Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Конспекты занятий

По познавательному развитию

Конспект открытого занятия по ДОУ
«Проблемное обучение - средство развития
творческого потенциала дошкольника»

Подготовила и провела: Каткова В.И., воспитатель
МДОУ Лямбирский д/с №3 комбинированного вида
с. Лямбирь Мордовия

Цель:

  • Закрепить умение детей находить антонимы.
  • Учить создавать в воображении образы на основе схематичного изображения предметов.
  • Продолжить учить детей обследовать предметы осязанием.
  • Упражнять в классификации их по признаку «холодный, горячий», «холодногорячий» одновременно.
  • Описывать свойства объекта с точки зрения данного признака, продолжать включать детей в процесс решения творческих задач.
  • Воспитывать осторожность при обращении с горячими предметами.

Материал:

Игрушка-Степашка; два мяча - большой и маленький; игрушки - чистые и грязные; полотенце - сухое и мокрое; ленты - длинная и короткая; овощи; диван; карточки со схематическим изображением предметов: утюг, свеча, молоток, уголек, лед, спички; картинки с изображением горячих и холодных предметов; два стакана; салфетки - синяя, красная, сине-красная.

Ход занятия:

Воспитатель - Дети, я получила приглашение от Степашки. Он нас приглашает в гости. Пойдем, ребятки?

Заходят и видят, что все кругом разбросано, перевернуто, а Степашки нет.

Воспитатель - Какой здесь беспорядок! Все разбросано, перевернуто, а Степашка куда-то подевался. Ну что ж, ребятки, надо навести порядок в комнате, помочь Степашке.

Воспитатель поднимает предметы и показывает их детям.

Д/и «Назови слово, противоположное по значению»

Воспитатель - Мяч большой, а это?

Дети - Маленький.

Воспитатель - Игрушка грязная, а эта?

Дети - Чистая.

Воспитатель - Полотенце мокрое, а это?

Дети - Сухое.

Воспитатель - Диван мягкий, а ножки?

Дети - Твердые.

Воспитатель - Кукуруза шершавая, а помидора?

Дети - Гладкая.

Воспитатель - Ленточка широкая, а эта?

Дети - Узкая.

Воспитатель - Фотография девочки грустная?

Дети - Веселая.

Воспитатель - Как поступил Степашка? Он ведь все разбросал!

Дети - Плохо.

Воспитатель - Как мы поступили? Мы все убрали!

Дети - Хорошо.

Воспитатель достает конверт и показывает детям карточки со схематическим изображением предметов.

Д/и «На что похоже?» (Дети стоят).

Затем воспитатель приглашает детей в другую комнату. (Дети садятся на стульчики). В этой комнате тоже беспорядок.

Воспитатель - И в этой комнате беспорядок. Степашки и здесь не видно. Тихо, тихо, ребятки! Кто-то плачет.

Воспитатель находит Степашку на кресле, укрытого салфеткой. Он весь дрожит.

Степашка - Как холодно! Лапки замерзли! Ушки замерзли! Надо бы мне согреться. А как не знаю. Где-то у меня была грелка, но никак не могу найти.

Воспитатель - Ребятки, надо Степашке помочь. Поможем? Сначала надо как-то его согреть. Как можно его согреть? (Ответы детей)

- Давайте завернем его в одеяло. Пусть Степашка греется, а мы поищем грелку.

- Что это такое? (Находит лед)

- Какой он, если его потрогать?

Дети - Холодный.

Воспитатель - А это что такое? (Находит уголек)

Дети - Уголек.

Воспитатель - Ой, какой он горячий! (Воспитатель имитирует, что уголек горячий, кладет его в тарелочку)

Воспитатель - Можно потрогать руками раскаленный уголек?

Дети - Нет.

Воспитатель - Почему нельзя?

Дети - Можно обжечь ручки.

Воспитатель - А можно положить лед и уголек рядом?

Дети - Нельзя.

Воспитатель - Почему нельзя?

Дети - Уголек потухнет, а лед растает.

Воспитатель - Правильно, уголек потухнет, а лед растает.

Воспитатель - Ребята, давайте договоримся с вами, что холодные предметы мы будем ставить на синюю салфетку, а горячие предметы - на красную салфетку. (Дети кладут лед и уголек на соответствующие салфетки)

Воспитатель - А это что такое?

Дети - Молоток.

Воспитатель - На какую салфетку мы его положим?

Воспитатель - Синюю.

Воспитатель - Почему?

Воспитатель - Молоток холодный.

Воспитатель достает утюг.

Воспитатель - И утюг не на месте лежит. Ребята, на какой стол положим утюг?

Дети - Синий.

Воспитатель - А всегда утюг бывает холодный? Когда утюг бывает горячим? Как узнать холодный утюг или горячий? Трогать будем всей ладошкой или пальчиком? Давайте потрогаем утюг? Подошва горячая, а ручка холодная. Значит, часть утюга горячая, а часть - холодная. Куда же нам его поставить?

Дети - На сине-красную салфетку.

Воспитатель - Посмотрите, я еще что-то нашла. Что это такое, ребята?

Дети - Это свеча.

Воспитатель - Потрогайте, какая она?

Дети - Холодная.

Воспитатель - На какую салфетку поставим свечу?

Дети - На синюю.

Воспитатель - А бывает свеча горячей?

Дети - Когда горит огонек.

Воспитатель - Свеча горячая только там, где горит, а нижняя часть остается холодной. На какую салфетку поставим свечу?

Дети - Красно-синюю.

Воспитатель - Ребята, посмотрите, у Степашки и картинки на полу раскиданы, возьмите по одной и посмотрите что нарисовано, положите каждую на свою салфетку. (Дети раскладывают, называют что нарисовано и почему кладут на эту салфетку)

Д/и «Горячее-холодное». Воспитатель выясняет у каждого что нарисовано на картинке.

Воспитатель - Степашка сильно кашляет. Совсем разболелся. Грелку мы не нашли? Как же можно согреть Степашку? Давайте напоим чаем. У нас есть два стакана. Как узнать в каком стакане горячая, а в каком холодная вода?

Дети - Нужно потрогать.

Воспитатель - А глазками можно увидеть?

Дети - Да, поднимается пар.

Воспитатель - Правильно! Давайте заварим чай и угостим Степашку, чтобы он согрелся. (Чай заваривается)

Воспитатель - Ребята, теперь вы знаете, что предметы бывают горячими и холодными и одновременно горячими и холодными. Помните, что с горячими предметами нужно обращаться очень осторожно.

Степашка благодарит детей и приглашает их пить вместе с ними чай.

Воспитатель - А у меня и конфеты к чаю есть.

Дети пьют чай.