Конспекты занятий
Занятия по развитию речи
«Обучение оречевлению ряда
последовательно выполняемых действий»
Кравченко Валентина Васильевна
учитель – логопед муниципального дошкольного
образовательного учреждения
центр развития ребёнка – детский сад №17
г. Алексеевки Белгородской области
Общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим фактором формирования его личности и ведущим видом деятельности человека, посредством которого он познает и оценивает самого себя в процессе взаимодействия с другими людьми.
Общение имеет сложную структурную организацию, основными компонентами которой являются предмет общения, коммуникативная потребность и мотивы, единицы общения, его средства и продукты. На протяжении дошкольного возраста содержание структурных компонентов общения меняется; совершенствуются его средства, основным из которых становится речь.
Речь является важнейшей психической функцией человека универсальным средством общения, мышления, организации действий. Психические процессы - внимание, память, восприятие, воображение - опосредованы речью. Отклонение в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, затрудняют общение с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов и, следовательно, препятствуют формированию полноценной личности.
Учеными справедливо доказано, что общение со сверстниками влияет на умственное развитие ребенка, позволяет преодолеть замкнутость его социального мира, внося изменения в психику; от благополучия в общении как со сверстниками, так и со взрослыми зависит многое в психическом здоровье ребенка - логопата. Так как общение присутствует во всех видах детской деятельности и оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, то при недостаточном общении с окружающими детьми и взрослыми темп развития его речи и других психических процессов замедляется.
У детей с недоразвитием речи на фоне мозаичной картины речевых и неречевых дефектов имеются трудности формирования коммуникативных навыков. их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а, значит, и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями. Часть детей с речевыми нарушениями, с трудом вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной.
В логопедической литературе указывается на факт наличия у детей с нарушением речи и стойкие нарушения в общении, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, тугоподвижностью когнитивных процессов. Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации логопедической работы с данной категорией детей, в настоящее время отсутствует целостное представление о закономерностях становления у них навыков общения. Наряду с приоритетной значимостью рассмотрения теоретических аспектов данной проблемы имеется практическая: необходимость в определении содержания коррекционного обучения, направленного на развитие коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. В связи с этим возникла актуальность исследования особенностей общения детей с речевым недоразвитием.
По одной из теорий Л. С. Выготского - источник психического развития находится не внутри ребенка, а в его общении с окружающими. Но как быть, если некоторые дети способны лить отвечать на вопросы, активная речь которых может служить средством общения лишь в условиях постоянной помощи в виде дополнительных вопросов, оценочных суждений и т. д. Вне специального внимания к речи часть таких детей малоактивна, в редких случаях является инициатором общения, стараются не обращаться с вопросами к взрослым, не оречевляют игровые ситуации. Это обусловливает недостаточную коммуникативную направленность речи.
Одним из необходимых условий дальнейшего речевого развития ребенка является создание мотивации общения, формирование стремления рассказать о себе, своих друзьях, о наблюдениях из жизни семьи и детского сада. В процессе индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий, а также в повседневной жизни, рекомендуется создавать такие ситуации, которые бы актуализировали потребность в речевых высказываниях, ставили бы ребенка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями об увиденном. при этом необходимо также создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой. Другими словами можно сказать, что в основе высказываний ребенка должен лежать непосредственно речевой мотив.
Коррекционное обучение по развитию и формированию связной речи включает в себя работу над словом, словосочетанием и предложением. Указанные направления коррекционной работы тесно связаны между собой. Так, например, уточнение и расширение словаря осуществляется в ходе работы над предложением.
Эффективность коррекционных упражнений зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия:
- Систематичность проведения;
- Распределение их в порядке нарастающей сложности; Подчиненность заданий выбранной цели; Чередование и вариативность упражнений;
- Воспитание внимания к речи.
Основной задачей словарной работы является уточнение имеющегося словаря и его обогащение. Дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться. Среди многочисленных приемов словарной работы, которые могут быть использованы на логопедических занятиях, можно выделить следующие:
- Показ и называние нового предмета, его признаков или действия. Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета. Новое слово обязательно проговаривается хором и индивидуально. Для лучшего понимания и запоминания данное слово включается в знакомый ребенку контекст. Далее проводятся различные упражнения на закрепление его правильного произношения и употребления.
- Объяснения происхождения данного слова (хлебницапосуда, в которой хранят хлеб; кофейникпосуду, в которой варят кофе и т.д.)
- Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний (громадный домэто очень большой дом, тот, который выше всех других домов).
- Постановка разных по форме вопросов, которые носят сначала характер подсказывающих (это забор высокий или низкий?), а затем требуют самостоятельныx ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию. Необходимо также обучать и самостоятельной постановке вопросов.
- Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.
- Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, условий, цели.
- Составление предложений по опорным словам, картинкам, игрушкам и т. д.
Мы предлагаем различные задания для того, чтобы развить у детей внимание к слову, к его различным оттенкам и значениям, сформировать у них умение подбирать то слово, которое больше всего подходит к данной ситуации. Занятия желательно проводить в игровой форме, хотя некоторых детей приходится сначала обучать игре.
Т. Б. Филичева рекомендует начинать обучение с оречевления ряда последовательно выполненных действий. Первые небольшие самостоятельные рассказы детей должны быть связаны со знакомой наглядной ситуацией. Дается задание: «Подойди к столу, возьми красный шар и синий мяч.» «Что можно сказать про Колю, что он сделал?» Далее задания усложняются. В самом трудном варианте выполняет только один ребенок, дети внимательно следят и рассказывают об увиденном. Составление таких рассказов по демонстрируемым действиям является неотъемлемой частью работы по развитию у детей связной речи. Можно создать игровую ситуацию, когда, например, один ребенок под руководством взрослого выполняет действия с игрушкой, а другой запоминает их и рассказывает об увиденном. Развивая навыки описания, нужно использовать и такие игры, как «Узнай меня» : один ребенок выходит из комнаты, остальные составляют устное описание коголибо из детей. С помощью вопросов логопед нацеливает их внимание на наиболее характерные черты. Вернувшийся ребенок по описанию должен узнать, о ком говорят дети. Эффективность работы зависит не только от систематичности занятий, но и от распределения ее в порядке нарастающей сложности, чередовании вариантности упражнений. Весь лексический материал подобран по частям речи. Поэтому его легко можно использовать в совокупности: например, «Это кошка. Кто у нее дети? - Котята. Кошка с кем? (с котятами). Кошка что делает? (мяукает, прыгает, царапается. ..)
А котята?. А это ушки чьи? Хвост? (кошачьи, кошачий) Шерстка какая?. . А кошка в лесу живет?. Она любит кушать конфеты. .. .. Давайте подберем словародственники к слову «кошка». И только после полного последовательного изучения существительных, глаголов, прилагательных и т. д. по данной теме мы можем перейти к составлению описательного рассказа о кошке. Эмоциональному общению способствует такой прием, как «оживление» предмета или животного: « я мячик. Я кругльrй, разноцветный. Посредине у меня желтая полоска. Я умею прыгать, кататься, потому что я круглый и резиновый. »В такой же последовательности составляются описательные рассказы об игрушках, посуде, птицах, транспорте и т. д. (Пример: проведение тематического занятия « Дикие животные» )
Обучение оречевлению последовательно выполняемых действий используется логопедом в различных игровых приемах и играх. Например, игра «Угадай предмет», где детям раздаются карточки с изображением частей предметов (руль, кабина, рога, носик, колеса и т. д. ). По заданию вызванный ребенок должен разложить эти картинки в соответствующие конверты, прокомментировав свои действия: «Это машина. У машины есть руль, кабина, колеса, кузов. .. .» В конце занятия, проверяются все конвертики, наиболее трудные слова в случае необходимости проговариваются хором и индивидуально.
Навыки описания предметов и животных полезно закреплять в ходе выполнения продуктивных видов деятельностилепка, рисование, конструирование, где дает возможность рассказать о сделанном не только в своей группе, но и другим детям и взрослым, своим родителям.
Рассказы по картинкам имеют большое значение для развития навыков самостоятельной речи. Серии картинок помогают ребенку разобраться в последовательности событий. Если в начале занятия логопед посредством вопросов направляет внимание ребенка на процесс развертывания событий, то затем он сам научается выделять основные моменты в содержании рассказа. Новые слова при составлении рассказов по картинкам запоминаются ребенком не механически, а в процессе их активного использования.
Конкретные приемы работы с сюжетными картинками многообразны
(пример: «Как собака друга искала?») По мере накопления опыта рассказывания по картинам удачным приемом считается использование реплик, диалогов к данному сюжету, придумывание ему названия, а также передача его содержания в лицах.
Очень часто мы используем в своей работе стихи не только потому что дети их любят и стараются запомнить, но и для закрепления произношения поставленных звуков. Заучивание стихов развивает у детей чувство ритма, а при использовании движений с проговариванием текста дети оречевляют последовательные действия. (пример: картинки).
Загадки - один из любимых приемов логопеда, используемых на занятиях. Они активизируют словарь, тренируют внимание, память, расширяют кругозор детей, умение выделять существенные признаки предметов. По мере накопления опыта у детей целесообразно предложить им самим придумать загадку, но при этом обратить внимание на последовательность: оречевлять нужно так, чтобы самая значимая подсказка стояла в конце придуманной загадки (пример слон).
И еще один вид работы, который проводится при наличии у ребенка фразовой речи - это пересказ художественных текстов, включающий в себя: выборочный пересказ, краткий пересказ и творческое рассказывание. При обучении пересказыванию учитывается ступень речевого развития ребенка и соответственно применяются различные виды пересказа и приемы. В конце каждого рассказа необходимо использовать вопросы как по его содержанию, так и упражнения по лексике и грамматике.
Пример: «Грачи прилетели.»
« Весной первыми к нам прилетают грачи. Еще кругом лежит снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи и птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.»
- Объяснить значение словосочетаний: гнезда вить, вершина дерева. Птенцов выводить.
- Ответить на вопросы: Какие птицы прилетают весной первыми? Что сразу начинают делать грачи? Где они вьют гнезда? Когда они выводят птенцов?
- Образовать множественное число от существительных: грач - грачи, гнездо - гнезда, сук - сучья, корень - коренья, птенец - птенцы, дерево - деревья, ствол - стволы, пень - пни.
- Закончить предложение: На дереве гнездо, а на деревьях. .. (гнезда).
На ветке сук, а на ветвях. .. (СУЧЬЯ). В гнезде птенец, а в гнездах. . (птенцы). На дворе дерево, а в лесу., (деревья).
Развивая у ребенка память, мышление, внимание, моторную деятельность и Т. д. , мы постоянно используем игры и упражнения, которые помогают ребенку оречевить свои действия, выстроить их последовательно. Примеры : игра «Какое слово лишнее?» ребенок должен объяснить почему?, игра «Подбери букет», нужно повторить задание и выполнить ряд действий, работа по анализу и синтезу слов, выполнять упражнения по развитию двигательной сферы с предметами и без и т. д.
Современныe требования, предъявляемые ребенку при поступлении в школу, актуализируют проблему поиска наиболее эффективных методов и приемов коррекционной и профилактической работы с детьми с вариативными речевыми нарушениями. Поэтому от того, насколько комплексно и дифференцированно мы построим свою работу, применим принцип индивидуальности по преодолению речевых, психических и личностных нарушений, будет зависеть наша работа в целом и, в частности, по развитию связной речи, что в дальнейшем обеспечит ребенку успешное обучение в школе.
Комплексные, интегрированные занятия | Занятия по ИЗО деятельности | Занятия по математике, ФЭМП в ДОУ | Календарно-тематическое планирование в ДОУ | Занятия по познавательному развитию | Занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ | Безопасность, Занятия по ОБЖ в ДОУ | Занятия по развитию речи в ДОУ | Занятия по экологии в детском саду