Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Конспекты занятий для детей в ДОУ > Занятия по познавательному развитию дошкольников

Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе «Чудо-Лаборатория»

Папонова Е.Ю., воспитатель МБДОУ ЦРР-Д/С №28 г.Балашиха, МО

- Закрепить представление  у детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о воде (не имеет цвета, запаха, вкуса, принимает различную форму), сформировывать представления о магните и его свойствах (притягивает предметы из металла, актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

  • Развивать познавательную деятельность через экспериментирование с магнитом.
  • Развитие органов слуха, зрения, обоняния.
  • Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

«Коммуникация»

  • Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми.
  • Активизировать речь и обогащать словарь детей.

«Социализация»

  • Развитие сообразительности, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
  • Учить делать выводы в процессе эксперимента.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения.

«Безопасность»

- Закрепление правил безопасности поведения во время проведения экспериментов.

«Труд»

- Воспитание уважительного отношения к труду людям науки.

Предварительная работа:

Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с воздухом, магнитом, песком, глиной и другими материалами.

Оборудование:

  • Воздушный шар на палочке или с гелием;
  • письмо;
  • картинки с правилами безопасности;
  • ёмкость с водой и стакан;
  • ёмкость с холодной и горячей водой;
  • пластмассовая бутылка;
  • шарик;
  • стаканчики по кол. детей с чистой водой;
  • ёмкости разной формы;
  • металлические и пластмассовые предметы, крупа на тарелочках по кол-ву детей;
  • пластмассовые стаканы с водой и скрепки;
  • магниты по количеству детей;
  • картон
  • халаты для профессоров
  • фартуки по кол. дет.

Ход занятия

Организационный момент: «Приветствие»

Воспитатель: Посмотрите, у нас сегодня гости! Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.

- Здравствуй небо (руки вверх)

- Здравствуй земля (приседают)

- Здравствуйте мои друзья (руки в перед)

- 1, 2, 3, 4, 5 (загибаем пальцы рук)

- Вместе будем мы играть. (беремся за руки)

Воспитатель: Ребята, сегодня когда я пришла в детский сад утром, обнаружила вот этот конверт. А на нем написано «Для детей группы №5». (открыть)

- Ребята, мы профессоры страны «Чудес и превращений», и хотим пригласить вас к нам в лабораторию. Но сначала вы должны справиться с заданием.

Задание 1. Назовите правильно все предметы на экране телевизора (колба, пробирка, термометр, пипетка, микроскоп и т. д.).

- Ребята, а для чего нужны все эти предметы? А вы любите эксперименты и опыты? А где проводят опыты?

Задание 2. Вспомните правила поведения в лаборатории при опытах и экспериментах.

- Не толкаться, не кричать, не трогать руками, в рот не чего не брать и не пить, в лабораторию заходить в специальной одежде.

- Ну, вот теперь мы с вами можем отправляться в страну «Чудес и превращений» в лабораторию.

- Но для этого нам понадобится волшебный шарик. (Воздушный шарик на полочке или гелиевый). Встаньте в круг вокруг меня и возьмитесь за руки. (Идут по кругу и говорят слова)

Ты неси нас шарик, шарик золотой.

Прям в страну чудесную, шарик золотой.

Где чудеса волшебные, где превращения интересные.

Закружи нас унеси и в страну нас отнеси.

- Ой, ребята посмотрите вот мы и оказались в стране «Чудес и превращений», в самой настоящей лаборатории.

- Ребята, что мы должны сначала сделать, чтобы войти в лабораторию? (одеть специальную одежду). Дети одевают фартуки и нарукавники.

- Сейчас я вам загадаю загадку, и вы узнаете, с чем мы будем проводить опыты.

О нем говорится в загадке:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Невидимка он, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Воспитатель: Воздух везде. Посмотрите вокруг. Кто видел воздух? (ответы детей). Да воздух невидимка, но он всегда вокруг нас. Без него мы не могли бы жить, так как нечем было бы дышать.

- Я сейчас вам покажу эксперимент с воздухом.

Эксперимент № 1:

Воспитатель: Для этого эксперимента необходима ёмкость с водой и пустой стакан.

Стакан опускается в ёмкость с водой горлышком вниз. Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (ответы детей)

Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Эксперимент № 2:

Стакан наклонить – чтобы появились пузырьки.

Воспитатель: Что вы видите? (пузырьки) Откуда они взялись? (ответы детей) Что происходит со стаканом? (он наполняется водой). Какой следует вывод из этого эксперимента?

Вывод: Воздух выходит из стакана, его место занимает вода.

- А сейчас я покажу другой опыт. Этот опыт очень опасный т. к. понадобится горячая вода. Встаньте подальше.

Эксперимент № 3: (Выполняет воспитатель)

Воспитатель: Для этого эксперимента нам понадобится пустой воздушный шарик и пластиковая бутылка.

- Шарик нужно надеть на горлышко бутылки и подержать ее в течении 1 мин. в горячей воде. - Что вы видите? (Шар надувается) Как вы думаете, почему он надулся? (предположения детей)

Вывод: При нагревании воздух в бутылке расширяется и заполняет шар, он надувается.

Затем воспитатель ставит бутылку с шариком в холодную воду.

- Что происходит с шариком? (Шарик сдувается) Почему шарик сдулся? (предположения детей)

Вывод: Воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика - он сдувается.

Воспитатель: Ребята скажите, все эти эксперименты мы провели с чем? (С воздухом) А как мы еще можем увидеть воздух при помощи чего? (пакета, воздушного шарика, вертушки, веера и т. д.)

Зрительная гимнастика

- Ребята, послушайте Леру Ж, она прочитает стихотворение и вы узнаете, с чем мы будем дальше экспериментировать. (Читает стих)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, море, океане

И водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить -

Без воды нам не прожить!

Воспитатель: И, правда, без воды жизнь представить сложно.

- А сейчас я предлагаю вам вспомнить свойства воды, которые вы уже знаете? Подойдите к доске. (Не имеет запаха, вкуса, цвета, растворитель).

- А сейчас мы узнаем, имеет ли вода форму.

Эксперимент № 4:

Разлить воду по разным сосудам.

Воспитатель: Какую форму приняла вода? (Форму той посуды, в которую её налили)

Вывод: Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который её налили.

- Ребята, мы с вами хорошо потрудились, а сейчас пришло время отдохнуть

Физкультминутку про «Дождик»

Капля раз, капля два.

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли.

- Ребята подойдите скорее ко мне. Сейчас я вас познакомлю с одним предметом. А вот с каким, вы постарайтесь отгадать.

- Я вам сейчас загадаю загадку:

«Этот жадный предмет все предметы хватает.

Для него нормы нет, прилипанием страдает».

- Правильно, это магнит. (Показать)

Воспитатель: Ребята, а что такое магнит? Да, это «железа маленький кусок, невзрачный, серенький брусок». Он очень много хранит в себе секретов. И сейчас мы разгадаем первый секрет.

Эксперимент № 7 «Все ли притягивает магнит?»

- На столе лежат вперемежку предметы, выберите только те предметы на поднос, которые притягивает магнит. А сейчас проверим магнитом.

Вывод: магнит притягивает металлические предметы.

- А сейчас мы проверим, действует ли магнит через картон.

Эксперимент № 8 «Танец кнопок»

- На картон положить кнопку, под картоном магнит. Движения магнита заставляют двигаться кнопку. (на каждого ребенка)

Вывод: магнит действует через бумагу.

- А сейчас мы проверим действует ли магнит через пластмассу.

Эксперимент № 9 «Не замочи рук»

У каждого ребенка стакан с водой. Ребенок опускает скрепку в стакан с водой и по внешней стороне стакана снизу вверх ведет магнит. Скрепка «тянется» за магнитом.

Вывод: магнит действует сквозь пластмассу.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где используются магниты? Люди используют магниты при строительстве и ремонте подводных сооружений: с помощью магнита удобно удерживать инструменты. С помощью магнита можно легко и быстро собрать рассыпавшиеся иголки, кнопки. Так же делают из магнита украшения: серьги, браслеты, кольца, бусы.

- Ну, вот мы провели все опыты, и эксперименты что нам приготовили профессоры. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте опять встанем вокруг воздушного шарика и вернемся домой.

Ты неси нас шарик, шарик золотой.

Прям обратно в детский сад родной,

Где нас ждут игрушки, куклы и мишутки.

Закружи нас шарик и неси домой, шарик золотой.

Итог занятия.