Конспекты занятий
Занятия по развитию речи
Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте
в подготовительной логопедической группе
на тему «Зимнее путешествие»
Шишкина О.В., воспитатель I кв. категории
д/с №54 «Искорка» г. Набережные Челны
Цели:
- упражнять детей в подборе однородных определений и сказуемых к определённому слову;
- в образовании родственных слов к слову снег;
- учить сравнивать два звука <с> и <з>;
- закреплять умение делить слова на слоги, составлять схему слова, определять место звука <ш> в слове;
- развивать правильную, чёткую речь при помощи чистоговорок;
- продолжать учить пересказывать текст, используя опорные картинки;
- развивать умение заканчивать предложенные воспитателем предложения, используя противопоставления;
- развивать внимание, находчивость, логическое мышление, память, связную речь;
- воспитывать интерес к объектам природы, умение работать в коллективе.
Материалы: значкисхемы, мяч, разноцветные квадраты для составления звуковой схемы слова.
Приёмы: словесный, наглядный, игровой, поощрение.
Ход занятия:
- Ребята, давайте начнём занятие с загадок:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима).
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает. (Зимой).
- Правильно, зимой. Кто хочет на ковролине составить отгадку?
Сегодня мы с вами совершим зимнее путешествие, и говорить будем только о зиме.
Задание №1: «Образование однородных определений с использованием схематических картинок».
- А какая зима бывает? (холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, тёплая, ветреная, весёлая, нарядная).
Задание №2: «Придумай слово» (воспитатель кидает мяч детям по очереди).
- А что всегда зимой бывает? (снег). Давайте придумаем родственные слова к слову снег (снежок, снеговик, снегопад, снеговичок, снегурочка, снегоход и т. д.).
Задание №3: «Что делает?» (подбор однородных сказуемых).
- А что снег делает? (идёт, тает, сверкает, скрипит и т. д.)
- Что ещё может идти? (часы, человек), тает? (мороженое, лёд), летает? (самолёт, птица), падает? (яблоко, камень).
Задание №4:
- Молодцы! А теперь садитесь за столы. Мы с вами на доске видим слово зима, давайте составим схему этого слова (каждый на столе сам) и поделите их на слоги.
Индивидуальная работа: один ребёнок у доски составляет схему слова снег. Для проверки схемы слова зима выходит ребёнок к доске.
- Теперь давайте сравним первые звуки слов зима и снег.
[з] - согласный, звонкий, мягкий, парный.
[с] - согласный, глухой, твёрдый, парный.
Пальчиковая игра:
Шёл медведь к своей берлоге
Да споткнулся на пороге.
«Видно очень мало сил
Я на зиму накопил», -
Так подумал и пошёл
Он на поиск диких пчёл.
Все медведисладкоежки,
Любят есть медок без спешки.
А наевшись, без тревоги
До весны сопят в берлоге.
Задание №5: «Пересказ текста»
- А теперь я прочитаю вам текст о зиме, а внимательно слушайте, потом перескажете.
Физкультминутка:
Мы зимой в снежки играем (3 р.)
По сугробам мы шагаем (3р.)
И на лыжах мы бежим (3 р.)
На коньках по льду летим (3 р.)
И снегурку лепим мы (3 р.)
Гостью Зиму любим мы (3 р.)
Задание №6: «Чистоговорки».
- Садитесь, ребята на ковёр и постарайтесь правильно повторить за мной по очереди чистоговорки:
- Шу-шу-шу - Маша кушает лапшу;
- Ши-ши-ши - кашу ешьте, малыши;
- Ше-ше-ше - шепчет Паша в шалаше;
- Шо-шо-шо - Шура пишет хорошо;
- Ша-ша-ша - я катаю малыша;
- Шо-шо-шо - поём мы хорошо;
- Шу-шу-шу - пилотку я ношу;
- Ше-ше-ше - утка в камыше;
- Ши-ши-ши - глубоко дыши;
- Аш-аш-аш - я точу карандаш;
- Уш-уш-уш - принимаем душ;
- Ыш-ыш-ыш - у Кати камыш.
Тише, мыши, кот на крыше, а котята ещё выше. (Все вместе).
Задание №7: «Определить место звука [ Ш ] в слове»(работа с предметными картинками).
- Я буду показывать картинки с предметами, а вы будете говорить, где находится звук [ Ш ] в этих словах и сколько слогов в них.
Задание №8: «Закончи предложение».
- Зимой бывает снегопад, а летом (листопад).
- Зимой бывает снег, а летом (дождь).
- Зимой снег падает, а весной (тает).
- Зимой катаются на санках, а летом (на велосипеде).
- Зимой лес спит, а весной (просыпается).
- Зимой бывает холодно, а летом (жарко).
- Зимой деревья белые, а осенью (жёлтые).
- Зимой растут сугробы, а летом растут (растения).
- Зимой насекомые прячутся, а весной (вылезают).
- Вот и заканчивается наше зимнее путешествие. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось? Как вы считаете, хорошо вы потрудились?
- Все вы сегодня молодцы и за это вас ждёт сюрприз от Зимушкизимы: наклейкиснежинки.
Комплексные, интегрированные занятия | Занятия по ИЗО деятельности | Занятия по математике, ФЭМП в ДОУ | Календарно-тематическое планирование в ДОУ | Занятия по познавательному развитию | Занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ | Безопасность, Занятия по ОБЖ в ДОУ | Занятия по развитию речи в ДОУ | Занятия по экологии в детском саду