Конспекты занятий
По познавательному развитию
Конспект познавательного занятия
для детей средней группы.
Тема: «Деревья и кустарники»
Подготовила: воспитатель Волкова Н.В.
г.Саров Детский сад № 29 «Рябинка»
Цель: учить различать деревья и кустарники.
Задачи:
- Учить детей разделять предложенные объекты на группы, опираясь на схему.
- Учить выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много).
- Учить схематично изображать дерево, куст.
- Развивать речь детей, обогащать активный словарь (названия деревьев, кустарников, частей объекта).
- Воспитывать интерес к миру растений.
Пособия и оборудование: схемы «Дерево», «Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников. На каждого ребенка: лист бумаги формата А 5, карандаш.
Словарь: названия деревьев кустарников (береза, ель, сосна, клен, шиповник, сирень, черноплодная рябина), частей объекта (корень, ствол, ветки, листья, хвоинки).
Предварительная работа: знакомство с понятиями «дерево», «кустарник» с помощью сказки – оживления «Как дерево с кустарником встретились», наблюдения в природе, рассматривание предметных картинок с изображением деревьев и кустарников.
Последующая работа: рассматривание предметных картинок «Деревья», «Кустарники». Д/и: «Деревья и кустарники», п/и: «Найди дерево (куст)».
«Деревья и кустарники».
Содержание занятия, методические приемы |
Организация детей и предполагаемые ответы. |
1. Постановка проблемы. ‑Дети, сегодня к нам на занятие пришел Буратино. Только посмотрите, какой он грустный. –Что случилось, Буратино? (Подносит игрушку к уху, делает вид, что Буратино что-то шепчет. ) –Оказывается, Буратино не знает, что такое дерево и что такое кустарник и все в школе смеются над ним. Давайте, поможем Буратино разобраться, какое же растение называют деревом, а какое–кустарником. |
Дети соглашаются помочь Буратино. |
2. Чтение схем. –Вот, посмотрите, перед вами 2 схемы. Как вы думаете, какому растению подходит первая схема? |
Эта схема подходит дереву. |
–А как вы догадались? | Потому, что у дерева есть корни, один ствол и листья. |
–Правильно! А какому растению подходит вторая схема? | Эта схема подходит кустарнику. |
–Почему? | Потому, что у кустарника есть корни, много стволов и листья. |
–По этим схемам сразу можно догадаться, что у дерева и кустарника есть общего, а чем они отличаются. –Женя, как ты думаешь, чем похожи деревья и кустарники? |
У деревьев и кустарников есть корни и листья. |
–Саша, как ты думаешь, чем отличаются деревья и кустарники? | У дерева один ствол, а у кустарника много. |
–Вот, Буратино, теперь ты знаешь, что такое дерево и что такое кустарник. Ребята, Буратино немного устал и хочет с вами поиграть. |
|
3. Физкультминутка. Буратино потянулся, Раз – нагнулся, два – нагнулся. Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. ‑А теперь, Буратино, дети покажут тебе какие в природе бывают деревья и кустарники. |
Дети выполняют движения за воспитателем. |
4. Отгадывание загадок. Деление предложенных объектов на группы, опираясь на схемы. –Ребята, послушайте мои загадки и попробуйте догадаться, о каких они растениях. Он стоит высокий стройный. Лист на нем резной, узорный, Ветками качает он. Кто скажите это?. . Клен – это дерево или кустарник? Почему вы так думаете? |
Клен. Дерево. Потому, что у клена один ствол. |
Под какую схему, мы поместим картинку с изображением клена? | Под схему «дерево». |
На листочках там и тут Фиолетовый салют. Это в теплый майский день Распускается Сирень – Это дерево или кустарник? Почему? |
Сирень. Кустарник. Потому что у сирени много тонких стволов. |
У меня иголки Длиннее, чем у елки.
В высоту. Если я не на опушке, Ветки только на макушке. (Сосна) Я на розу так похож, Разве, что не так хорош. Но зато мои плоды Всем пригодны для еды. (Шиповник) Не заботясь о погоде В сарафане белом ходит. И в один из теплых дней Май сережки дарит ей. (Береза) Под листом на каждой ветке Сидят маленькие детки. Тот, кто деток соберет, Руки вымажет и рот. (Черноплодная рябина) |
Дети отгадывают загадки, находят картинку с нужным растением и помещают под схему дерева или кустарника. |
–Ну вот, Буратино, теперь ты сам сможешь определить, где дерево, а где куст. А на прощанье мы с ребятами хотим сделать тебе небольшие подарки. Дети, давайте нарисуем для Буратино дерево и куст, чтобы Буратино не забыл все, чему мы его научили сегодня. Посмотрите, как это сделаю я. (Показывает детям схематичное изображение дерева и кустарника) |
Дети рисуют схематичное изображение дерева и кустарника. В конце занятия дети дарят рисунки Буратино, поясняя, что именно изображено на его рисунке – дерево или кустарник. |
Комплексные, интегрированные занятия | Занятия по ИЗО деятельности | Занятия по математике, ФЭМП в ДОУ | Календарно-тематическое планирование в ДОУ | Занятия по познавательному развитию | Занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ | Безопасность, Занятия по ОБЖ в ДОУ | Занятия по развитию речи в ДОУ | Занятия по экологии в детском саду