка Медной горы у нас сегодня в гостях. (под музыку входит Хозяйка Медной горы, её роль исполняет учитель-логопед).

2. «Бусы малахитовые».

Воспитатель: Отчего ты такая грустная?

Хозяйка медной горы: Здравствуйте, люди добрые! Рассыпала я свои бусы малахитовые. А собрать их непросто, нужно ответить на вопросы мои мудрёные. Помогите мне, пожалуйста. (дети отвечают на вопросы и за правильный ответ на мольберт прикрепляется малахитовая «бусинка»)

  • Что издавна называли каменным поясом России? (Уральские горы)
  • Чем славится земля уральская? (полезными ископаемыми)
  • Какое дерево называют символом Урала? (рябину)
  • На берегу какой реки были построены первые заводы, которые дали начало городу Екатеринбургу? (на Исети)
  • Как назывался город Екатеринбург, когда ваши родители были маленькими? (Свердловск)
  • Какое животное изображено на гербе Свердловской области? (белый соболь)

Хозяйка медной горы: Молодцы! Ответили на все вопросы и собрали мои бусы, спасибо.

3. Чтение детьми стихотворения Л. Татьяничевой «Гордое имя «Урал»»

Воспитатель: Ребята приготовили красивое стихотворение про родной край (рассказывают семь человек - по цепочке)

Найдёшь ли прекрасней уральского края?

Здесь горные реки в ущельях играют.

Здесь горы в зелёных, лохматых уборах,

Прозрачные воды шумят на озёрах.

Здесь золотом, хлебом богата земля.

Кругом самоцветы, железо, руда.

Живут здесь умельцы-мастеровые,

Из камня цветы вырезают живые.

Слова здесь не ценят, а ценят дела.

Чтоб дружбою крепла уральцев семья.

Здесь сказы Бажова все помнят и знают.

Рябинка листвою тихонько качает.

Любимый Урал! Недаром ты

Гордостью Родины стал!

4. «Живое слово».

Хозяйка медной горы: У меня для вас есть новое задание (шестерым детям, тем кто читал стихотворение, раздаются предметные картинки: «ива», «радуга», «дом», «аист», «ночь», «радуга»).

На картинки посмотрите,

Звуки первые найдите!

Дети называют звуки, а Хозяйка прикрепляет на мольберт соответствующие буквы и дети хором читают получившееся слово «РОДИНА».

5. Чтение детьми стихотворения Т. Волчиной «Неспроста говорят...»

(рассказывают три человека по цепочке)

Неспроста говорят,

Что Урал наш богат:

Изумруды и алмазы

Ярче солнца горят.

Есть у нас малахит,

Есть руда и гранит

И горючий, самый лучший

Уголёк антрацит.

Кто у нас побывал,

Кто наш край повидал,

Никогда не забудет

Голубой наш Урал!

6. Динамическая пауза. Хоровод «На родной уральской стороне...»

(звучит аудиозапись, дети повторяют движения за педагогами).

7. «Городские минутки».

Хозяйка медной горы: Ребята, ваша Родина - город Екатеринбург. Хочу я узнать, знаете ли вы свой родной город?

- Какие улицы в городе вы знаете?

- Назовите театры нашего города.

- Чьё имя носит Центральный парк культуры и отдыха?

- Какие памятники есть в городе Екатеринбурге?

- Как называется аэропорт г. Екатеринбурга?

- Назовите крупные торговые центры.

- Назовите животных из зоопарка г. Екатеринбурга.

- Как называется район, в котором находится ваш детский сад?

8. Чтение детьми стихотворения Е. Хоринской «Наш город» (читают два человека)

Смолистый проносится ветер,

Бьют волны о крепкий гранит,

На старой реке, на Исети,

Он третье столетие стоит.

Нам кажется самым красивым,

Размах его улиц прямой.

И звонких гудков переливы,

И сосны, и пруд городской.

9. «Знакомые места».

Хозяйка медной горы: Ребята, посмотрите на эти фотографии и узнайте, что это за места в городе (демонстрируются фотографии: цирк, зоопарк, кинотеатр «Космос», набережная реки Исети, памятник Жукову, парк им. Маяковского, площадь 1905 года, Храм-на-крови, парк-дендрарий).

10. Чтение детьми стихотворений о городе.

На белом свете городов немало,

Но лучше тот, в котором мы живём.

Недаром, сердцем горного Урала

Мы наш любимый город назовём!

За что люблю красивый город мой?

Люблю его и летом, и зимой.

Люблю его в любое время года,

Весной и осенью, какая б ни была погода.

Люблю за то, что здесь живут мои друзья.

За то, что этот город - Родина моя!

11. «Пословицы о Родине»

Хозяйка медной горы: Напоследок, хочу посмотреть, ребята, знакома ли вам мудрость народная. Посмотрите на эти горы (выставляет на мольберт картинки с изображением гор разной величины). Расставьте эти горы от самой низкой до самой высокой так, чтобы получилась пословица, прочитайте её. (дети выполняют задание и читают пословицу «На чужой стороне и весна не красна»). Как вы понимаете эту пословицу?

Дети читают ещё пословицы о Родине:

  • Человек без Родины как дерево без корней.
  • Всякому мила родная сторона.
  • На чужой сторонушке рад своей воронушке.
  • Где родился, там и пригодился.
  • Человек без Родины как соловей без песни.
  • Любовь к Родине в огне не горит и в воде не тонет.

12. Итог викторины.

Хозяйка медной горы: Спасибо, ребята, порадовали меня сегодня. Вижу, что вы знаете и любите свой родной край, свой город. Хочу подарить вам самоцветы в малахитовой шкатулке. Как уйду, посмотрите, во что они обернутся. Коли у вас каменные сердца, станут они простыми булыжниками, коли жадные сердца - пеплом, а если чистые и добрые у вас помыслы, то обернутся - сладким подарком для вас. До свиданья, до новых встреч!