Конспекты занятий
Занятие по развитию речи
«Прогулка в зимний лес»
Клименко Оксана Алексеевна, воспитатель
Тема: Прогулка в зимний лес.
Образовательные цели: Упражнять детей в произношении шипящего звука «ш». Закреплять умение интонационно выделять звук «ш» в словах; составлять (по образцу) небольшой рассказ по содержанию сюжетной картины; отгадывать загадки; выразительно читать наизусть стихи. Закрепить знания о сезонных изменениях в природе - о зиме. Учить быстро, находить ответ на поставленный вопрос.
Развивающие цели: Развивать навыки активной речи, обогащать словарный запас. Способствовать развитию познавательных интересов. Развивать умение подбирать слова с заданным звуком. Развивать речевой слух, память, любознательность. Отрабатывать правильную, чёткую и грамотную речь.
Воспитательные цели: Воспитывать желание помочь другим, быть отзывчивыми, доброжелательными, благодарными в ответ на заботу окружающих. Воспитывать умение внимательно выслушивать ответ товарища, не перебивать его.
Демонстрационный материал: домик - берлога медведя, большая картина «Воспитатель и дети на прогулке строят Снеговика», сказочные герои - Снегурочка, бабушка - загадушка, игрушки: медведь, Снеговик, белый, зимний заяц.
Раздаточный материал: тарелочки, в которых лежат по 4 детали: маленький, средний, большой круги и ведёрко - трапеция.
Ход занятия.
Ребята, сегодня мы с вами будем продолжать учиться красиво и правильно говорить. А разговор пойдёт о зиме. Сейчас возьмитесь все за руки и представьте себе, что мы отправились на прогулку в зимний сказочный лес. Шли, шли и пришли на полянку. Ой, а это кто?
Здравствуйте, ребята. Я Снегурочка. Живу я в лесу, а здесь нет ни детского сада, ни школы. А я так хочу красиво и правильно научиться говорить.
Ну, что ж, Снегурочка, тогда оставайся с нами, и послушай и поучись у наших ребят. Ой, ребята, как стало холодно, налетела метель. А давайте споём песенку метели: ш-ш-ш. Молодцы! Посмотрите, а Снегурочка живёт в лесу ни одна, а со своим другом. Кто это? Медведь. А как ещё можно сказать? Мишка, Мишутка. А давайте скажем долго ш-ш-ш. Миш-ш-шка, Миш-ш-шутка. А какие ещё слова вы знаете с песенкой ш-ш-ш? Шапка, шарф, шуба, шляпа, шкаф, шторы, штанишки и другие. А я для вас приготовила скороговорку. Шапка да шубка - вот и наш Мишутка. (Хоровые и индивидуальные ответы.) Ещё холоднее стало в нашем зимнем сказочном лесу, потому что начался сильный ветер.
Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо, (Дети машут руками на себя)
Закачалось деревцо. (Дети делают наклоны)
Ветер тише, тише, тише, (Дети приседают)
Деревцо всё выше, выше. (Дети встают на носочки, тянутся вверх.)
Ребята, а сейчас возьмитесь за руки, и мы отправимся на другую полянку. Снегурочка, пошли с нами. А ты, Мишка, оставайся спать в берлоге, ведь зимой все медведи спят. Дети идут в центральную часть группы. Там их встречает игрушечный Снеговик, стоящий рядом с картиной «Воспитатель и дети на прогулке строят Снеговика».
Ребята, кто хочет рассказать стихотворение о Снеговике? Снегурочка, послушай.
К нам Снеговик пришёл во двор.
«Но, где ваш головной убор?» -
Не удержался Вова.
И Снеговик, мигнув хитро,
Надел на голову ведро
И вдруг сказал: «Готово!»
Ребята, сейчас идет второй зимний месяц - январь. А кто хочет рассказать стихотворение о январе?
Открываем календарь -
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег - на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идёт столбом.
(Дети рассказывают стихотворения.)
Молодцы! А теперь давайте внимательно рассмотрим картину. Снегурочка, учись правильно отвечать на вопросы.
- Какое время года изображено на картине? (Зима.)
- Почему вы думаете, что зима? (Кругом лежит снег, люди тепло одеты…)
- Кто нарисован на картине? (Воспитатель и дети.)
- Что делают воспитатель и дети? (Строят Снеговика.)
- На чём можно кататься зимой? (На санках, на лыжах, на коньках.)
- Чем можно развлекаться зимой на улице? (Строить Снеговика, играть в снежки.)
Вот сколько интересного бывает на зимней прогулке. А сейчас я вам расскажу, что случилось однажды. Наступила зима. Однажды стояла прекрасная погода. Воспитатель и дети собрались на улицу. Кто взял санки, кто лопатку. Один мальчик катал девочку на санках. А воспитатель и другие дети строили Снеговика. Ребята веселились на прогулке.
(Далее воспитатель вызывает желающих детей для совместного самостоятельного рассказывания.)
Молодцы! Ребята, все встаньте и подойдите ко мне. Закройте глазки. Не подглядывайте. Воспитатель одевает шаль. Берёт в руки корзинку, где лежат вещи: волшебный сундучок, очки, беленький зайчик. Откройте глазки. Здравствуйте, дети. Это я Бабушка - загадушка к вам пришла. Ох, а где же мои очки? Наверно опять где - то потеряла. Ребята, а давайте сделаем пальчиковую гимнастику «Очки».
Вот колечки - посмотри!
Превращаются в очки!
Бабушка очки одела
И внучаток разглядела.
Исходное положение. Сделать двумя руками колечки. Поднести к глазам, имитируя очки. А вот и очки мои нашлись. (Достаёт из корзиночки очки.)
Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? Вот сейчас я и проверю. А ты, Снегурочка, внимательно слушай. Где мой волшебный сундучок с загадками? (Достаёт из корзиночки маленький сундучок.)
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Двор в снегу, белы дома -
Ночью к нам пришла... (Зима.)
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (Мороз.)
И не снег, и не лёд
А серебром деревья уберёт. (Иней.)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка.)
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. (Снег.)
Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится. (Заяц.)
А, зайка, вот ты где. В моей корзиночке спрятался. Давай вылезай, с ребятами поиграй! Физкультминутка.
Русская народная песня-игра «Заинька».
Заинька, походи,
Беленький, походи.
Так и этак походи.
Так и этак походи.
Заинька, покружись,
Беленький, покружись.
Так и этак покружись.
Так и этак покружись.
Заинька, топни ножкой,
Беленький, топни ножкой.
Так и этак топни ножкой.
Так и этак топни ножкой.
Заинька, попляши,
Беленький, попляши.
Так и этак попляши.
Так и этак попляши.
Заинька, поклонись,
Беленький, поклонись.
Так и этак поклонись.
Так и этак поклонись.
(Дети поют и исполняют соответствующие движения.)
Ребята, а сейчас подойдите к своим столикам. Каждому из вас Снегурочка приготовила тарелочку. В ней лежит Снеговик. Только почему-то все его кружочки рассыпались, и ведёрко упало с головы. Давайте поможем Снеговику и составим его из кружочков.
Дети конструируют из бумаги Снеговика. Звучит музыка. У каждого ребёнка по 4 детали: маленький, средний, большой - круги и ведёрко - трапеция. Дети выкладывают детали на столе.
Молодцы! Я вижу, что у вас всё получилось. Теперь у нашего Снеговика есть много друзей.
Ребята, где мы сегодня были? (На прогулке в зимнем сказочном лесу.) Что делали? Что вам понравилось? (Ответы детей.) А мне понравилось, как вы играли, отвечали на вопросы, рассказывали о зиме, помогали Снегурочке и Снеговику. Ребята, а Снегурочка благодарит вас за то, что вы научили её говорить красиво и правильно и хочет вам подарить снежинки - медали. Их можно одеть на шею, а ещё можно держать за ниточку и на них дуть. Вот попробуйте, подуйте. (Дыхательная гимнастика.) Раздача подарков. Ребята, давайте скажем Снегурочке большое спасибо за подарки. Дети играют со снежинками - медалями. Звучит нежная музыка.
Комплексные, интегрированные занятия | Занятия по ИЗО деятельности | Занятия по математике, ФЭМП в ДОУ | Календарно-тематическое планирование в ДОУ | Занятия по познавательному развитию | Занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ | Безопасность, Занятия по ОБЖ в ДОУ | Занятия по развитию речи в ДОУ | Занятия по экологии в детском саду