Конспекты занятий
По познавательному развитию
«Воспитываем маленьких красноярцев»
Малая Виктория Александровна
и.о. заведующего МДОУ №81 г.Красноярск
Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Образование за последние несколько лет сделало колоссальный скачок в своем развитии и методы и формы работы с детьми в направлении краеведения существенно изменились. Педагоги нашего учреждения пришли к выводу, что организация краеведческих студий в возрастных группах, позволить повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями, искусством родного края и города Красноярска.
Работая в студиях, дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий в, парк, по городу, в беседах с жителями их родного города.
Цель создания студий краеведения – всестороннее изучение родного города, края, России.
В качестве задач определено следующее:
- научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;
- пробудить у детей чувство любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям;
- воспитывать уважение к культуре других народов;
- формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;
- пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;
- развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Изучив тщательно педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что особые формы работы в направлении краеведения просто необходимы в работе с детьми. При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы по краеведению в дошкольном учреждении:
- приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих;
- создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике;
- практические действия с предметами;
- музыкально-театрализованная деятельность;
- самостоятельная элементарно-поисковая деятельность;
- проведение экскурсий самими детьми.
Специально организованная студия краеведения в детском саду должна соответствовать определенным требованиям:
- хорошая освещенность в дневное и вечернее время;
- целесообразность размещения “экспонатов”, доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала;
Работа в такой студии развивает у дошкольниковречь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному городу, краю, России.
Студии краеведения в группах.
Содержание материалов в студии краеведения зависит от возраста детей.
Младший дошкольный возраст (4-й год жизни).
- Альбомы: “Наша семья”, “Улицы Красноярска”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”.
- Художественная литература: стихи о родном городе, потешки, скороговорки.
- Папки – передвижки с иллюстрациями: “На природе”, “Растительный и животный мир края”, “Наш город во все времена года”.
- Книжки-раскраски: “Моя улица”, “Мой дом”, “Мой детский сад”.
- Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.
- Совместные работы из бросового и природного материала.
- Куклы в русских костюмах.
Средний дошкольный возраст (5-й год жизни).
- Альбомы: “Наша семья”, “Улицы Красноярска”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”, альбом “Моя Россия”
- Художественная литература: стихи, рассказы, загадки, потешки, рассказы и стихотворения о городе
- Папки - передвижки: “Я красноярец”, “Заповедник «Столбы»” (о животном и растительном мире).
- Листки активности “Мое настроение”, “Мой город”, “Моя улица”, “Моя семья”
- Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещетки и т. д. ).
- Аудиои видеокассеты о природе родного края.
- Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.
Старший возраст (6-7-й годы жизни).
- Альбомы: “Наш детский сад”, “Наша семья”, “Наш город” “Россия” (города, костюмы, песни, национальная кухня).
- Предметы искусства Красноярского края, города Красноярска, других регионов России .
- Художественная литература (стихи, рассказы, произведения самих детей).
- Флаг, гербы и другая символика город Красноярска, России.
- Макеты: “Город Красноярск, , макет “Детский сад”.
- Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т. д.
- Выставки работ родителей и детей “Мы живем в Красноярске”, “Моя Родина Россия”.
Создание и деятельность подобных студий способствует повышению познавательного интереса детей и родителей к вопросам краеведения, способствует формированию у детей чувства любви к своему городу.
Комплексные, интегрированные занятия | Занятия по ИЗО деятельности | Занятия по математике, ФЭМП в ДОУ | Календарно-тематическое планирование в ДОУ | Занятия по познавательному развитию | Занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ | Безопасность, Занятия по ОБЖ в ДОУ | Занятия по развитию речи в ДОУ | Занятия по экологии в детском саду