Конспекты занятий
По познавательному развитию
Конспект интеллектуально-познавательной олимпиады по краеведению «От Ставрополя до Тольятти»
Никитина И.В., воспитатель д/с №161 «Лесовичок» г.Тольятти
Программное содержание:
- Закрепить знания детей о родном крае, государственной символике;
- Воспитывать чувство гордости за город, страну;
- Учить коротко, быстро и точно отвечать на вопросы;
- Закрепить умение объяснять, аргументировано строить рассуждение;
- Развивать у детей логическое мышление, внимание, сообразительность, чувство ответственности за команду;
Участники:
- подготовительная к школе группа № 21;
- подготовительная к школе группа № 22;
- родители детей подготовительных к школе групп № 21 и № 22;
- жюри: заведующая детским садом Олемская Татьяна Семеновна, заместитель заведующего по ВМР Фирсова Ирина Владимировна, старший воспитатель Мустафина Елена Васильевна;
- ведущая викторины воспитатель по развивающему обучению: Никитина Инна Валентиновна.
Состав команд:
- Команда «Автоша» - 6 детей из подготовительной группы № 22;
- Команда «Ставроша» - 6 детей их подготовительной группы № 21.
Предварительная работа с детьми :
- Чтение литературы об истории города Ставрополя, об истории города Тольятти, о Самарской Луке:
- Овсянников В. А. «Ставрополь - Тольятти. Страницы истории»;
- Зайганова О. Ю. , Каспарова О. В. «Волжская земля – родина моя»;
- Пищулина Р. Ф. Шнайдер Р. Е. «Твой Ставрополь – Тольятти»;
- Губернаторов А. «Как прекрасен этот заповедный мир»
- Заучивание стихотворений о городе Тольятти, Ставрополе.
- Работа с загадками о полезных ископаемых.
- Работа с картой: нахождение городов Поволжья, притоков реки Волги.
Материалы к викторине:
1) 12 бейджиков с именами детей-участников;
2) сок (12 штук);
3) сюрпризы для детей;
4) 2 географических карты;
5) торжественная музыка для входа команд в зал;
6) Отрывки гимнов России, Москвы, Самары, Тольятти для музыкального конкурса.
7) Ребус
8) Карты для расшифровки слов:
А |
Р |
А |
С |
М |
А |
2 |
5 |
4 |
1 |
3 |
6 |
О |
Я |
Ь |
Т |
Л |
Т |
И |
Т |
2 |
5 |
4 |
7 |
3 |
6 |
8 |
1 |
9) Д/И «Собери автомобиль»;
10)Изображения модельного ряда автомобилей волжского автомобильного завода.
11)Флаги Самары и Тольятти;
12)Гербы Самары и Тольятти;
13)Картинки с изображением животных и растений Самарской Луки;
14)2 кроссворда по Самарской Луке;
15)2 мольберта;
16)2 стола для каждой команды;
17) Бумага для команд, фломастеры.
В зале сидят болельщики и жюри.
Ведущий:
- Уважаемые зрители и гости! Мы рады приветствовать вас сегодня на нашей интеллектуальной олимпиаде «Мыслитель», которая посвящена краеведению.
- Представляем участников. Команда «Автоша» /входят дети группы № 21 под музыку/
- Встречайте команду «Ставроша» /входят под музыку дети из группы № 22/
- «Автоша», ваше приветствие:
«Автоша» звать команду нашу
с самарским краем мы дружны,
приветствуем команду вашу,
Удачи всем желаем мы!»
- «Ставроша», ваше приветствие:
«Мы ребята из «Ставроши»,
багаж знаний наш хороший,
победить готовы всех
и в игре нас ждет успех!»
- Представляем наше жюри: заведующий детским садом Татьяна Семеновна, заместитель заведующего Ирина Владимировна, старший воспитатель Елена Васильевна.
Правила игры :
- Выслушивать вопросы внимательно.
- Не выкривать, не подсказывать.
- Если готовы ответить, поднимайте руку.
- Если игроки не знают ответ, право ответить получают болельщики.
Наша олимпиада состоит из 4 туров. Желаю всем удачи!
I тур.
Конкурс №1 «Блиц-опрос».
- Каждой команде будут заданы вопросы. За каждый правильный ответ команда получает один балл.
(Ведущий задает вопрос по очереди каждой команде).
Вопросы команде «Автоша»:
- Как называется область, в которой мы живем? (Самарская)
- Расшифруйте, что означает ГЭС? (Волжская гидроэлектростанция)
- Назовите 5 улицы комсомольского района. (Чайкиной, Матросова, Ярославская, Комсомольская, Механизаторов)
- Назовите основателя города Ставрополь на Волге. (Василий Никитич Татищев)
Вопросы команде «Ставроша»:
- Что находится в Жигулевских горах? (Самарская Лука)
- Расшифруйте, что означает ВАЗ? (Волжский автомобильный завод)
- Назовите 5 улицы автозаводского района. (Степана Разина, Ленинский проспект, Юбилейная, Революционная, Жукова)
- Назовите первого директора Волжского автомобильного завода. (Виктор Николаевич Поляков)
Ведущий: Продолжает нашу игру конкурс «Самарская Лука»
Конкурс № 2 «Самарская Лука»
Богат и разнообразен мир Самарской Луки. Как знакомы наши ребята с Самарской Лукой мы узнаем по их ответам.
- Вопрос команде «Автоша»: Что такое «Самарская лука»? (национальный парк, где находится заповедник)
- Вопрос команде «Ставроша»: Что такое «заповедник»? Почему так называют? (Охраняемая зона. Нельзя рвать цветы, ловить, уничтожать животных)
- Вопрос команде «Автоша»: где находится Самарская Лука? (В Жигулевских горах)
- Вопрос команде «Ставроша»: «Почему Самарскую Луку назвали Лукой?» (Излучина реки Волги, Самарская Лука образовалась в результате отклонения течения Волги Жигулёвскими горами. )
Ведущий: Молодцы, правильно ответили на вопросы. Продолжим проверять ваши знания с помощью задания «Узнай и впиши название».
Командам предлагается вписать названия картинок в соответствующее поле.
(команды работают самостоятельно)
Ведущий: наше жюри оценивает правильность заполнения, а наши ребята прочтут стихотворения о Тольятти, и Ставрополе.
Ведущий: уважаемое жюри, огласите результат первого тура.
Ведущий: Второй тур нашей игры открывает:
Конкурс №1 «Знатоки города» .
- Насколько ребята знакомы с родным городом мы узнаем из следующего задания. Оно будет необычным. На табло вопросы спрятаны по цвету. На карточках красного цвета вопросы о городе Тольятти, на карточках зеленого цвета вопросы о городе Ставрополе. За ответ на вопрос своей темы команда получит два балла. За ответ на вопрос соперника – 3 балла.
Право выбора темы для своей команды получает капитан той команды, который первый ответит на вопрос:
«Назовите год выпуска первого автомобиля на волжском автомобильном заводе»
(Ребенок, правильно ответивший на вопрос подходит к ведущему и выбирает конверт, в котором лежит цветной жетон, который определит цвет вопросов)
Ведущий:
- Команда «Автоша» отвечает на вопросы зеленых карточек по истории Тольятти.
- Команда «Ставроша» отвечает на вопросы красных карточек по истории Ставрополя.
- Напоминаю, за ответ на вопрос по своей теме вы получаете – 2балла, по теме соперника – 3 балла. Ответы должны быть полными.
- «Автоша» называйте номер вопроса, на который вы хотите отвечать.
(Команды по очереди называют номера вопросов. )
Вопросы по городу Ставрополю:
- Почему город Ставрополь в шутку называли «Ставропыль?» (много пыли)
- Как назывался наш город раньше?(Ставрополь – на - Волге)
- Кто основал город Ставрополь?(Василий Никитич Татищев)
- Как с греческого переводится «Ставрополь?» (город «Святого креста»)
- Первые жители Ставрополя – на - Волге? (крещеные калмыки)
- Как назывались народы, жившие в крепости, чем они занимались?(казаки, калмыки. Делали глиняную посуду, бочки – для засолки, хранения меда, пасли и разводили лошадей – калмыки, т. к. вели кочевой образ жизни).
- Для чего построили крепость? (Для защиты горожан от врагов. )
Вопросы по городу Тольятти:
- В честь кого назван наш город?(наш город назван в честь итальянского революционера Пальмиро Тольятти)
- Люди, какой национальности проживают в среднем Поволжье?(татары, чуваши, башкиры, мордва, мари, русские)
- В каком районе расположена городская дума?(Центральный район)
- В каком районе находится наш речной порт?(комсомольский район)
- Назовите основной цвет флага Тольятти. (Синий)
- Как называются три района нашего города? (Автозаводский, центральный, комсомольский)
- Как появился город Тольятти?( В 1957 году было завершено строительство Волжской ГЭС им. В. И. Ленина. Старое место нахождения было полностью затоплено. )
Ведущий: Отправимся в путешествие по карте.
Задание №2 «Путешествие по карте»
- Команда «Автоша»: Найдите и отметьте на карте города Поволжья.
- Команда «Ставроша»: Найдите и отметьте на карте притоки реки Волги.
Ведущий:
- Команда «Автоша» назовите города Поволжья, которые вы отметили.
- Команда «Ставроша» назовите притоки реки Волги, которые вы отметили.
Ведущий: продолжат нашу игру ребусы.
Задание № 3 «Ребусы»
- Команда «Автоша»:
- Составь слово по первым буквам предметов, изображенных на картинках: Филин, Лошадь, Арбуз, Гном.
- Расставь буквы по порядку: С, А, М, А, Р, А
- Реши примеры и составь слово, пользуясь ключом:
2-1= 4-2= 2+1= 6-2=
4-Н, 2-И, 1Г, 3-М
- Команда «Ставроша»:
- По последним буквам предметов, изображенных на картинках, составьте слово: флаГ, мороженоЕ, шаР, дуБ.
- Расставьте буквы по порядку: Т, О, Л, Ь, Я, Т, Т, И.
- Реши примеры и составь слово, пользуясь ключом:
5-1= 6+1= 7-3=
4-Р, 4-М, 7-Э
Ведущий: Какие слова получились? (флаг, герб, гимн, Самара, Тольятти, мэр)
А в какое одно слово можно объединить все эти слова вы узнаете, решив ребус. Команда, первая справившаяся с заданием получит дополнительное очко.
Ведущий: как вы догадались, следующее задание будет связано с символикой.
Задание № 4 «Символика»
- Задание команде «Автоша»: «Какая из предложенных мелодий является государственным гимном России?» (детям предлагается прослушать 3 мелодии)
- Задание команде «Ставроша»: «Какая из предложенных мелодий является неофициальным гимном города Тольятти»? (детям предлагается прослушать три мелодии)
Ведущий: непростым было задание. Но ребята справились!
А сейчас предлагаю следующее задание для наших команд.
- Команда «Автоша»: Расскажите о символе города Тольятти (герб).
- Команда «Ставроша»: Расскажите о символе города Самары (флаг).
Ведущий: настала пора витаминной паузы. Жюри подводит итоги второго тура
Витаминная пауза
Ведущий: пока игроки набираются сил, мы продолжим игру с болельщиками.
Вопросы для болельщиков:
- Как раньше назывался город Самара? (Куйбышев)
- В каком районе есть улица Полякова? (Автозавдский)
- В каком году нашему городу было дано имя Тольятти? (1964)
- Что называют «Жемчужиной России»? (Жигули)
- Почему о Тольятти говорят «трижды рожденный»? (1737 – основан Ставрополь на Волге, 1957 – строительство ГЭС, 1966 – строительство ВАЗ)
- Средняя высота Жигулевских гор? (300м)
Третий тур начинает конкурс «Жигулевские горы»
Конкурс №1 «Жигулевские горы»,
Ведущий: командам предстоит отгадать загадки о полезных ископаемых Жигулевских гор.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Загадка команде «Автоша»:
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках, во дворе,
Он и на стройке и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
(песок)
«Ставроша»:
Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением.
(торф)
«Автоша»
Покрывают им дорог,
Улицы в селении,
А еще есть он и в цементе,
Сам он – удобрение.
(известняк)
«Ставроша»
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу.
(глина)
- Завершит третий тур конкурс капитанов «Аукцион вершин».
Конкурс №2 «Аукцион вершин»
Ведущий: Капитан, который больше назовет вершин Жигулевских гор, принесет призовое очко своей команде.
Вершины Жигулевских гор:
Караульный бугор или гора Светелка
Шелудяк
Стрельная
Лепешка
Девья гора
Молодецкий курган
Белая
Верблюд
Ведущий: пока судьи подводят итоги третьего тура, предлагаем участникам команд прочитать стихотворения о Тольятти.
Ведущий: начинаем четвертый тур нашей игры.
Вопрос команде «Автоша»: «Что является эмблемой Волжского автомобильного завода? Почему?» (Ладья. Средством передвижения в по реке волге были ладьи, они и стали символом завода. )
Вопрос команде «Ставроша»: «Назовите профессии рабочих на Волжском автомобильном заводе». (слесарь, электрик, термист, наладчик, водитель – испытатель и т. д. )
Конкурс №1 «Собери автомобиль и назови семейство»
Ведущий: необходимо быстро собрать из частей машину и назвать семейство, к которому она относится.
- Команда «Автоша»: 14-ая модель относится к семейству «Лада» - «Восьмые»
- Команда «Ставроша»: «Нива» относится к семейству «Нива» - «Вездеходы»
Ведущий: а завершит нашу олимпиаду следующее задание: «Узнай и назови модель автомобиля»
Конкурс № 2 «Узнай и назови модель автомобиля»
(Ведущий показывает изображение машин, команды по очереди называют. )
Ведущий: Наша игра подошла к концу. Пока жюри подводит итоги игры и определяет победителей предлагаю вам продолжить конкурс вопросов для болельщиков:
- Сколько в Тольятти дворцов спорта?(один: «Волгарь»)
- Сколько стадионов в нашем городе? (четыре: «Торпедо», «Труд», «Искра», «Дружба»)
- Сколько спорткомплексов в нашем городе? (5: «Акробат», «Кристалл», «Тольятти теннис центр», «Олимп», «Спутник»)
- Сколько музеев в нашем городе? (4: Тольяттинский краеведческий музей, Музей историко-культурного наследия г. Тольятти, Городской музейный комплекс «Наследие», Технический музей ОАО «АВТОВАЗ»)
- Сколько лыжных баз в нашем городе? (2: «Спин-спорт», «Лыжный комплекс Авто Ваза»)
- Сколько театров в нашем городе? (5: драматический театр «Колесо», театр «Дилижанс», Молодежный драматический театр, тольяттинский театр кукол «Пилигрим», театр масок и кукол «Буратино»
Ведущий: жюри готовы огласить результаты нашей игры.
(Награждение участников игры)
Комплексные, интегрированные занятия | Занятия по ИЗО деятельности | Занятия по математике, ФЭМП в ДОУ | Календарно-тематическое планирование в ДОУ | Занятия по познавательному развитию | Занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ | Безопасность, Занятия по ОБЖ в ДОУ | Занятия по развитию речи в ДОУ | Занятия по экологии в детском саду
Вернуться в «Конспекты занятий»