Конспекты занятий для детей в ДОУ > Занятия по познавательному развитию дошкольников
Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе «Чудо-Лаборатория»
Папонова Е.Ю., воспитатель МБДОУ ЦРР-Д/С №28 г.Балашиха, МО
- Закрепить представление у детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о воде (не имеет цвета, запаха, вкуса, принимает различную форму), сформировывать представления о магните и его свойствах (притягивает предметы из металла, актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.
- Развивать познавательную деятельность через экспериментирование с магнитом.
- Развитие органов слуха, зрения, обоняния.
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
«Коммуникация»
- Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми.
- Активизировать речь и обогащать словарь детей.
«Социализация»
- Развитие сообразительности, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
- Учить делать выводы в процессе эксперимента.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения.
«Безопасность»
- Закрепление правил безопасности поведения во время проведения экспериментов.
«Труд»
- Воспитание уважительного отношения к труду людям науки.
Предварительная работа:
Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с воздухом, магнитом, песком, глиной и другими материалами.
Оборудование:
- Воздушный шар на палочке или с гелием;
- письмо;
- картинки с правилами безопасности;
- ёмкость с водой и стакан;
- ёмкость с холодной и горячей водой;
- пластмассовая бутылка;
- шарик;
- стаканчики по кол. детей с чистой водой;
- ёмкости разной формы;
- металлические и пластмассовые предметы, крупа на тарелочках по кол-ву детей;
- пластмассовые стаканы с водой и скрепки;
- магниты по количеству детей;
- картон
- халаты для профессоров
- фартуки по кол. дет.
Ход занятия
Организационный момент: «Приветствие»
Воспитатель: Посмотрите, у нас сегодня гости! Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.
- Здравствуй небо (руки вверх)
- Здравствуй земля (приседают)
- Здравствуйте мои друзья (руки в перед)
- 1, 2, 3, 4, 5 (загибаем пальцы рук)
- Вместе будем мы играть. (беремся за руки)
Воспитатель: Ребята, сегодня когда я пришла в детский сад утром, обнаружила вот этот конверт. А на нем написано «Для детей группы №5». (открыть)
- Ребята, мы профессоры страны «Чудес и превращений», и хотим пригласить вас к нам в лабораторию. Но сначала вы должны справиться с заданием.
Задание 1. Назовите правильно все предметы на экране телевизора (колба, пробирка, термометр, пипетка, микроскоп и т. д.).
- Ребята, а для чего нужны все эти предметы? А вы любите эксперименты и опыты? А где проводят опыты?
Задание 2. Вспомните правила поведения в лаборатории при опытах и экспериментах.
- Не толкаться, не кричать, не трогать руками, в рот не чего не брать и не пить, в лабораторию заходить в специальной одежде.
- Ну, вот теперь мы с вами можем отправляться в страну «Чудес и превращений» в лабораторию.
- Но для этого нам понадобится волшебный шарик. (Воздушный шарик на полочке или гелиевый). Встаньте в круг вокруг меня и возьмитесь за руки. (Идут по кругу и говорят слова)
Ты неси нас шарик, шарик золотой.
Прям в страну чудесную, шарик золотой.
Где чудеса волшебные, где превращения интересные.
Закружи нас унеси и в страну нас отнеси.
- Ой, ребята посмотрите вот мы и оказались в стране «Чудес и превращений», в самой настоящей лаборатории.
- Ребята, что мы должны сначала сделать, чтобы войти в лабораторию? (одеть специальную одежду). Дети одевают фартуки и нарукавники.
- Сейчас я вам загадаю загадку, и вы узнаете, с чем мы будем проводить опыты.
О нем говорится в загадке:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Невидимка он, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Воспитатель: Воздух везде. Посмотрите вокруг. Кто видел воздух? (ответы детей). Да воздух невидимка, но он всегда вокруг нас. Без него мы не могли бы жить, так как нечем было бы дышать.
- Я сейчас вам покажу эксперимент с воздухом.
Эксперимент № 1:
Воспитатель: Для этого эксперимента необходима ёмкость с водой и пустой стакан.
Стакан опускается в ёмкость с водой горлышком вниз. Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (ответы детей)
Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Эксперимент № 2:
Стакан наклонить – чтобы появились пузырьки.
Воспитатель: Что вы видите? (пузырьки) Откуда они взялись? (ответы детей) Что происходит со стаканом? (он наполняется водой). Какой следует вывод из этого эксперимента?
Вывод: Воздух выходит из стакана, его место занимает вода.
- А сейчас я покажу другой опыт. Этот опыт очень опасный т. к. понадобится горячая вода. Встаньте подальше.
Эксперимент № 3: (Выполняет воспитатель)
Воспитатель: Для этого эксперимента нам понадобится пустой воздушный шарик и пластиковая бутылка.
- Шарик нужно надеть на горлышко бутылки и подержать ее в течении 1 мин. в горячей воде. - Что вы видите? (Шар надувается) Как вы думаете, почему он надулся? (предположения детей)
Вывод: При нагревании воздух в бутылке расширяется и заполняет шар, он надувается.
Затем воспитатель ставит бутылку с шариком в холодную воду.
- Что происходит с шариком? (Шарик сдувается) Почему шарик сдулся? (предположения детей)
Вывод: Воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика - он сдувается.
Воспитатель: Ребята скажите, все эти эксперименты мы провели с чем? (С воздухом) А как мы еще можем увидеть воздух при помощи чего? (пакета, воздушного шарика, вертушки, веера и т. д.)
Зрительная гимнастика
- Ребята, послушайте Леру Ж, она прочитает стихотворение и вы узнаете, с чем мы будем дальше экспериментировать. (Читает стих)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить -
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: И, правда, без воды жизнь представить сложно.
- А сейчас я предлагаю вам вспомнить свойства воды, которые вы уже знаете? Подойдите к доске. (Не имеет запаха, вкуса, цвета, растворитель).
- А сейчас мы узнаем, имеет ли вода форму.
Эксперимент № 4:
Разлить воду по разным сосудам.
Воспитатель: Какую форму приняла вода? (Форму той посуды, в которую её налили)
Вывод: Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который её налили.
- Ребята, мы с вами хорошо потрудились, а сейчас пришло время отдохнуть
Физкультминутку про «Дождик»
Капля раз, капля два.
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли,
От дождя себя укрыли.
- Ребята подойдите скорее ко мне. Сейчас я вас познакомлю с одним предметом. А вот с каким, вы постарайтесь отгадать.
- Я вам сейчас загадаю загадку:
«Этот жадный предмет все предметы хватает.
Для него нормы нет, прилипанием страдает».
- Правильно, это магнит. (Показать)
Воспитатель: Ребята, а что такое магнит? Да, это «железа маленький кусок, невзрачный, серенький брусок». Он очень много хранит в себе секретов. И сейчас мы разгадаем первый секрет.
Эксперимент № 7 «Все ли притягивает магнит?»
- На столе лежат вперемежку предметы, выберите только те предметы на поднос, которые притягивает магнит. А сейчас проверим магнитом.
Вывод: магнит притягивает металлические предметы.
- А сейчас мы проверим, действует ли магнит через картон.
Эксперимент № 8 «Танец кнопок»
- На картон положить кнопку, под картоном магнит. Движения магнита заставляют двигаться кнопку. (на каждого ребенка)
Вывод: магнит действует через бумагу.
- А сейчас мы проверим действует ли магнит через пластмассу.
Эксперимент № 9 «Не замочи рук»
У каждого ребенка стакан с водой. Ребенок опускает скрепку в стакан с водой и по внешней стороне стакана снизу вверх ведет магнит. Скрепка «тянется» за магнитом.
Вывод: магнит действует сквозь пластмассу.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где используются магниты? Люди используют магниты при строительстве и ремонте подводных сооружений: с помощью магнита удобно удерживать инструменты. С помощью магнита можно легко и быстро собрать рассыпавшиеся иголки, кнопки. Так же делают из магнита украшения: серьги, браслеты, кольца, бусы.
- Ну, вот мы провели все опыты, и эксперименты что нам приготовили профессоры. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте опять встанем вокруг воздушного шарика и вернемся домой.
Ты неси нас шарик, шарик золотой.
Прям обратно в детский сад родной,
Где нас ждут игрушки, куклы и мишутки.
Закружи нас шарик и неси домой, шарик золотой.
Итог занятия.
Комплексные, интегрированные занятия | Занятия по ИЗО деятельности | Занятия по математике, ФЭМП в ДОУ | Календарно-тематическое планирование в ДОУ | Занятия по познавательному развитию | Занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ | Безопасность, Занятия по ОБЖ в ДОУ | Занятия по развитию речи в ДОУ | Занятия по экологии в детском саду