Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Конспекты занятий

Занятия по развитию речи

Перспективное планирование
по формированию сенсорных процессов у детей
с нарушениями речи

Афонина И.А., воспитатель МАДОУ №378 г.Казань

СЕНТЯБРЬ

1-я неделя. Детский сад.

Цель:- воспитывать любовь к детскому саду; доброжелательное отношение к сверстникам, уважение к сотрудникам, желание помогать, доставлять им радость;

- употребление в речи неполных ответов (использование существительных единственного и множественного числа в именительном падеже).

2-я неделя. Овощи и фрукты.

Цель: - употребление в речи неполных ответов (использование существительных Единственного и множительного числа в косвенных падежах);

- формировать бережное отношение к природе;

- закреплять представление о том, где растут овощи и фрукты и что необходимо для их роста, о свойствах и признаках овощей и фруктов(цвет, форма, величина), об использовании их человеком.

- подбирать и группировать предметы по цвету путем подбора по образцу

– группировать предметы по форме. Соотносить фигуру определенной формы с предметом такой же формы.

- соотносить и сравнивать предметы по величине.

- закреплять приемы совмещения, наложения и приложения,

- упражнять детей в различении овощей и фруктов на вкус.

3-я неделя. Дом, семья.

Цель: - вызвать интерес и национальный отклик, чувство гордости и уважения к нашим предкам;

- знать членов семьи и ближайших родственников;

- формировать уважительное и заботливое отношение к своим близким;

- уметь отвечать на вопросы о семье, определять родственные отношения.

- договаривание предложений по картинкам ( использование существительных в именительном падеже множественного числа);

- составление предложений по картинке ( по образцу);

- преобразование предложений ( использование глаголов единственного и множественного числа).

- употребление притяжательных прилагательных с суффиксом –ин.

ОКТЯБРЬ

1-я неделя . Игрушки.

Цель: - продолжать воспитывать у детей привязанность к детскому саду,

- вызвать желание рассказать о своих любимых игрушках в детском саду, о том, как дети с ними играют;

- договаривание предложений по картинкам ( использование существительных в родительном падеже множественного числа);

- составление предложений по сюжетным картинкам (с помощью вопросов)

- развитие сенсорных процессов:

  • закреплять умение определять предмет по цвету, форме, величине
  • сравнивать, соотносить, группировать предметы по данным свойствам и признакам.
  • развитие тактильно-двигательного восприятия (узнавать на ощупь игрушку)

2-я неделя. Ранняя осень .

Цель: - формировать представление о состоянии растений осенью,

- дать знания о плодах, семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растенияй,

- уточнить представление детей об условиях жизни растений и животных

- Развитие сенсорных процессов:

  • различать и правильно называть цвета и их оттенки путем подбора по образцу
  • группировать предметы по форме
  • сравнивать предметы по величине

- договаривание предложений по картинкам ( использование существительных в родительном падеже множественного числа со словом «много»).

- составление короткого рассказа по сюжетной картинке с помощью вопросов

3-я неделя. Дикие и домашние животные .

Цель: - учить узнавать и называть животных, различать их по среде обитания, по особенностям поведения, повадкам. Загадки о животных.

- развитие знаний об окружающем мире

- развитие сенсорных процессов (подбирать и группировать предметы по цвету и величине),

- развитие зрительного восприятия, памяти.

- развитиетактильно-двигательного восприятия.

- составление коротких рассказов по сюжетным картинкам (по образцу).

- активизация словаря

4-я неделя. Перелетные птицы.

Цель: -знакомить с разновидностями птиц, их средой обитания, особенностями повадками. Загадки о птицах.

- развитие знаний об окружающем мире

- развитие сенсорных процессов (закреплять умение определять предмет по цвету и величине),

- развитие зрительного восприятия, памяти.

- развитие связной речи

- составление коротких рассказов о птицах.

НОЯБРЬ

1-я неделя. Транспорт .

Цель: - развитие знаний об окружающем мире

- учить детей распознавать и называть разновидности транспортных средств (наземный, подземный, водный, воздушный)

- закреплять правила поведения в транспорте

- развитие сенсорных процессов (подбирать и группировать предметы по цвету, форме, величине путем подбора по образцу)

- развитие связной речи

- составлять короткий рассказ на тему: «Как мы едем в детский сад (поликлинику, в цирк)».

2-я неделя. Поздняя осень.

Цель: -итоговая беседа об осени;

- обобщить и систематизировать знания детей об осени

- учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме

- воспитывать бережное отношение к растениям и животным

- различать и правильно называть цвета и их оттенки путем подбора по образцу

- группировать и сравнивать предметы по цвету, форме и величине

- развитие грамматического строя речи

3-я неделя. Посуда .

Цель: -развивать знание об окружающем мире

- продолжать воспитывать у детей интерес к творчеству человека через знакомство с его деятельностью

- дать представление о материалах и технологии изготовления посуды (стекло, пластмасса)

- развитие зрительного восприятия, памяти, внимания, осязания

- подбирать, сравнивать, группировать предметы по цвету, форме, Величине

- развитие связной речи

- составление рассказа-описания (по заданному плану).

4-я неделя. Продукты питания.

Цель: -развивать знание об окружающем мире

- называть и различать продукты питания, знать их назначение

- формировать представление детей о правильном питании, какие продукты полезны и необходимы для человеческого организма

- развивать зрительное восприятие, внимание, память

- подбирать, сравнивать, группировать предметы по цвету, форме, величине

- пересказ образца с изменением времени действия

- развитие грамматического строя речи

ДЕКАБРЬ

1-я неделя. Начало зимы.

Цель: -отметить изменения в природе с приходом зимы

- отметить приспособленность окружающего мира к зимнему периоду

- развитие сенсорных процессов (закреплять умение определять предметы по цвету, форме, величине)

- развитие тактильно-двигательного восприятия (на ощупь)

- составление короткого рассказа по сюжетной картинке (с использованием распространенных предложений)

- стихи о зиме, загадки о зиме.

2-я неделя. Мебель .

Цель: -развивать знание об окружающем мире

- дать представление о материалах изготовления (дерево, металл, стекло)

- ознакомить со свойствами материалов и их применением

- развивать зрительное восприятие, внимание, память

- развитие сенсорных процессов ( группировать, сравнивать и соотносить предметы по цвету, форме, величине )

- закреплять приемы совмещения, наложения, приложения

- развитие тактильно-двигательного восприятия (на ощупь)

- составление короткого рассказа на тему: Моя комната (квартира)

- активизация словаря

3-я неделя. Зима. Зимующие птицы.

Цель: -развивать знание об окружающем мире

- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память

- развитие знаний детей о разновидности птиц, их среде обитания повадках, особенностях, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц

- развитие сенсорных процессов (закреплять умение определять предмет по цвету и величине)

- развитие связной речи

- составление рассказа по серии сюжетных картинок: «Кормушка для птиц», «Зимующие птицы»

4-я неделя. Новогодний праздник .

Цель: -вызвать у детей эмоциональный отклик

- вызвать у детей интерес к подготовке и участие в праздничных мероприятиях

- развитие речи, памяти, внимания

- развитие сенсорных процессов (закреплять умение определять предмет по цвету, форме, величине и вкусу)

- участие в новогодних праздниках. Стихи, загадки, песни о Зимушке-зиме.

- инсценировка сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»

ЯНВАРЬ

1-я неделя. Зимние забавы и развлечения.

Цель: -вызвать у детей эмоциональный отклик

- рассказы о новогодней елке по плану, используя сенсорные свойства и признаки предметов (цвет, форма, величина, вкус)

  1. Где и с кем ты был на елке?
  2. Опиши елку.
  3. Какой костюм был самым красивым?
  4. Что запомнилось на празднике?
  5. Какой подарок ты получил?

2-я неделя. Профессии .

Цель: -закреплять знания о том, что такое труд, работа, профессия; их необходимость и значение

- формировать у детей элементарную профориентацию

- подбирать предметы по форме, величине

- называть цвет предметов и их оттенки

- активизировать словарь детей

- составление вопросов к сюжетным и предметным картинкам

3-я неделя. Комнатные растения .

Цель: - сформировать у детей представление о дифференцированной потребности комнатных растений (влаголюбивые, засухо-устойчивые)

- развивать зрительное восприятие, внимание, память, обоняние

- развитие сенсорных процессов (закреплять умение определять предмет по цвету, форме, величине и запаху). Сравнивать, группировать, соотносить предметы по данным свойствам и признакам

- развитие связной речи

- составление краткого описания комнатных растений (по опорным словам)

4-я неделя. Зимующие птицы .

Цель: -развивать знание об окружающем мире

- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память

- закрепление знаний детей о разновидности птиц, их среде обитания, повадках, особенностях, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц

- развитие связной речи

- составление предложений по картинкам.

- пересказ прослушанных рассказов о зимующих птицах

- составление по серии сюжетных картинок «Синичка», «Воробей», «Снегирь», «Ворона».

ФЕВРАЛЬ

1-я неделя. Зима. Дикие животные. Как звери зимуют.

Цель: -расширить представление о жизни животных в лесу, приспособленности к зимнему периоду

- загадки о животных

- развитие речи детей

- пересказ и инсценировка сказок

- составление короткого описательного рассказа, используя сенсорные свойства и признаки предметов

2-я неделя. Животные наших лесов

Цель: -уточнить представление детей об образе жизни лисы, волка, зайца, белки и других животных

- формировать представление детей о приспособленности животных к добыванию пищи: чуткие уши, острое зрение, хороший нюх, выносливость

- беседы с детьми

- составление коротких описательных рассказов по темам :«Лиса», «Заяц», «Волк», «Медведь», используя сенсорные свойства и признаки предметов.

- пересказ коротких рассказов, инсценировка сказок

3-я неделя. Зима.

Цель:-обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе.

- закрепить знания об особенностях существования растений зимой

- обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой

- формировать эстетическое отношение к зимним явлениям

- развитие связной речи

- пересказ рассказа К. Ушинского «Проказы старухи-зимы».

- описательные рассказы о зиме с опорой на картинки, используя сенсорные свойства и признаки предметов.

МАРТ

1-я неделя. Ранняя весна. Первоцветы. Праздник 8 Марта.

Цель: -отметить изменения в природе с приходом весны: увеличен светового дня, таяние снега, возвращение птиц, оживление природы, появление травы, первоцветов

- стихи о весне, загадки

- развитие речи детей

- составление описательных рассказов: «Подснежник», «Весна (по плану), используя сенсорные свойства и признаки предметов.

- вызвать у детей эмоциональный отклик

- вызвать у детей интерес к подготовке и участие в праздничных мероприятиях к Дню 8 Марта (разучивание стихов, песен о маме, изготовление подарков)

2-я неделя. Природа весной .

Цель:- активизировать словарный запас детей

- составление рассказов о весенней природе, рассматривание картин

- учить составлять вопросы о прочитанных рассказах и рассмотренной картине, используя сенсорные свойства и признаки предметов

3-я неделя. Перелетные птицы.

Цель: -развивать знание об окружающем мире

- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память

- развитие знаний детей о разновидности птиц, их среде обитания, повадках, особенностях, условиях их жизни

- развитие сенсорных процессов (закреплять умение определять предмет по цвету и величине)

- развитие связной речи

- пересказ коротких рассказов.

- коллективное составление рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели».

- описание перелетных птиц (по предметным картинкам)

4-я неделя. Весна. Сад, парк, лес, луг.

Цель:- уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны(увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег,

освобождаются ото льда водоемы, растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы, появляются насекомые, возвращаются перелетные птицы)

- учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда

- вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы

- развитие связной речи

- чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг»

- учить задавать вопросы по содержанию и пересказывать по плану, используя сенсорные свойства и признаки предметов

АПРЕЛЬ

1-я неделя. Весна. Цветы цветут .

Цель: - развивать знание об окружающем мире

- развивать зрительное восприятие, внимание, память, обоняние

- ознакомить с разновидностью цветов (садовые, луговые, полевые)

- уметь описывать цветы

- развитие сенсорных процессов (закреплять умение определять цветы по форме, цвету, величине и по запаху)

- учить составлять вопросы по содержанию предметных картинок (описание цветов)

2-я неделя. Насекомые.

Цель: -систематизировать представление детей о многообразии насекомых

- учить составлять группы по разным основаниям:

  • особенностям внешнего строения (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы),
  • местам обитания (наземные, водные)
  • способу передвижения (летающие, ползающие, плавающие, прыгающие)

- закрепить знания об общих признаках насекомых.

- учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов, между способами передвижения и средой обитания

- воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним

- активизировать словарь детей

- краткое описание насекомых по плану, используя сенсорные свойства и признаки

3-я неделя. Наш город.

Цель: -прививать любовь к родному краю

- уточнять знания о родном городе,

- продолжать знакомить с достопримечательностями

- знать символику Республики

- знать национальную одежду, обувь, утварь, предметы быта, кухню

- ознакомить с выдающимися людьми (народные умельцы, писатели, художники, скульпторы, артисты, певцы)

- развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, сенсорных процессов (группировать предметы по форме, сравнивать и соотносить

предметы по цвету и величине, вкусовым качествам)

- составить рассказ-описание о своем городе (выбор лучшего)

4-я неделя. Школа.

Цель: -воспитывать любовь к школе; доброжелательное отношение к сверстникам, уважение к старшим

- развивать диалогическую и монологическую речь

- описывать школьные принадлежности, используя сенсорные свойства, признаки предметов

- описание сюжетных предметных картинок. Ответы на вопросы.

МАЙ

1-я неделя. Земля – наш общий дом.

Цель: - воспитывать интерес и уважение к людям и их деятельности, культуре, быту

- формировать представление о Земле, о жизни людей на Земле, о своей стране

- воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли

- ознакомить детей с макетом Земного шара

- активизировать словарь детей

- составление описательного рассказа, используя сенсорные свойства и признаки предметов

2-я неделя. Красная книга - сигнал опасности.

Цель: -ознакомить детей с деятельностью человека на Земле

- ознакомить детей с Красной книгой (охраняемыми растениями и животными)

- показать, какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают и живут в нашем крае

- воспитывать чувство гордости, сопричастности, уважения к природным достопримечательностям

- активизация словаря детей

- рассматривание картинок и составление вопросов по содержанию, используя сенсорные свойства и признаки предметов

3-я неделя. Лето .

Цель: -углубить и обобщить представление детей о лете, его типичных признаках

- закрепить представление о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде и отдыхе взрослых

- учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов

- выражать свои мысли в связной речи

- рассматривание картинок и составление составление описательных рассказов о лете, используя сенсорные свойства и признаки предметов

- разучивание стихов, песен о лете. Загадки.

- инсценировка сказок

4-я неделя. Времена года

Цель: -расширить и уточнить представление детей о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в живой и неживой природе

- активизировать речевую деятельность детей

- учить детей составлять описательный и сравнительный рассказ, используя сенсорные свойства и признаки предметов.