Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Конспекты занятий

Занятие по развитию речи

Итоговое занятие по развитию речи «Зимушка-зима»

Никитина И.В., воспитатель II кв.кат.
д/с №54 “Искорка” г. Набережные Челны

Цель: Уточнить и расширить представления о зиме, её признаках. Формировать понятия. Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных, совершенствовать навыки слогового анализа слов. Развивать восприятие, речевой слух, фонетическое восприятие, память, моторику. Формировать взаимопонимание, самостоятельность. Воспитывать любовь к природе.

Ход занятия:

Организационный момент.

1. Игра с мячом «Времена года».

Дети встают полукругом, воспитатель бросает мяч и задаёт вопросы:

- Какое сейчас время года?

- Зима!

Стали дни короче,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозы

И зима настала!

- А за зимой какое время года придёт?

- Весна!

Если речка голубая

Вновь проснулась ото сна,

Каждый знает, вместе с солнцем

В гости к нам идёт весна!

- А отдыхаем мы в какое время года?

- Летом!

Появилось солнышко

Летом на лугу,

На небо любуюсь,

Очень берегу.

- А за летом к нам спешит, кто ребята?

- Осень!

Вот и осень наступила,

Листья пожелтели

И, скользя по воздуху,

На небо улетели.

- А за осенью, дети, что идёт?

- Зима!

Разукрасилась Зима:

На уборе бахрома,

Из прозрачных льдинок,

Звёздочек-снежинок,

Вся в алмазах-жемчугах,

Разноцветных огоньках.

Снег да вьюжные узоры,

В поле вьюги, разговоры,

Холод, полутьма.

Деньконьки, гора, салазки.

Вечербабушкины сказки.

Вот она зима!

2. Введение в тему.

Работа за столами. Звучит музыка. На столах лежат предметные картинки: снежинка, снеговик, Снегурочка, снежок, сосулька, снегирь, санки.

- Дети, рассмотрите картинки, назовите, что изображено на вашей картинке и составьте с этим изображением предложение.

- Что изображено на картинке?

- С какого звука начинается изображение на картинке?

- С какой буквы?

- Какое предложение составили?

- Сколько слов в предложении?

3. Дидактическая игра «Закончи предложение».

Воспитатель говорит начало предложения, а дети добавляют слово СНЕГОВИК.

- Мы решили слепить... (снеговика)

- Мы приделали нос нашему... (снеговику)

- Мы показали мамам... (снеговика)

- Мы играем со... (снеговиком)

- Мы рассказали папе о... (снеговике)

- Растаял наш... (снеговик)

- Не забудем... (снеговика)

- Ребята, составьте предложение, которое начинается со слова СНЕГОВИК.

- Предложение со словом СНЕГОВИК.

4. Физкультминутка «Снеговик».

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок

(дети идут по кругу)

Он превратится в снежный ком

И станет ком снеговиком.

(кругообразные движения руками)

Его улыбка так светла

Два глаза, шляпа, нос, метла.

(дети показывают улыбку, глаза)

Но солнце припечет слегка

- Увы, ... и нет снеговика.

(дети присаживаются на корточки)

5. Чтение отрывка из рассказа «Четыре художника. Зима» (по Г. Скребицкому)

...Заглянула зима в лес. Обрядила она сосны и ели в толстые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга чинно, спокойно. Разные кустики да молоденькие деревца, словно детишек, зима тоже в белые шубки одела. И на рябину белое покрывало накинула. Из-под покрывала гроздья ягод виднеются, точно красные серьги. Хорошо разукрасила зимний лес седая чародейка ЗИМА!

6. Сенсорнословарная работа.

- Что означает слово «обрядить»? (Одеть, нарядить)

- А что означает «нахлобучила»? (сверху надела)

- Как вы понимаете слово «чародейка»? Скажите по-другому (волшебница, фея)

- Грозди ягод по-другому, (кисти плодов)

- Покрывало? (одеяло, накидка)

- Что значит - стоять чинно? (важно, спокойно)

- Что можно нахлобучить? (шапку, кепку, шляпу)

- Во что можно обрядить? (в шубу, в куртку)

7. Беседа по содержанию рассказа.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации к рассказу и ответить на вопросы:

- Во что обрядила зима сосны и ели? (в тяжелые снеговые шубы)

- Что нахлобучила им до самых бровей? (белоснежные шапки)

- Что надела соснам и елям на ветки? (пуховые варежки)

- Во что одела зима разные кустики да молоденькие деревца? (в белые шубки)

- Что зима накинула на рябину? (белое покрывало)

- С чем автор сравнивает грозди ягод рябины? (с красными серьгами, которые виднеются из-под белого одеяла)

- С кем автор сравнивает зиму в своём рассказе? (с художницей, с седою чародейкой)

8. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде графических схем.

9. Итог занятия.

- Что больше всего понравилось на занятии?

- Что было интересно, а что не очень интересно?

- В какую игру вы бы хотели ещё поиграть?

Мы едем на лыжах,

Мы мчимся с горы,

Мы любим забавы

Холодной поры!