Конспекты занятий
По познавательному развитию
Конспект интегрированного занятия
по развитию познавательных способностей
в подготовительной группе
на тему: "Земноводные животные"
Составила Дмитриева И.Д.,
воспитатель МДОУ № 383 г. Казань
Программное содержание:
- Углублять у детей знания и представления о земноводных животных.
- Продолжать учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать по двум основаниям.
- Развивать умение связно и последовательно составлять рассказ по мнемо - схеме, обогащать словарный запас.
- Развивать логическое мышление, внимание и память.
- Воспитывать желание беречь природу, любовь к родному краю.
- Закрепить знания детей о том, что количество слогов равно количеству гласных в слове.
- отрабатывать технику осмысленного чтения.
- Учить работать в команде, закрепить умение осуществлять взаимопроверку.
Демонстрационный материал:
Биты знаний, магнитофон, мультимедиа, 3 обруча с символикой, мнемосхемы, 2 аудиокассеты.
Биты знаний: тритон, саламандра, аморибия, древолаз, амбистома, жерлянка, жаба, червяги, квакши, протей, озерная лягушка.
Ход занятия:
Эмоциональный настрой:
Здравствуй солнышко,
Согрей мои ладошки,
А я тепло и свет другу подарю.
Сейчас сижу, смотрю в свое окошко,
Сейчас я радугу другу подарю.
По радуге вижу, лучик бежит,
Сейчас он большие дела совершит.
Заняться ими пора и нам
Справиться с ними лучше друзьям.
Демонстрация битов знаний:
Воспитатель: Ребята, сегодня я вам принесла интересные картинки. Встали полукругом (показ бит знаний, раскладывание их на коврике).
- Дикое насекомоядное земноводное животное – квакша.
- Дикое травоядное земноводное животное – червяга.
- Дикое хищное земноводное животное – саламандра.
- Кто это? (земноводное)
- По каким внешним признакам вы определили, что это земноводные животные?
Ответы детей:
- У земноводных животных тело ничем не покрыто, кожа голая.
- У этих животных глаза очень большие, занимают почти все лицо.
Воспитатель: Что еще интересного вы знаете о земноводных животных?
Ответы детей:
- Многие животные дышат через кожу (лягушки).
- Жабы не пьют воду ртом, а всасывают ее через кожу.
- В железной банке лягушка может прожить 1 месяц, если там есть вода.
- Земноводные размножаются икринками, которые откладывают в воде. Из икринок появляются головастики, только затем взрослое животное.
- Окраска животных может меняться как у хамелеонов.
- В холодных странах земноводные впадают в спячку. Они спят в норе, на дне рек, озер.
- Самцы у земноводных хорошо поют.
- В основном земноводные ведут ночной образ жизни. Днем заползают под камни и сидят неподвижно.
- Некоторые жабы смогут жить без пищи целый год, но без воды они умирают.
- Земноводные водятся на всех материках, кроме Антарктиды.
- Эти животные могут восстанавливать свои части тела: отломленный хвост, палец и даже ногу.
- Саламандра и тритон, если их заморозить в воде, могут так находиться долго, когда лед растает, животное продолжает жить.
- Проглотить пищу помогают лягушкам глаза. Схватив добычу, лягушки часто-часто моргают: погружаясь в рот, глазные яблоки проталкивают пищу в пищевод.
Рассказ про лягушку пипу:
Воспитатель: Ребята, к нам из далекой Америки пришло письмо от биолога Майкла Джойсона. Давайте его послушаем (включить запись, мультимедиа).
Пипа.
У нее четырехугольное сплющенное тело, широкая голова, заостренная спереди, тонкие ноги с длинными четырехраздельными на концах пальцами, не соединенными плавательной перепонкой. От углов рта и впереди глаза свисают кожные лоскуты. Окраска желтая с пятнами.
Живет пипа в Бразилии. Ведет водяной образ жизни. Относится к семейству бесхвостых земноводных. Самка откладывает у себя на спине яйца. Сильные головастики вылетают из яиц как ракеты и стремительно идут к поверхности, чтобы захватить пузырек воздуха. Головастики группируются в стайку, стремительно удирают от хищников, могут зарываться в ил. Через 6 недель появляются у головастика задние лапы, хвост утончается и далее отпадает. Затем головастик превращается в маленькую лягушку.
Воспитатель:
- Ребята, что вы узнали про лягушку? (рассказы детей).
- Сейчас посмотрите на этих животных и скажите, на какие группы можно разделить этих животных?
Ответы детей:
- С ногами и без ног.
- Животные жарких стан и наших мест.
- Большие, маленькие.
- Занесены в Красную книгу и не занесены.
- Хищные, травоядные, насекомоядные.
- С хвостами и без хвостов.
- Живущие на земле и под землей.
- Ядовитые и неядовитые.
- Живущие на земле и на деревьях.
Классификация земноводных:
Воспитатель:
- Молодцы, ребята. А сегодня мы поделим на хищных, травоядных и насекомоядных животных.
Классификация (в обручи).
Давайте проверим.
Игра «Загадки»:
- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Загадки».
Вдоль зала разложены мнемо – схемы. Нужно взять схему – загадку, отгадать ее о каком она животном. Взять биту знаний, которая соответствует этому животному, и рассказать детям о нем.
Если дети угадают, показать картинку (3-4 ребенка)
- Остальные ребята разложите свои загадки и картинки рядом, мы проверим, правильно ли вы взяли их.
Примерная мнемосхема: это земноводное животное, живет в жарких странах. У него длинное тело, короткие лапы, большие глаза, хищное, на букву С – саламандра.
Итог:
«Амфибии – живущие в двух средах» Так по-другому называют земноводных. Из-за своего неприглядного внешнего вида вызывают страх и опасение у людей. И это является причиной их истребления. Многие занесены в Красную Книгу. Только в России за год под колесами автомобилей погибают 10 млн. лягушек и жаб. В некоторых странах (например в Германии) защитники природы устанавливают вдоль автострад специальные низкие барьеры, которые направляют земноводных в определенные места перехода через автостраду. В таких местах устанавливают специальный знак «Осторожно, лягушки!» Такие меры уменьшают гибель животных.
За последние сто лет лягушки стали безропотными «Мучениками науки» - в опытах по медицине. В некоторых странах в честь лягушек уже построены памятники.
Сейчас созданы законы в нашем государстве, которые защищают этих животных. Ученые в заповедниках разводят редких животных.
Воспитатель:
- А как же вы, ребята, можете помочь животным?
(ответы детей)
Нужно больше узнать про этих животных, понять их и рассказать о них другим людям.
- Давайте же беречь нашу природу, радоваться солнцу и окружающему миру.
- И в заключении исполним веселый танец (автор танца Андрейченко, ансамбль «Нотка»).
Песня «Солнышко»:
Солнечные ножки бродят по дорожке,
Нежно гладят кошку ручками,
Солнечные ручки у моей подружки,
На щеках веснушки кучками.
Припев: А я солнышко люблю,
Всем на свете расскажу.
Я за ним бегу, бегу,
Я его догнать хочу.
Солнечные щечки светят на пенечке,
Там растут грибочки вкусные.
Ветер встретишь ночью,
Но я знаю точно –
Без тебя денечки грустные.
Комплексные, интегрированные занятия | Занятия по ИЗО деятельности | Занятия по математике, ФЭМП в ДОУ | Календарно-тематическое планирование в ДОУ | Занятия по познавательному развитию | Занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ | Безопасность, Занятия по ОБЖ в ДОУ | Занятия по развитию речи в ДОУ | Занятия по экологии в детском саду