Конспекты занятий
По познавательному развитию
Конспект открытого занятия по ДОУ
«Проблемное обучение - средство развития
творческого потенциала дошкольника»
Подготовила и провела: Каткова В.И., воспитатель
МДОУ Лямбирский д/с №3 комбинированного вида
с. Лямбирь Мордовия
Цель:
- Закрепить умение детей находить антонимы.
- Учить создавать в воображении образы на основе схематичного изображения предметов.
- Продолжить учить детей обследовать предметы осязанием.
- Упражнять в классификации их по признаку «холодный, горячий», «холодногорячий» одновременно.
- Описывать свойства объекта с точки зрения данного признака, продолжать включать детей в процесс решения творческих задач.
- Воспитывать осторожность при обращении с горячими предметами.
Материал:
Игрушка-Степашка; два мяча - большой и маленький; игрушки - чистые и грязные; полотенце - сухое и мокрое; ленты - длинная и короткая; овощи; диван; карточки со схематическим изображением предметов: утюг, свеча, молоток, уголек, лед, спички; картинки с изображением горячих и холодных предметов; два стакана; салфетки - синяя, красная, сине-красная.
Ход занятия:
Воспитатель - Дети, я получила приглашение от Степашки. Он нас приглашает в гости. Пойдем, ребятки?
Заходят и видят, что все кругом разбросано, перевернуто, а Степашки нет.
Воспитатель - Какой здесь беспорядок! Все разбросано, перевернуто, а Степашка куда-то подевался. Ну что ж, ребятки, надо навести порядок в комнате, помочь Степашке.
Воспитатель поднимает предметы и показывает их детям.
Д/и «Назови слово, противоположное по значению»
Воспитатель - Мяч большой, а это?
Дети - Маленький.
Воспитатель - Игрушка грязная, а эта?
Дети - Чистая.
Воспитатель - Полотенце мокрое, а это?
Дети - Сухое.
Воспитатель - Диван мягкий, а ножки?
Дети - Твердые.
Воспитатель - Кукуруза шершавая, а помидора?
Дети - Гладкая.
Воспитатель - Ленточка широкая, а эта?
Дети - Узкая.
Воспитатель - Фотография девочки грустная?
Дети - Веселая.
Воспитатель - Как поступил Степашка? Он ведь все разбросал!
Дети - Плохо.
Воспитатель - Как мы поступили? Мы все убрали!
Дети - Хорошо.
Воспитатель достает конверт и показывает детям карточки со схематическим изображением предметов.
Д/и «На что похоже?» (Дети стоят).
Затем воспитатель приглашает детей в другую комнату. (Дети садятся на стульчики). В этой комнате тоже беспорядок.
Воспитатель - И в этой комнате беспорядок. Степашки и здесь не видно. Тихо, тихо, ребятки! Кто-то плачет.
Воспитатель находит Степашку на кресле, укрытого салфеткой. Он весь дрожит.
Степашка - Как холодно! Лапки замерзли! Ушки замерзли! Надо бы мне согреться. А как не знаю. Где-то у меня была грелка, но никак не могу найти.
Воспитатель - Ребятки, надо Степашке помочь. Поможем? Сначала надо как-то его согреть. Как можно его согреть? (Ответы детей)
- Давайте завернем его в одеяло. Пусть Степашка греется, а мы поищем грелку.
- Что это такое? (Находит лед)
- Какой он, если его потрогать?
Дети - Холодный.
Воспитатель - А это что такое? (Находит уголек)
Дети - Уголек.
Воспитатель - Ой, какой он горячий! (Воспитатель имитирует, что уголек горячий, кладет его в тарелочку)
Воспитатель - Можно потрогать руками раскаленный уголек?
Дети - Нет.
Воспитатель - Почему нельзя?
Дети - Можно обжечь ручки.
Воспитатель - А можно положить лед и уголек рядом?
Дети - Нельзя.
Воспитатель - Почему нельзя?
Дети - Уголек потухнет, а лед растает.
Воспитатель - Правильно, уголек потухнет, а лед растает.
Воспитатель - Ребята, давайте договоримся с вами, что холодные предметы мы будем ставить на синюю салфетку, а горячие предметы - на красную салфетку. (Дети кладут лед и уголек на соответствующие салфетки)
Воспитатель - А это что такое?
Дети - Молоток.
Воспитатель - На какую салфетку мы его положим?
Воспитатель - Синюю.
Воспитатель - Почему?
Воспитатель - Молоток холодный.
Воспитатель достает утюг.
Воспитатель - И утюг не на месте лежит. Ребята, на какой стол положим утюг?
Дети - Синий.
Воспитатель - А всегда утюг бывает холодный? Когда утюг бывает горячим? Как узнать холодный утюг или горячий? Трогать будем всей ладошкой или пальчиком? Давайте потрогаем утюг? Подошва горячая, а ручка холодная. Значит, часть утюга горячая, а часть - холодная. Куда же нам его поставить?
Дети - На сине-красную салфетку.
Воспитатель - Посмотрите, я еще что-то нашла. Что это такое, ребята?
Дети - Это свеча.
Воспитатель - Потрогайте, какая она?
Дети - Холодная.
Воспитатель - На какую салфетку поставим свечу?
Дети - На синюю.
Воспитатель - А бывает свеча горячей?
Дети - Когда горит огонек.
Воспитатель - Свеча горячая только там, где горит, а нижняя часть остается холодной. На какую салфетку поставим свечу?
Дети - Красно-синюю.
Воспитатель - Ребята, посмотрите, у Степашки и картинки на полу раскиданы, возьмите по одной и посмотрите что нарисовано, положите каждую на свою салфетку. (Дети раскладывают, называют что нарисовано и почему кладут на эту салфетку)
Д/и «Горячее-холодное». Воспитатель выясняет у каждого что нарисовано на картинке.
Воспитатель - Степашка сильно кашляет. Совсем разболелся. Грелку мы не нашли? Как же можно согреть Степашку? Давайте напоим чаем. У нас есть два стакана. Как узнать в каком стакане горячая, а в каком холодная вода?
Дети - Нужно потрогать.
Воспитатель - А глазками можно увидеть?
Дети - Да, поднимается пар.
Воспитатель - Правильно! Давайте заварим чай и угостим Степашку, чтобы он согрелся. (Чай заваривается)
Воспитатель - Ребята, теперь вы знаете, что предметы бывают горячими и холодными и одновременно горячими и холодными. Помните, что с горячими предметами нужно обращаться очень осторожно.
Степашка благодарит детей и приглашает их пить вместе с ними чай.
Воспитатель - А у меня и конфеты к чаю есть.
Дети пьют чай.
Комплексные, интегрированные занятия | Занятия по ИЗО деятельности | Занятия по математике, ФЭМП в ДОУ | Календарно-тематическое планирование в ДОУ | Занятия по познавательному развитию | Занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ | Безопасность, Занятия по ОБЖ в ДОУ | Занятия по развитию речи в ДОУ | Занятия по экологии в детском саду