Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Конспекты занятий

Занятия по развитию речи

Перспективное планирование по развитию речи во 2 мл. группе

Сентябрь

    Программные задачи.
  1. Учить различать и правильно называть овощи в натуральном виде, на картинках (формировать способность к обобщению); знакомство с колыбелькой (люлькой, зыбкой).
  2. Упражнять детей в согласовании слов в предложении.
  3. Упражнять детей в умении вести диалог, помочь им высказывать свои мысли; знакомство со сказкой «Репка».
Занятия Совместная деятельность
1. «Милости просим гости дорогие» («Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Князева О.А., стр. 30, зан. №1)
2. «Ходит сон близ окон» («Приобщение к истокам…», стр.31, зан.2)
3. «Во саду ли, в огороде» («Приобщение к истокам…», стр.32, зан.3)
4. «репка» («Приобщение к истокам…», стр.33, зан.4)
1. Чтение рассказов В. Гербовой «Хитрые башмачки», «Не хочу, чтобы меня обижали» («Радуга, Программа I мл. гр.», стр.171).
2. Д/и «Чудесный сундучок» (Богуславская «Развивающие игры», стр.158)
3. Д/и «Подарки» (Богуславская «Развивающие игры», стр.158)
4. Пальчиковая гимнастика (по выбору воспитателя Д/в №5 1999г. стр.58)
5. Разучивание потешки «Солнышко-вёдрышко»
6. Д/и «Про кого я говорю» (О. Ушакова «Методика развития речи детей дошкольного возраста», стр.66)

Октябрь

    Программные задачи.
  1. Активизировать речь детей, обогатить их словарь: кирпичный, бревенчатый, с черепицей, с наличниками, медведюшко, лисица-лисонька, полакомиться; упражнять в отчётливом произношении звук –а- изолированно и в словах; побуждать произносить его с разной силой голоса.
  2. Знакомство детей со сказкой «Снегурушка и лиса», заучивание потешки «Как у нашего кота», помочь детям вспомнить знакомые сказки, желание рассказывать о героях.
Занятия Совместная деятельность
1. «Незнакомка» (Гербова, стр.11).
2. «Чудесный сундучок» (Приобщение к истокам…», стр.33, зан.5)
3. «Незнакомка» (продолжение), (Гербова, стр.13, зан.2)
4. «Как у нашего кота» (Приобщение к истокам…», стр.34, зан.6)
5. Зв. культура речи: звук –а- (Гербова, стр.14, зан.3)
6. «Котик, котик, поиграй» («Приобщение к истокам», стр.35, зан.7)
7. Литературный калейдоскоп (Гербова, стр.15, зан.4)
8. «Девочка и лиса» («Приобщение к истокам…», стр.34, зан.8)
1. Чтение и рассматривание иллюстраций: К. Чуковский «Путаница», рус. нар. сказка «Теремок».
2. Заучивание наизусть: А. Барто «Кораблик».
3. Д/И «Овощи» (Гербова «Занятия по развитию речи во второй мл. группе», стр.37)
4. Пальчиковая гимнастика (по выбору воспитателя).
5. Д/И «Что изменилось? (Гербова «Занятия во второй мл. группе по развитию речи», стр.54).
6. Чтение по ролям потешки «Кисонька - мурысонька»

Октябрь

    Программные задачи.
  1. Активизировать речь детей, обогатить их словарь: кирпичный, бревенчатый, с черепицей, с наличниками, медведюшко, лисица-лисонька, полакомиться; упражнять в отчётливом произношении звук –а- изолированно и в словах; побуждать произносить его с разной силой голоса.
  2. Знакомство детей со сказкой «Снегурушка и лиса», заучивание потешки «Как у нашего кота», помочь детям вспомнить знакомые сказки, желание рассказывать о героях.
Занятия Совместная деятельность
1. «Незнакомка» (Гербова, стр.11).
2. «Чудесный сундучок» (Приобщение к истокам…», стр.33, зан.5)
3. «Незнакомка» (продолжение), (Гербова, стр.13, зан.2).
4. «Как у нашего кота» (Приобщение к истокам…», стр.34, зан.6).
5. Зв. культура речи: звук –а- (Гербова, стр.14, зан.3)
6. «Котик, котик, поиграй» («Приобщение к истокам», стр.35, зан.7).
7. Литературный калейдоскоп (Гербова, стр.15, зан.4).
8. «Девочка и лиса» («Приобщение к истокам…», стр.34, зан.8).
1. Чтение и рассматривание иллюстраций: К. Чуковский «Путаница», рус. нар. сказка «Теремок».
2. Заучивание наизусть: А. Барто «Кораблик».
3. Д/И «Овощи» (Гербова «Занятия по развитию речи во второй мл. группе», стр.37).
4. Пальчиковая гимнастика (по выбору воспитателя).
5. Д/И «Что изменилось? (Гербова «Занятия во второй мл. группе по развитию речи», стр.54).
6. Чтение по ролям потешки «Кисонька-мурысонька»

Ноябрь

    Программные задачи.
  1. Активизировать словарь детей, относящийся к теме «Мебель»; обогатить словарь детей за счёт слов-характеристик пространственного расположения предметов; активизировать в речи детей слова кукует-воркует, кукарекает-гукает, слова-прилагательные, образованные по аналогии, различные словесные формы вежливости;
  2. Учить детей чётко артикулировать звук –у- (изолированно, в звукосочетаниях, в словах, в небольших фразах; побуждать детей произносить звуки с разной силой голоса)
  3. Совершенствовать структуру простых и сложных предложений, употребляемых детьми;
  4. Вовлекать детей в диалоги на темы литературных произведений; знакомство и разучивание потешек, стихотворений С. Маршака, знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят».
Занятия Совместная деятельность
1. «Давайте знакомиться» (Гербова В., стр.17)
2. «Водичка, водичка, умой моё личико» («Приобщение к истокам…», стр.36, зан.9)
3. Зв. культура речи: звук –у- (Гербова В., стр.20, зан.2)
4. «С гуся вода, а с Ванечки худоба» («Приобщение к истокам…», стр.36, зан.10)
5. Игра «Кофе-мороженое» (Гербова стр.22, зан.3)
6. «Идёт коза рогатая» («Приобщение к истокам…», стр.36, зан.11)
7. Литературный калейдоскоп. (Гербова, стр.23, зан.4)
8. «Волк и семеро козлят» («Приобщение к истокам…», стр.37, зан.2)
1. Чтение и рассматривание иллюстраций. Сказка «Три медведя», С Маршак «Детки в клетке»,
2. Заучивание наизусть. С Маршак «Тигрёнок»
3. Игра-инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп» (В, Гербова «Занятия по развитию речи…», стр.38)
4. Пальчиковая гимнастика (по выбору воспитателя Д/в №5 1999г., стр.58)
5. Д/и «Кого покатаем на машине?» (Короткова «Обучение рассказыванию в детском саду», стр.16)
6. Хороводная игра «Жили у бабуси два весёлых гуся».

Декабрь

    Программные задачи.
  1. Обогащать и активизировать словарный запас за счёт слов жеребёнок, ржание, лошадиная, изящный, тулуп, рукавички, валенки; с помощью картинок активизировать в речи детей название одежды и обуви варежки-перчатки, жакет-жилет, туфли-кроссовки-шлёпанцы; ввести в словарь детей слова печка, чугунок, ухват, кочерга.
  2. Отрабатывать отчётливое произношение гласных звуков –и, о- в отдельных словах и фразах; совершенствовать слуховое внимание, грамматический строй речи
  3. Упражнять детей в умении вести диалог, помочь им высказывать свои мысли;
  4. Разучивание потешки «Уж ты, зимушка-зима, стихотворения. К. Чуковского «Ёлка», Знакомство со сказкой «Колобок».
Занятия Совместная деятельность
1. Зв. культура речи: звук –и- (Гербова, стр.21, зан.1)
2. «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» («Приобщение к истокам…», стр.37, зан.13)
3. Поможем Эле выбрать одежду и обувь (Гербова, стр.26, зан.2)
4. «Колобок» («Приобщение к истокам…», стр.37, зан.14)
5. Зв. культура речи: звук –о- (Гербова, стр.28, зан.3)
6. «Уж ты, зимушка-зима» («Приобщение к истокам…», стр.38, зан.15)
7. Литературный калейдоскоп (Гербова, стр.30, зан.4)
8. «Сундучок Деда Мороза» («Приобщение к истокам», стр.38, зан.16)
1. Чтение и рассматривание иллюстраций: С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»
2. Рассказывание сказок с использованием настольного театра, театра на фланелеграфе. «Кот, петух и лиса» в обработке Боголюбской, «Снегурушка и лиса».
3. Заучивание наизусть: К.Чуковский «Ёлка»
4. Д/и «Где спрятался зайчик» (Богуславская «Развивающие игры для детей мл. дошкольного возраста», стр.167)
5. Пальчиковая гимнастика (по выбору воспитателя, Д/в №5 1999г., стр.58)

Январь

    Программные задачи.
  1. Активизировать в речи детей слова-названия животных и их детёнышей, названия кухонной посуды и утвари, бытовой техники: чайник-молочник-кофейник, дуршлак, миксер, кофемолка, мясорубка и т.д.
  2. Упражнять детей в чётком произношении гласных звуков –э, ы-, сог. зв. –п, пь-; закрепить произношение звука –м,мь- в словах и фразовой речи; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи.
  3. Совершенствовать грамматический строй речи.
  4. Приучать детей рассматривать сюжетные картинки и делиться впечатлениями об увиденном; вовлечь детей в диалог, помочь им высказать свои мысли.
  5. Разучивание стихотворений Н. Саконской «Где мой пальчик?», Знакомство детей со сказкой Л.Н.Толстого «Три медведя».
Занятия Совместная деятельность
1. Знакомство детей с Аней, Митей и Кисом (Гербова, стр.31, зан.1)
2. «Пришла коляда – отворяй ворота» («Приобщение к истокам…», с.39, з..№17)
3. Зв. культура речи: звуки –э, ы-; -м, мь-. Чтение стих. А. Шибаева «Кто кем становится» (Гербова, с.32, зан.2)
4. «Фока воду кипятит и как зеркало блестит» («Приобщение к истокам…», с.39, зан.18)
5. Рассматривание посуды и предметов бытовой техники. Зв. культура речи: звук –п, пь- (Гербова, с.34, зан.3)
6. «Гость на порог -- хозяйке радость» («Приобщение к истокам…», с.40, зан.19)
7. Литературный калейдоскоп (Гербова, стр.35, зан.4)
8. «Три медведя» («Приобщение к истокам…», стр.40, зан.20)
1. Чтение и рассматривание иллюстраций: Н.Заболоцкий «Как мыши с котом воевали», С.Маршак «Усатый-полосатый», Б.Поттер «Ухти-Тухти».
2. Рассказывание сказки «Лиса и заяц» (в обр. В. Даля), с использованием театра игрушек.
3. Пальчиковая гимнастика (по выбору воспитателя)
4. Д/и «Кому что?» (Гербова «Занятия по развитию речи во II мл.гр.», стр.89)
5. Учимся отгадывать загадки о зиме (Ёлкина Н.В. «1000 загадок»)

Февраль

    Программные задачи.
  1. Активизировать в речи детей название посуды и предметов бытовой техники; учить детей правильно называть эти предметы и объяснять их назначение; знакомство с предметами обихода и введение новых слов: коромысло. Корыто. Стиральная доска.
  2. Совершенствовать грамматический строй речи, правильно использовать в речи предлоги –в, на, над-
  3. Упражнять детей в чётком и правильном произношении звуков –б,бь-; закрепить произношение звука –б- в отдельных словах и фразах; учить детей чётко произносить звуки –т,ть-, -д,дь- в звукоподражаниях, словах; совершенствовать интонационную выразительность речи.
  4. Создать условия для диалога. Разучивание наизусть потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была, «Тень-тень, потетень»; знакомство со сказкой «Маша и медведь», с Масленицей.
Занятия Совместная деятельность
1. «Будет кухня с посудой!» (Гербова, стр.37, зан.1)
2. «Маша и медведь» («Приобщение к истокам…», стр.41, зан.1)
3. Зв. культура речи: звук –б,бь- (Гербова, стр.38, зан.2)
4. Хозяйкины помощники («Приобщение к истокам…», стр.42, зан.22)
5. Литературный калейдоскоп (Гербова, стр.39, зан.3)
6. «Половичку курочка веничком метёт» («Приобщение к истокам…», стр.41. зан.23)
7. Зв. культура речи. Заучивание русской нар. Песенки «Тень-тень, потетень» (Гербова, стр.40, зан.4)
8. «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая» («Приобщение к истокам…», стр.42, зан. 24)
1. Рассказывание сказки «Три медведя» с участием детей с использованием театра игрушек
2. Внесение и рассматривание детьми сюжетных картинок «Аня, Митя и Кис в зоопарке»
3. Д/и «Что на картинке?» (Богуславская «Развивающие игры», стр.175)
4. Пальчиковая гимнастика (по выбору воспитателя)
5. Игра-инсценировка «Будем учиться заваривать чай» (В.Гербова «Занятия по развитию речи во II мл.гр., стр.42)
6. Чтение по ролям «Тень-тень, потетень»
7. Д/и «Исправь ошибку» (О.Ушакова «Методика развития речи детей», стр.67)

Март

    Программные задачи.
  1. Расширять словарь детей (матушка милая, родимая, дитя); объяснить значение слов лубяная, клочки, по закоулочкам, избушка;
  2. Отрабатывать чёткое произношение звуков –к,кь, -г,гь-, -х,хь- в звукоподражаниях и словах; совершенствовать слуховое внимание
  3. Совершенствовать грамматический строй речи.
  4. Используя картинку активизировать речь детей; предоставить им возможность описать (по памяти) знакомую кошечку или собачку; вызвать у ребёнка желание попробовать себя в роли.
  5. Разучивание весенней заклички «Весна, весна красная», «Сельская песня» А.Плещеева. Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка»
Занятия Совместная деятельность
1. Рассматривание картинки «Эля и пёс». Игра-инсценировка «В гости к глупому мышонку» (Гербова, стр.41, зан.1)
2. «Нет милее дружка, чем родимая матушка» («Приобщение к истокам…», с. 42, зан.25)
3. Зв. культура речи: звуки –к,кь-, -г, гь-(Гербова, стр.42, зан.2)
4. «Приди Весна с радостью» («Приобщение к истокам…», стр.42, зан.26)
5. Зв. культура речи: звуки –х,хь-,-к,-д. (Гербова, стр.43, зан.3)
6. «Петушок – золотой гребешок» («Приобщение к истокам…», стр.43, зан.27)
7. Литературный калейдоскоп (Гербова, стр.43, зан.4)
8. «Заюшкина избушка» («Приобщение к истокам…», стр.43, зан.28)
1. Чтение и рассматривание иллюстраций Й. Чапек «Приключения пёсика и кошечки» (главы)
2. Рассказывание сказок «Пых», «Два жадных медвежонка», Бр. Гримм «Соломинка, уголь и боб»
3. Пальчиковая гимнастика (по выбору воспитателя)
4. Д/и «Чья вещь?» (В.Гербова «Занятия во II мл.гр. по развитию речи», с.43)
5. Хороводная игра «Сидит, сидит зайка»

Апрель

    Программные задачи.
  1. С помощью картинок альбома «Учусь говорить» активизировать речь детей, обогатить их словарь за счёт слов пушистый, гладкий, лакает. Мурлычет, острые когти, выгибает спину.
  2. Упражнять детей в отчётливом произношении звуков –в,-ф- изолированно и в словах; отрабатывать чёткое произношение звука –с; развивать речевое дыхание.
  3. Упражнять детей в образовании существительных по аналогии.
  4. С помощью специальной ситуации вовлечь детей в разговор, помочь им высказать свои мысли, подсказывая некоторые слова и фразы. Заучивание наизусть: Е Чарушин «Трус», знакомство со сказкой «Кот, лиса и петух», рассказом К. Ушинского «Петушок с семьёй».
Занятия Совместная деятельность
1. Игра – инсценировка «А у нас лето!» (Гербова, стр.44, зан.1)
2. «Трень-брень, гусельки» («Приобщение к истокам…», стр. 44, зан.29)
3. Зв. культура речи: звуки –в, -ф. (Гербова, стр.45, зан.2)
4. «Кот, лиса и петух» («Приобщение к истокам…», стр.44, зан. 30)
5. Выбираем для Эли собаку и котёнка. Игра – инсценировка «Спешите! Спешите!» (Гербова, стр. 48, зан.3)
6. «Петушок с семьёй» («Приобщение к истокам…», стр.44, зан.31)
7. Звуковая культура речи: звук –с. Заучивание стихотворения Е.Чарушина «Трус», (Гербова, стр.49. зан.4)
8. «Курочка Ряба» («Приобщение к истокам…», стр.45, зан.32)
1. Чтение и рассматривание иллюстраций: Е.Пермяк «Как Маша стала большой», Н.Носов «Ступеньки».
2. Заучивание наизусть: Д.Хармс «Кораблик».
3. Пальчиковая гимнастика (по выбору воспитателя)
4. Д/и «Пустите в теремок» (Гербова «Занятия по развитию речи…», стр.50)
5. «Отгадай мои загадки о весне («1000 загадок» Ёлкина Н.В.)
6. Д/и «Магазин» (Гербова «Занятия по развитию речи…», стр.91)

Май

    Программные задачи.
  1. Обогатить словарь детей за счёт разнообразных «диковинных» предметов веер, парик, парчовая туфелька, перо, монета, а так же за счёт слов солнце вывалилось, выкатилось; крокодил завопил; заря-заряница; замыкает, зажигает.
  2. Упражнять в чётком произношении звука –з (-зи, -зя, -за, -зу), отработать чёткое произношение звука –у, медленно и быстро, тихо и громко.
  3. Совершенствовать грамматический строй речи.
  4. С помощью спланированной ситуации помогать детям вести диалог со сказочным персонажем; активизировать в их речи различные словесные формы выражения просьбы, благодарности.
  5. Разучивание потешки «Солнышко – колоколнышко»; знакомство со сказкой «Теремок».
Занятия Совместная деятельность
1. Игра-инсценировка «За лесами, за горами» (Гербова, стр.50, зан.1)
2. Продолжение занятия №1 (Гербов астр.52, зан.2)
3. «Здравствуй солнышко-колоколнышко!» («Приобщение к истокам…», стр.45, зан.33)
4. Звуковая культура речи: звук –з-.(Гербов астр.52, зан.3)
5. «Сорока-белобока кашу варила» («Приобщение к истокам…», стр.45, зан.34)
6. Зв. культура речи: звук –у. (Гербова, стр.53, зан.4)
7. «Кто в тереме живёт» («Приобщение к истокам…», стр.46, зан.35)
8. Прощание с избой («Приобщение к истокам…», стр.46, зан.36)
1. Чтение и рассматривание иллюстраций А.Барто «Девочка чумазая»; А Толстой «Сорочьи сказки. Ёж. Лиса. Петушки»
2. Драматизация сказки «Теремок»
3. Д/и «Чудесный мешочек» (В.Гербова «Занятия по развитию речи во II мл.гр.», стр.85)
4. Пальчиковая гимнастика (по выбору воспитателя)
5. Игра-инсценировка «пустим в ручеёк лодочки» («Обучение детей рассказыванию» Э.Короткова, стр.19)
6. Д/и «Разложи картинки (О.Ушакова «Методика развития речи…», стр.103)