Конспекты занятий
Занятия по развитию речи
Перспективное планирование по развитию речи во 2 мл. группе
Сентябрь
- Программные задачи.
- Учить различать и правильно называть овощи в натуральном виде, на картинках (формировать способность к обобщению); знакомство с колыбелькой (люлькой, зыбкой).
- Упражнять детей в согласовании слов в предложении.
- Упражнять детей в умении вести диалог, помочь им высказывать свои мысли; знакомство со сказкой «Репка».
Занятия | Совместная деятельность |
1. «Милости просим гости дорогие»
(«Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Князева О.А., стр. 30, зан. №1) 2. «Ходит сон близ окон» («Приобщение к истокам…», стр.31, зан.2) 3. «Во саду ли, в огороде» («Приобщение к истокам…», стр.32, зан.3) 4. «репка» («Приобщение к истокам…», стр.33, зан.4) |
1. Чтение рассказов В. Гербовой «Хитрые башмачки», «Не хочу, чтобы меня обижали» («Радуга, Программа I мл. гр.», стр.171). 2. Д/и «Чудесный сундучок» (Богуславская «Развивающие игры», стр.158) 3. Д/и «Подарки» (Богуславская «Развивающие игры», стр.158) 4. Пальчиковая гимнастика (по выбору воспитателя Д/в №5 1999г. стр.58) 5. Разучивание потешки «Солнышко-вёдрышко» 6. Д/и «Про кого я говорю» (О. Ушакова «Методика развития речи детей дошкольного возраста», стр.66) |
Октябрь
-
Программные задачи.
- Активизировать речь детей, обогатить их словарь: кирпичный, бревенчатый, с черепицей, с наличниками, медведюшко, лисица-лисонька, полакомиться; упражнять в отчётливом произношении звук –а- изолированно и в словах; побуждать произносить его с разной силой голоса.
- Знакомство детей со сказкой «Снегурушка и лиса», заучивание потешки «Как у нашего кота», помочь детям вспомнить знакомые сказки, желание рассказывать о героях.
Занятия | Совместная деятельность |
1. «Незнакомка» (Гербова, стр.11). 2. «Чудесный сундучок» (Приобщение к истокам…», стр.33, зан.5) 3. «Незнакомка» (продолжение), (Гербова, стр.13, зан.2) 4. «Как у нашего кота» (Приобщение к истокам…», стр.34, зан.6) 5. Зв. культура речи: звук –а- (Гербова, стр.14, зан.3) 6. «Котик, котик, поиграй» («Приобщение к истокам», стр.35, зан.7) 7. Литературный калейдоскоп (Гербова, стр.15, зан.4) 8. «Девочка и лиса» («Приобщение к истокам…», стр.34, зан.8) |
1. Чтение и рассматривание иллюстраций:
К. Чуковский «Путаница», рус. нар. сказка «Теремок». 2. Заучивание наизусть: А. Барто «Кораблик». 3. Д/И «Овощи» (Гербова «Занятия по развитию речи во второй мл. группе», стр.37) 4. Пальчиковая гимнастика (по выбору воспитателя). 5. Д/И «Что изменилось? (Гербова «Занятия во второй мл. группе по развитию речи», стр.54). 6. Чтение по ролям потешки «Кисонька - мурысонька» |
Октябрь
- Программные задачи.
- Активизировать речь детей, обогатить их словарь: кирпичный, бревенчатый, с черепицей, с наличниками, медведюшко, лисица-лисонька, полакомиться; упражнять в отчётливом произношении звук –а- изолированно и в словах; побуждать произносить его с разной силой голоса.
- Знакомство детей со сказкой «Снегурушка и лиса», заучивание потешки «Как у нашего кота», помочь детям вспомнить знакомые сказки, желание рассказывать о героях.
Занятия | Совместная деятельность |
1. «Незнакомка» (Гербова, стр.11). 2. «Чудесный сундучок» (Приобщение к истокам…», стр.33, зан.5) 3. «Незнакомка» (продолжение), (Гербова, стр.13, зан.2). 4. «Как у нашего кота» (Приобщение к истокам…», стр.34, зан.6). 5. Зв. культура речи: звук –а- (Гербова, стр.14, зан.3) 6. «Котик, котик, поиграй» («Приобщение к истокам», стр.35, зан.7). 7. Литературный калейдоскоп (Гербова, стр.15, зан.4). 8. «Девочка и лиса» («Приобщение к истокам…», стр.34, зан.8). |
1. Чтение и рассматривание иллюстраций: К. Чуковский «Путаница», рус. нар.
сказка «Теремок». 2. Заучивание наизусть: А. Барто «Кораблик». 3. Д/И «Овощи» (Гербова «Занятия по развитию речи во второй мл. группе», стр.37). 4. Пальчиковая гимнастика (по выбору воспитателя). 5. Д/И «Что изменилось? (Гербова «Занятия во второй мл. группе по развитию речи», стр.54). 6. Чтение по ролям потешки «Кисонька-мурысонька» |
Ноябрь
- Программные задачи.
- Активизировать словарь детей, относящийся к теме «Мебель»; обогатить словарь детей за счёт слов-характеристик пространственного расположения предметов; активизировать в речи детей слова кукует-воркует, кукарекает-гукает, слова-прилагательные, образованные по аналогии, различные словесные формы вежливости;
- Учить детей чётко артикулировать звук –у- (изолированно, в звукосочетаниях, в словах, в небольших фразах; побуждать детей произносить звуки с разной силой голоса)
- Совершенствовать структуру простых и сложных предложений, употребляемых детьми;
- Вовлекать детей в диалоги на темы литературных произведений; знакомство и разучивание потешек, стихотворений С. Маршака, знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят».
Занятия | Совместная деятельность |
1. «Давайте знакомиться» (Гербова В., стр.17) 2. «Водичка, водичка, умой моё личико» («Приобщение к истокам…», стр.36, зан.9) 3. Зв. культура речи: звук –у- (Гербова В., стр.20, зан.2) 4. «С гуся вода, а с Ванечки худоба» («Приобщение к истокам…», стр.36, зан.10) 5. Игра «Кофе-мороженое» (Гербова стр.22, зан.3) 6. «Идёт коза рогатая» («Приобщение к истокам…», стр.36, зан.11) 7. Литературный калейдоскоп. (Гербова, стр.23, зан.4) 8. «Волк и семеро козлят» («Приобщение к истокам…», стр.37, зан.2) |
1. Чтение и рассматривание иллюстраций. Сказка «Три медведя», С Маршак «Детки в
клетке», 2. Заучивание наизусть. С Маршак «Тигрёнок» 3. Игра-инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп» (В, Гербова «Занятия по развитию речи…», стр.38) 4. Пальчиковая гимнастика (по выбору воспитателя Д/в №5 1999г., стр.58) 5. Д/и «Кого покатаем на машине?» (Короткова «Обучение рассказыванию в детском саду», стр.16) 6. Хороводная игра «Жили у бабуси два весёлых гуся». |
Декабрь
- Программные задачи.
- Обогащать и активизировать словарный запас за счёт слов жеребёнок, ржание, лошадиная, изящный, тулуп, рукавички, валенки; с помощью картинок активизировать в речи детей название одежды и обуви варежки-перчатки, жакет-жилет, туфли-кроссовки-шлёпанцы; ввести в словарь детей слова печка, чугунок, ухват, кочерга.
- Отрабатывать отчётливое произношение гласных звуков –и, о- в отдельных словах и фразах; совершенствовать слуховое внимание, грамматический строй речи
- Упражнять детей в умении вести диалог, помочь им высказывать свои мысли;
- Разучивание потешки «Уж ты, зимушка-зима, стихотворения. К. Чуковского «Ёлка», Знакомство со сказкой «Колобок».
Занятия | Совместная деятельность |
1. Зв. культура речи: звук –и- (Гербова, стр.21, зан.1) 2. «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» («Приобщение к истокам…», стр.37, зан.13) 3. Поможем Эле выбрать одежду и обувь (Гербова, стр.26, зан.2) 4. «Колобок» («Приобщение к истокам…», стр.37, зан.14) 5. Зв. культура речи: звук –о- (Гербова, стр.28, зан.3) 6. «Уж ты, зимушка-зима» («Приобщение к истокам…», стр.38, зан.15) 7. Литературный калейдоскоп (Гербова, стр.30, зан.4) 8. «Сундучок Деда Мороза» («Приобщение к истокам», стр.38, зан.16) |
1. Чтение и рассматривание иллюстраций: С. Маршак «Сказка о глупом мышонке» 2. Рассказывание сказок с использованием настольного театра, театра на фланелеграфе. «Кот, петух и лиса» в обработке Боголюбской, «Снегурушка и лиса». 3. Заучивание наизусть: К.Чуковский «Ёлка» 4. Д/и «Где спрятался зайчик» (Богуславская «Развивающие игры для детей мл. дошкольного возраста», стр.167) 5. Пальчиковая гимнастика (по выбору воспитателя, Д/в №5 1999г., стр.58) |
Январь
- Программные задачи.
- Активизировать в речи детей слова-названия животных и их детёнышей, названия кухонной посуды и утвари, бытовой техники: чайник-молочник-кофейник, дуршлак, миксер, кофемолка, мясорубка и т.д.
- Упражнять детей в чётком произношении гласных звуков –э, ы-, сог. зв. –п, пь-; закрепить произношение звука –м,мь- в словах и фразовой речи; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи.
- Совершенствовать грамматический строй речи.
- Приучать детей рассматривать сюжетные картинки и делиться впечатлениями об увиденном; вовлечь детей в диалог, помочь им высказать свои мысли.
- Разучивание стихотворений Н. Саконской «Где мой пальчик?», Знакомство детей со сказкой Л.Н.Толстого «Три медведя».
Занятия | Совместная деятельность |
1. Знакомство детей с Аней, Митей и Кисом (Гербова, стр.31, зан.1) 2. «Пришла коляда – отворяй ворота» («Приобщение к истокам…», с.39, з..№17) 3. Зв. культура речи: звуки –э, ы-; -м, мь-. Чтение стих. А. Шибаева «Кто кем становится» (Гербова, с.32, зан.2) 4. «Фока воду кипятит и как зеркало блестит» («Приобщение к истокам…», с.39, зан.18) 5. Рассматривание посуды и предметов бытовой техники. Зв. культура речи: звук –п, пь- (Гербова, с.34, зан.3) 6. «Гость на порог -- хозяйке радость» («Приобщение к истокам…», с.40, зан.19) 7. Литературный калейдоскоп (Гербова, стр.35, зан.4) 8. «Три медведя» («Приобщение к истокам…», стр.40, зан.20) |
1. Чтение и рассматривание иллюстраций: Н.Заболоцкий «Как мыши с котом воевали», С.Маршак «Усатый-полосатый», Б.Поттер «Ухти-Тухти». 2. Рассказывание сказки «Лиса и заяц» (в обр. В. Даля), с использованием театра игрушек. 3. Пальчиковая гимнастика (по выбору воспитателя) 4. Д/и «Кому что?» (Гербова «Занятия по развитию речи во II мл.гр.», стр.89) 5. Учимся отгадывать загадки о зиме (Ёлкина Н.В. «1000 загадок») |
Февраль
- Программные задачи.
- Активизировать в речи детей название посуды и предметов бытовой техники; учить детей правильно называть эти предметы и объяснять их назначение; знакомство с предметами обихода и введение новых слов: коромысло. Корыто. Стиральная доска.
- Совершенствовать грамматический строй речи, правильно использовать в речи предлоги –в, на, над-
- Упражнять детей в чётком и правильном произношении звуков –б,бь-; закрепить произношение звука –б- в отдельных словах и фразах; учить детей чётко произносить звуки –т,ть-, -д,дь- в звукоподражаниях, словах; совершенствовать интонационную выразительность речи.
- Создать условия для диалога. Разучивание наизусть потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была, «Тень-тень, потетень»; знакомство со сказкой «Маша и медведь», с Масленицей.
Занятия | Совместная деятельность |
1. «Будет кухня с посудой!» (Гербова, стр.37, зан.1) 2. «Маша и медведь» («Приобщение к истокам…», стр.41, зан.1) 3. Зв. культура речи: звук –б,бь- (Гербова, стр.38, зан.2) 4. Хозяйкины помощники («Приобщение к истокам…», стр.42, зан.22) 5. Литературный калейдоскоп (Гербова, стр.39, зан.3) 6. «Половичку курочка веничком метёт» («Приобщение к истокам…», стр.41. зан.23) 7. Зв. культура речи. Заучивание русской нар. Песенки «Тень-тень, потетень» (Гербова, стр.40, зан.4) 8. «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая» («Приобщение к истокам…», стр.42, зан. 24) |
1. Рассказывание сказки «Три медведя» с участием детей с использованием театра игрушек 2. Внесение и рассматривание детьми сюжетных картинок «Аня, Митя и Кис в зоопарке» 3. Д/и «Что на картинке?» (Богуславская «Развивающие игры», стр.175) 4. Пальчиковая гимнастика (по выбору воспитателя) 5. Игра-инсценировка «Будем учиться заваривать чай» (В.Гербова «Занятия по развитию речи во II мл.гр., стр.42) 6. Чтение по ролям «Тень-тень, потетень» 7. Д/и «Исправь ошибку» (О.Ушакова «Методика развития речи детей», стр.67) |
Март
- Программные задачи.
- Расширять словарь детей (матушка милая, родимая, дитя); объяснить значение слов лубяная, клочки, по закоулочкам, избушка;
- Отрабатывать чёткое произношение звуков –к,кь, -г,гь-, -х,хь- в звукоподражаниях и словах; совершенствовать слуховое внимание
- Совершенствовать грамматический строй речи.
- Используя картинку активизировать речь детей; предоставить им возможность описать (по памяти) знакомую кошечку или собачку; вызвать у ребёнка желание попробовать себя в роли.
- Разучивание весенней заклички «Весна, весна красная», «Сельская песня» А.Плещеева. Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка»
Занятия | Совместная деятельность |
1. Рассматривание картинки «Эля и пёс». Игра-инсценировка «В гости к глупому мышонку» (Гербова, стр.41, зан.1) 2. «Нет милее дружка, чем родимая матушка» («Приобщение к истокам…», с. 42, зан.25) 3. Зв. культура речи: звуки –к,кь-, -г, гь-(Гербова, стр.42, зан.2) 4. «Приди Весна с радостью» («Приобщение к истокам…», стр.42, зан.26) 5. Зв. культура речи: звуки –х,хь-,-к,-д. (Гербова, стр.43, зан.3) 6. «Петушок – золотой гребешок» («Приобщение к истокам…», стр.43, зан.27) 7. Литературный калейдоскоп (Гербова, стр.43, зан.4) 8. «Заюшкина избушка» («Приобщение к истокам…», стр.43, зан.28) |
1. Чтение и рассматривание иллюстраций Й. Чапек «Приключения пёсика и кошечки» (главы) 2. Рассказывание сказок «Пых», «Два жадных медвежонка», Бр. Гримм «Соломинка, уголь и боб» 3. Пальчиковая гимнастика (по выбору воспитателя) 4. Д/и «Чья вещь?» (В.Гербова «Занятия во II мл.гр. по развитию речи», с.43) 5. Хороводная игра «Сидит, сидит зайка» |
Апрель
- Программные задачи.
- С помощью картинок альбома «Учусь говорить» активизировать речь детей, обогатить их словарь за счёт слов пушистый, гладкий, лакает. Мурлычет, острые когти, выгибает спину.
- Упражнять детей в отчётливом произношении звуков –в,-ф- изолированно и в словах; отрабатывать чёткое произношение звука –с; развивать речевое дыхание.
- Упражнять детей в образовании существительных по аналогии.
- С помощью специальной ситуации вовлечь детей в разговор, помочь им высказать свои мысли, подсказывая некоторые слова и фразы. Заучивание наизусть: Е Чарушин «Трус», знакомство со сказкой «Кот, лиса и петух», рассказом К. Ушинского «Петушок с семьёй».
Занятия | Совместная деятельность |
1. Игра – инсценировка «А у нас лето!» (Гербова, стр.44, зан.1) 2. «Трень-брень, гусельки» («Приобщение к истокам…», стр. 44, зан.29) 3. Зв. культура речи: звуки –в, -ф. (Гербова, стр.45, зан.2) 4. «Кот, лиса и петух» («Приобщение к истокам…», стр.44, зан. 30) 5. Выбираем для Эли собаку и котёнка. Игра – инсценировка «Спешите! Спешите!» (Гербова, стр. 48, зан.3) 6. «Петушок с семьёй» («Приобщение к истокам…», стр.44, зан.31) 7. Звуковая культура речи: звук –с. Заучивание стихотворения Е.Чарушина «Трус», (Гербова, стр.49. зан.4) 8. «Курочка Ряба» («Приобщение к истокам…», стр.45, зан.32) |
1. Чтение и рассматривание иллюстраций: Е.Пермяк «Как Маша стала большой», Н.Носов «Ступеньки». 2. Заучивание наизусть: Д.Хармс «Кораблик». 3. Пальчиковая гимнастика (по выбору воспитателя) 4. Д/и «Пустите в теремок» (Гербова «Занятия по развитию речи…», стр.50) 5. «Отгадай мои загадки о весне («1000 загадок» Ёлкина Н.В.) 6. Д/и «Магазин» (Гербова «Занятия по развитию речи…», стр.91) |
Май
- Программные задачи.
- Обогатить словарь детей за счёт разнообразных «диковинных» предметов веер, парик, парчовая туфелька, перо, монета, а так же за счёт слов солнце вывалилось, выкатилось; крокодил завопил; заря-заряница; замыкает, зажигает.
- Упражнять в чётком произношении звука –з (-зи, -зя, -за, -зу), отработать чёткое произношение звука –у, медленно и быстро, тихо и громко.
- Совершенствовать грамматический строй речи.
- С помощью спланированной ситуации помогать детям вести диалог со сказочным персонажем; активизировать в их речи различные словесные формы выражения просьбы, благодарности.
- Разучивание потешки «Солнышко – колоколнышко»; знакомство со сказкой «Теремок».
Занятия | Совместная деятельность |
1. Игра-инсценировка «За лесами, за горами» (Гербова, стр.50, зан.1) 2. Продолжение занятия №1 (Гербов астр.52, зан.2) 3. «Здравствуй солнышко-колоколнышко!» («Приобщение к истокам…», стр.45, зан.33) 4. Звуковая культура речи: звук –з-.(Гербов астр.52, зан.3) 5. «Сорока-белобока кашу варила» («Приобщение к истокам…», стр.45, зан.34) 6. Зв. культура речи: звук –у. (Гербова, стр.53, зан.4) 7. «Кто в тереме живёт» («Приобщение к истокам…», стр.46, зан.35) 8. Прощание с избой («Приобщение к истокам…», стр.46, зан.36) |
1. Чтение и рассматривание иллюстраций А.Барто «Девочка чумазая»; А Толстой «Сорочьи сказки. Ёж. Лиса. Петушки» 2. Драматизация сказки «Теремок» 3. Д/и «Чудесный мешочек» (В.Гербова «Занятия по развитию речи во II мл.гр.», стр.85) 4. Пальчиковая гимнастика (по выбору воспитателя) 5. Игра-инсценировка «пустим в ручеёк лодочки» («Обучение детей рассказыванию» Э.Короткова, стр.19) 6. Д/и «Разложи картинки (О.Ушакова «Методика развития речи…», стр.103) |
Конспекты занятий в ДОУ:
Комплексные, интегрированные занятия | Занятия по ИЗО деятельности | Занятия по математике, ФЭМП в ДОУ | Календарно-тематическое планирование в ДОУ | Занятия по познавательному развитию | Занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ | Безопасность, Занятия по ОБЖ в ДОУ | Занятия по развитию речи в ДОУ | Занятия по экологии в детском саду
Комплексные, интегрированные занятия | Занятия по ИЗО деятельности | Занятия по математике, ФЭМП в ДОУ | Календарно-тематическое планирование в ДОУ | Занятия по познавательному развитию | Занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ | Безопасность, Занятия по ОБЖ в ДОУ | Занятия по развитию речи в ДОУ | Занятия по экологии в детском саду