Конспекты занятий
Занятия по развитию речи
Перспективное планирование
по формированию сенсорных процессов у детей
с нарушениями речи
Афонина И.А., воспитатель МАДОУ №378 г.Казань
СЕНТЯБРЬ
1-я неделя. Детский сад.
Цель:- воспитывать любовь к детскому саду; доброжелательное отношение к сверстникам, уважение к сотрудникам, желание помогать, доставлять им радость;
- употребление в речи неполных ответов (использование существительных единственного и множественного числа в именительном падеже).
2-я неделя. Овощи и фрукты.
Цель: - употребление в речи неполных ответов (использование существительных Единственного и множительного числа в косвенных падежах);
- формировать бережное отношение к природе;
- закреплять представление о том, где растут овощи и фрукты и что необходимо для их роста, о свойствах и признаках овощей и фруктов(цвет, форма, величина), об использовании их человеком.
- подбирать и группировать предметы по цвету путем подбора по образцу
– группировать предметы по форме. Соотносить фигуру определенной формы с предметом такой же формы.
- соотносить и сравнивать предметы по величине.
- закреплять приемы совмещения, наложения и приложения,
- упражнять детей в различении овощей и фруктов на вкус.
3-я неделя. Дом, семья.
Цель: - вызвать интерес и национальный отклик, чувство гордости и уважения к нашим предкам;
- знать членов семьи и ближайших родственников;
- формировать уважительное и заботливое отношение к своим близким;
- уметь отвечать на вопросы о семье, определять родственные отношения.
- договаривание предложений по картинкам ( использование существительных в именительном падеже множественного числа);
- составление предложений по картинке ( по образцу);
- преобразование предложений ( использование глаголов единственного и множественного числа).
- употребление притяжательных прилагательных с суффиксом –ин.
ОКТЯБРЬ
1-я неделя . Игрушки.
Цель: - продолжать воспитывать у детей привязанность к детскому саду,
- вызвать желание рассказать о своих любимых игрушках в детском саду, о том, как дети с ними играют;
- договаривание предложений по картинкам ( использование существительных в родительном падеже множественного числа);
- составление предложений по сюжетным картинкам (с помощью вопросов)
- развитие сенсорных процессов:
- закреплять умение определять предмет по цвету, форме, величине
- сравнивать, соотносить, группировать предметы по данным свойствам и признакам.
- развитие тактильно-двигательного восприятия (узнавать на ощупь игрушку)
2-я неделя. Ранняя осень .
Цель: - формировать представление о состоянии растений осенью,
- дать знания о плодах, семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растенияй,
- уточнить представление детей об условиях жизни растений и животных
- Развитие сенсорных процессов:
- различать и правильно называть цвета и их оттенки путем подбора по образцу
- группировать предметы по форме
- сравнивать предметы по величине
- договаривание предложений по картинкам ( использование существительных в родительном падеже множественного числа со словом «много»).
- составление короткого рассказа по сюжетной картинке с помощью вопросов
3-я неделя. Дикие и домашние животные .
Цель: - учить узнавать и называть животных, различать их по среде обитания, по особенностям поведения, повадкам. Загадки о животных.
- развитие знаний об окружающем мире
- развитие сенсорных процессов (подбирать и группировать предметы по цвету и величине),
- развитие зрительного восприятия, памяти.
- развитиетактильно-двигательного восприятия.
- составление коротких рассказов по сюжетным картинкам (по образцу).
- активизация словаря
4-я неделя. Перелетные птицы.
Цель: -знакомить с разновидностями птиц, их средой обитания, особенностями повадками. Загадки о птицах.
- развитие знаний об окружающем мире
- развитие сенсорных процессов (закреплять умение определять предмет по цвету и величине),
- развитие зрительного восприятия, памяти.
- развитие связной речи
- составление коротких рассказов о птицах.
НОЯБРЬ
1-я неделя. Транспорт .
Цель: - развитие знаний об окружающем мире
- учить детей распознавать и называть разновидности транспортных средств (наземный, подземный, водный, воздушный)
- закреплять правила поведения в транспорте
- развитие сенсорных процессов (подбирать и группировать предметы по цвету, форме, величине путем подбора по образцу)
- развитие связной речи
- составлять короткий рассказ на тему: «Как мы едем в детский сад (поликлинику, в цирк)».
2-я неделя. Поздняя осень.
Цель: -итоговая беседа об осени;
- обобщить и систематизировать знания детей об осени
- учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме
- воспитывать бережное отношение к растениям и животным
- различать и правильно называть цвета и их оттенки путем подбора по образцу
- группировать и сравнивать предметы по цвету, форме и величине
- развитие грамматического строя речи
3-я неделя. Посуда .
Цель: -развивать знание об окружающем мире
- продолжать воспитывать у детей интерес к творчеству человека через знакомство с его деятельностью
- дать представление о материалах и технологии изготовления посуды (стекло, пластмасса)
- развитие зрительного восприятия, памяти, внимания, осязания
- подбирать, сравнивать, группировать предметы по цвету, форме, Величине
- развитие связной речи
- составление рассказа-описания (по заданному плану).
4-я неделя. Продукты питания.
Цель: -развивать знание об окружающем мире
- называть и различать продукты питания, знать их назначение
- формировать представление детей о правильном питании, какие продукты полезны и необходимы для человеческого организма
- развивать зрительное восприятие, внимание, память
- подбирать, сравнивать, группировать предметы по цвету, форме, величине
- пересказ образца с изменением времени действия
- развитие грамматического строя речи
ДЕКАБРЬ
1-я неделя. Начало зимы.
Цель: -отметить изменения в природе с приходом зимы
- отметить приспособленность окружающего мира к зимнему периоду
- развитие сенсорных процессов (закреплять умение определять предметы по цвету, форме, величине)
- развитие тактильно-двигательного восприятия (на ощупь)
- составление короткого рассказа по сюжетной картинке (с использованием распространенных предложений)
- стихи о зиме, загадки о зиме.
2-я неделя. Мебель .
Цель: -развивать знание об окружающем мире
- дать представление о материалах изготовления (дерево, металл, стекло)
- ознакомить со свойствами материалов и их применением
- развивать зрительное восприятие, внимание, память
- развитие сенсорных процессов ( группировать, сравнивать и соотносить предметы по цвету, форме, величине )
- закреплять приемы совмещения, наложения, приложения
- развитие тактильно-двигательного восприятия (на ощупь)
- составление короткого рассказа на тему: Моя комната (квартира)
- активизация словаря
3-я неделя. Зима. Зимующие птицы.
Цель: -развивать знание об окружающем мире
- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память
- развитие знаний детей о разновидности птиц, их среде обитания повадках, особенностях, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц
- развитие сенсорных процессов (закреплять умение определять предмет по цвету и величине)
- развитие связной речи
- составление рассказа по серии сюжетных картинок: «Кормушка для птиц», «Зимующие птицы»
4-я неделя. Новогодний праздник .
Цель: -вызвать у детей эмоциональный отклик
- вызвать у детей интерес к подготовке и участие в праздничных мероприятиях
- развитие речи, памяти, внимания
- развитие сенсорных процессов (закреплять умение определять предмет по цвету, форме, величине и вкусу)
- участие в новогодних праздниках. Стихи, загадки, песни о Зимушке-зиме.
- инсценировка сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»
ЯНВАРЬ
1-я неделя. Зимние забавы и развлечения.
Цель: -вызвать у детей эмоциональный отклик
- рассказы о новогодней елке по плану, используя сенсорные свойства и признаки предметов (цвет, форма, величина, вкус)
- Где и с кем ты был на елке?
- Опиши елку.
- Какой костюм был самым красивым?
- Что запомнилось на празднике?
- Какой подарок ты получил?
2-я неделя. Профессии .
Цель: -закреплять знания о том, что такое труд, работа, профессия; их необходимость и значение
- формировать у детей элементарную профориентацию
- подбирать предметы по форме, величине
- называть цвет предметов и их оттенки
- активизировать словарь детей
- составление вопросов к сюжетным и предметным картинкам
3-я неделя. Комнатные растения .
Цель: - сформировать у детей представление о дифференцированной потребности комнатных растений (влаголюбивые, засухо-устойчивые)
- развивать зрительное восприятие, внимание, память, обоняние
- развитие сенсорных процессов (закреплять умение определять предмет по цвету, форме, величине и запаху). Сравнивать, группировать, соотносить предметы по данным свойствам и признакам
- развитие связной речи
- составление краткого описания комнатных растений (по опорным словам)
4-я неделя. Зимующие птицы .
Цель: -развивать знание об окружающем мире
- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память
- закрепление знаний детей о разновидности птиц, их среде обитания, повадках, особенностях, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц
- развитие связной речи
- составление предложений по картинкам.
- пересказ прослушанных рассказов о зимующих птицах
- составление по серии сюжетных картинок «Синичка», «Воробей», «Снегирь», «Ворона».
ФЕВРАЛЬ
1-я неделя. Зима. Дикие животные. Как звери зимуют.
Цель: -расширить представление о жизни животных в лесу, приспособленности к зимнему периоду
- загадки о животных
- развитие речи детей
- пересказ и инсценировка сказок
- составление короткого описательного рассказа, используя сенсорные свойства и признаки предметов
2-я неделя. Животные наших лесов
Цель: -уточнить представление детей об образе жизни лисы, волка, зайца, белки и других животных
- формировать представление детей о приспособленности животных к добыванию пищи: чуткие уши, острое зрение, хороший нюх, выносливость
- беседы с детьми
- составление коротких описательных рассказов по темам :«Лиса», «Заяц», «Волк», «Медведь», используя сенсорные свойства и признаки предметов.
- пересказ коротких рассказов, инсценировка сказок
3-я неделя. Зима.
Цель:-обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе.
- закрепить знания об особенностях существования растений зимой
- обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой
- формировать эстетическое отношение к зимним явлениям
- развитие связной речи
- пересказ рассказа К. Ушинского «Проказы старухи-зимы».
- описательные рассказы о зиме с опорой на картинки, используя сенсорные свойства и признаки предметов.
МАРТ
1-я неделя. Ранняя весна. Первоцветы. Праздник 8 Марта.
Цель: -отметить изменения в природе с приходом весны: увеличен светового дня, таяние снега, возвращение птиц, оживление природы, появление травы, первоцветов
- стихи о весне, загадки
- развитие речи детей
- составление описательных рассказов: «Подснежник», «Весна (по плану), используя сенсорные свойства и признаки предметов.
- вызвать у детей эмоциональный отклик
- вызвать у детей интерес к подготовке и участие в праздничных мероприятиях к Дню 8 Марта (разучивание стихов, песен о маме, изготовление подарков)
2-я неделя. Природа весной .
Цель:- активизировать словарный запас детей
- составление рассказов о весенней природе, рассматривание картин
- учить составлять вопросы о прочитанных рассказах и рассмотренной картине, используя сенсорные свойства и признаки предметов
3-я неделя. Перелетные птицы.
Цель: -развивать знание об окружающем мире
- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память
- развитие знаний детей о разновидности птиц, их среде обитания, повадках, особенностях, условиях их жизни
- развитие сенсорных процессов (закреплять умение определять предмет по цвету и величине)
- развитие связной речи
- пересказ коротких рассказов.
- коллективное составление рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели».
- описание перелетных птиц (по предметным картинкам)
4-я неделя. Весна. Сад, парк, лес, луг.
Цель:- уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны(увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег,
освобождаются ото льда водоемы, растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы, появляются насекомые, возвращаются перелетные птицы)
- учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда
- вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы
- развитие связной речи
- чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг»
- учить задавать вопросы по содержанию и пересказывать по плану, используя сенсорные свойства и признаки предметов
АПРЕЛЬ
1-я неделя. Весна. Цветы цветут .
Цель: - развивать знание об окружающем мире
- развивать зрительное восприятие, внимание, память, обоняние
- ознакомить с разновидностью цветов (садовые, луговые, полевые)
- уметь описывать цветы
- развитие сенсорных процессов (закреплять умение определять цветы по форме, цвету, величине и по запаху)
- учить составлять вопросы по содержанию предметных картинок (описание цветов)
2-я неделя. Насекомые.
Цель: -систематизировать представление детей о многообразии насекомых
- учить составлять группы по разным основаниям:
- особенностям внешнего строения (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы),
- местам обитания (наземные, водные)
- способу передвижения (летающие, ползающие, плавающие, прыгающие)
- закрепить знания об общих признаках насекомых.
- учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов, между способами передвижения и средой обитания
- воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним
- активизировать словарь детей
- краткое описание насекомых по плану, используя сенсорные свойства и признаки
3-я неделя. Наш город.
Цель: -прививать любовь к родному краю
- уточнять знания о родном городе,
- продолжать знакомить с достопримечательностями
- знать символику Республики
- знать национальную одежду, обувь, утварь, предметы быта, кухню
- ознакомить с выдающимися людьми (народные умельцы, писатели, художники, скульпторы, артисты, певцы)
- развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, сенсорных процессов (группировать предметы по форме, сравнивать и соотносить
предметы по цвету и величине, вкусовым качествам)
- составить рассказ-описание о своем городе (выбор лучшего)
4-я неделя. Школа.
Цель: -воспитывать любовь к школе; доброжелательное отношение к сверстникам, уважение к старшим
- развивать диалогическую и монологическую речь
- описывать школьные принадлежности, используя сенсорные свойства, признаки предметов
- описание сюжетных предметных картинок. Ответы на вопросы.
МАЙ
1-я неделя. Земля – наш общий дом.
Цель: - воспитывать интерес и уважение к людям и их деятельности, культуре, быту
- формировать представление о Земле, о жизни людей на Земле, о своей стране
- воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли
- ознакомить детей с макетом Земного шара
- активизировать словарь детей
- составление описательного рассказа, используя сенсорные свойства и признаки предметов
2-я неделя. Красная книга - сигнал опасности.
Цель: -ознакомить детей с деятельностью человека на Земле
- ознакомить детей с Красной книгой (охраняемыми растениями и животными)
- показать, какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают и живут в нашем крае
- воспитывать чувство гордости, сопричастности, уважения к природным достопримечательностям
- активизация словаря детей
- рассматривание картинок и составление вопросов по содержанию, используя сенсорные свойства и признаки предметов
3-я неделя. Лето .
Цель: -углубить и обобщить представление детей о лете, его типичных признаках
- закрепить представление о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде и отдыхе взрослых
- учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов
- выражать свои мысли в связной речи
- рассматривание картинок и составление составление описательных рассказов о лете, используя сенсорные свойства и признаки предметов
- разучивание стихов, песен о лете. Загадки.
- инсценировка сказок
4-я неделя. Времена года
Цель: -расширить и уточнить представление детей о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в живой и неживой природе
- активизировать речевую деятельность детей
- учить детей составлять описательный и сравнительный рассказ, используя сенсорные свойства и признаки предметов.
Комплексные, интегрированные занятия | Занятия по ИЗО деятельности | Занятия по математике, ФЭМП в ДОУ | Календарно-тематическое планирование в ДОУ | Занятия по познавательному развитию | Занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ | Безопасность, Занятия по ОБЖ в ДОУ | Занятия по развитию речи в ДОУ | Занятия по экологии в детском саду