Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Конспекты занятий

Занятия по развитию речи

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте
в подготовительной логопедической группе
на тему «Зимнее путешествие»

Шишкина О.В., воспитатель I кв. категории
д/с №54 «Искорка» г. Набережные Челны

Цели:

- упражнять детей в подборе однородных определений и сказуемых к определённому слову;

- в образовании родственных слов к слову снег;

- учить сравнивать два звука <с> и <з>;

- закреплять умение делить слова на слоги, составлять схему слова, определять место звука <ш> в слове;

- развивать правильную, чёткую речь при помощи чистоговорок;

- продолжать учить пересказывать текст, используя опорные картинки;

- развивать умение заканчивать предложенные воспитателем предложения, используя противопоставления;

- развивать внимание, находчивость, логическое мышление, память, связную речь;

- воспитывать интерес к объектам природы, умение работать в коллективе.

Материалы: значкисхемы, мяч, разноцветные квадраты для составления звуковой схемы слова.

Приёмы: словесный, наглядный, игровой, поощрение.

Ход занятия:

- Ребята, давайте начнём занятие с загадок:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима).

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает. (Зимой).

- Правильно, зимой. Кто хочет на ковролине составить отгадку?

Сегодня мы с вами совершим зимнее путешествие, и говорить будем только о зиме.

Задание №1: «Образование однородных определений с использованием схематических картинок».

- А какая зима бывает? (холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, тёплая, ветреная, весёлая, нарядная).

Задание №2: «Придумай слово» (воспитатель кидает мяч детям по очереди).

- А что всегда зимой бывает? (снег). Давайте придумаем родственные слова к слову снег (снежок, снеговик, снегопад, снеговичок, снегурочка, снегоход и т. д.).

Задание №3: «Что делает?» (подбор однородных сказуемых).

- А что снег делает? (идёт, тает, сверкает, скрипит и т. д.)

- Что ещё может идти? (часы, человек), тает? (мороженое, лёд), летает? (самолёт, птица), падает? (яблоко, камень).

Задание №4:

- Молодцы! А теперь садитесь за столы. Мы с вами на доске видим слово зима, давайте составим схему этого слова (каждый на столе сам) и поделите их на слоги.

Индивидуальная работа: один ребёнок у доски составляет схему слова снег. Для проверки схемы слова зима выходит ребёнок к доске.

- Теперь давайте сравним первые звуки слов зима и снег.

[з] - согласный, звонкий, мягкий, парный.

[с] - согласный, глухой, твёрдый, парный.

Пальчиковая игра:

Шёл медведь к своей берлоге

Да споткнулся на пороге.

«Видно очень мало сил

Я на зиму накопил», -

Так подумал и пошёл

Он на поиск диких пчёл.

Все медведисладкоежки,

Любят есть медок без спешки.

А наевшись, без тревоги

До весны сопят в берлоге.

Задание №5: «Пересказ текста»

- А теперь я прочитаю вам текст о зиме, а внимательно слушайте, потом перескажете.

Физкультминутка:

Мы зимой в снежки играем (3 р.)

По сугробам мы шагаем (3р.)

И на лыжах мы бежим (3 р.)

На коньках по льду летим (3 р.)

И снегурку лепим мы (3 р.)

Гостью Зиму любим мы (3 р.)

Задание №6: «Чистоговорки».

- Садитесь, ребята на ковёр и постарайтесь правильно повторить за мной по очереди чистоговорки:

- Шу-шу-шу - Маша кушает лапшу;

- Ши-ши-ши - кашу ешьте, малыши;

- Ше-ше-ше - шепчет Паша в шалаше;

- Шо-шо-шо - Шура пишет хорошо;

- Ша-ша-ша - я катаю малыша;

- Шо-шо-шо - поём мы хорошо;

- Шу-шу-шу - пилотку я ношу;

- Ше-ше-ше - утка в камыше;

- Ши-ши-ши - глубоко дыши;

- Аш-аш-аш - я точу карандаш;

- Уш-уш-уш - принимаем душ;

- Ыш-ыш-ыш - у Кати камыш.

Тише, мыши, кот на крыше, а котята ещё выше. (Все вместе).

Задание №7: «Определить место звука [ Ш ] в слове»(работа с предметными картинками).

- Я буду показывать картинки с предметами, а вы будете говорить, где находится звук [ Ш ] в этих словах и сколько слогов в них.

Задание №8: «Закончи предложение».

  • Зимой бывает снегопад, а летом (листопад).
  • Зимой бывает снег, а летом (дождь).
  • Зимой снег падает, а весной (тает).
  • Зимой катаются на санках, а летом (на велосипеде).
  • Зимой лес спит, а весной (просыпается).
  • Зимой бывает холодно, а летом (жарко).
  • Зимой деревья белые, а осенью (жёлтые).
  • Зимой растут сугробы, а летом растут (растения).
  • Зимой насекомые прячутся, а весной (вылезают).

- Вот и заканчивается наше зимнее путешествие. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось? Как вы считаете, хорошо вы потрудились?

- Все вы сегодня молодцы и за это вас ждёт сюрприз от Зимушкизимы: наклейкиснежинки.