Конспекты занятий
По познавательному развитию
Конспект занятия по познанию окружающего мира в старшей группе «Театры и музеи Москвы»
Свирида Елена Васильевна, воспитатель МБДОУ Д/С №27 «Берёзка» Щёлковского мун. р-на Московской обл.
Тема занятия: «Театры и музеи Москвы»
Цель занятия:
- познакомить детей с известными в Москве, да и во всем мире, Большим театром, театром кукол им. С. В. Образцова и Государственной Третьяковской галереей;
- познакомить с правилами поведения при их посещении;
- приобщать детей к русской национальной культуре;
- способствовать развитию эстетического вкуса.
Материалы к занятию: иллюстрации с изображением большого театра, кукольного театра, Государственной Третьяковской галереи; запись отрывка из оперы П. И. Чайковского «Иоланта» - «Гимн свету»; записи отрывков (танцы лебедей)» 2 действие «Кода» (окончание); репродукции с картин «Утро в сосновом бору» И. И. Шишкина, «Московский дворик» В. Д. Поленова.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
- Ребята, кто из вас был в Москве?
- Кто был в Кремле и на Красной площади?
- Сегодня мы продолжим прогулку по городу. Красива Москва, много в ней интересных мест. Обо всем и не расскажешь. Мы сегодня посетим три самые известные достопримечательности Москвы.
Давайте составим план нашей экскурсии. Хотите? А сможете?
2. Актуализация знаний
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о том, что можно увидеть в театре, а что в галерее.
- Мы должны определить, что и в каком месте будем смотреть.
На столе три иллюстрации: здания Большого театра, театра кукол и Третьяковской галереи. А также картинки с изображением балерин, оперы, кукол и репродукции картин.
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
- создать мотивационную ситуацию для преодоления затруднения ;
- формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины под руководством воспитателя.
- Определите, где и что можно посмотреть.
Часть картинок дети раскладывают, с другими у них возникает затруднение.
- Смогли ли вы разложить картинки и узнать, что и где можно посмотреть? Почему?
- Значит что нам нужно узнать? А как мы это можем узнать? (спросить у воспитателя, посмотреть в энциклопедии, посмотреть в интернете и т. д.)
4. Открытие нового знания
Дидактические задачи:
- формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;
- рассказать детям о кукольном театре ;
- прослушать отрывок из оперы;
- представить себя в роли балерины;
- организовать активный отдых детей.
В Москове много детских театров, например: кукольный театр имени С. В. Образцова. На фасаде театра - часы. Каждый час бьют они, открываются окошечки и появляются звери, играющие на музыкальных инструментах: мишка - на тарелках, поросенок - на барабане, коза - на гармошке, баран - на балалайке…. (показ иллюстрации часов).
В 12 часов дня открываются все окошки, в остальные часы - по одному. В театре есть музей кукол, которых привезли сюда из многих стран мира.
Есть театры для детей, а есть и для взрослых. Их с удовольствие посещают ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. Повзрослев, и вы будете ходить в эти театры.
Сегодня вы узнаете об одном из самых известных в мире театров. Он находится в Москве. Это Большой театр. Запомните это красивое белое здание с высокими колоннами, наверху здания - скульптурная композиция: человек в колеснице управляет четверкой лошадей.
Большой театр - это театр оперы и балета. Представьте, в большом зрительном зале большого театра собрались зрители. Гаснет свет, звучит музыка, и занавес открывается. На сцене появляются артисты.
Весь спектакль будет звучать музыка. Весь спектакль артисты будут под нее петь.
Я предлагаю вам послушать отрывок из одной очень известной оперы. В ней рассказывается о девушке по имени Иоланта.
Иоланта жила на берегу моря в доме, похожем на дворец. Возле дома был дивный сад, в котором росли кусты прекрасных роз - белых и красных. К сожалению, видеть этой красоты Иоланта не могла - она была слепа.
В один прекрасный день появляется юноша. Он рассказывает слепой девушке, что значит видеть. Как прекрасны «солнца блеск и звезд сиянье. Море в плеске голубом». Только при солнечном свете можно познать красу природы и насладиться ею!
- Сейчас вы услышите беседу юноши с девушкой. Но в опере нет привычного для нас с вами разговора. Вы услышите музыку и пение под нее двух людей.
Итак, слушайте «Гимн свету».
- Знаете ли вы, кто сочиняет музыку? (Композитор)
Музыку к опере «Иоланта» написал известный русский композитор Петр Ильич Чайковский.
Заканчивается опера очень хорошо. Девушку вылечивает врач, Прозрев, она с изумлением и восторгом видит мир, узнает отца, близких и прекрасного юношу, который отныне будет ее защитником.
- В Большом театре можно посмотреть балет.
- Что такое балет? Балет, как и опера, - спектакль под музыку.
На протяжении всего спектакля звучит музыка, а артисты балета под нее танцуют.
- Я предлагаю вам послушать музыку из балета «Лебединое озеро». А написал ее тот же композитор - Петр Ильич Чайковский.
«Лебединое озеро» - это сказка о том, как злой колдун превратил прекрасных девушек в лебедей. Но каждую ночь его колдовство теряло силу, и лебеди снова становились девушками, а на рассвете снова превращались в лебедей. Таково начало сказки.
- А что же будет дальше? Будет королевский дворец, бал во дворце, прекрасный принц…. и обязательно добро победит зло.
- Как вы думаете, как выглядит балерина, исполняющая танец лебедя? Это тонкая гибкая девушка в красивом белом платье, похожем на оперение лебедя. Танцуя, балерина часто становится на цыпочки (рассматриваем репродукцию к картине «Балерина»).
- Когда вы будете слушать музыку из балета, постарайтесь представить себе танцующую балерину - лебедя.
- Представьте: в теннисном лесу - озеро. В голубой кладке воды отражается луна. По озеру плывут прекрасные белые лебеди. Они подплывают к берегу и превращаются в девушек. Девушки танцуют на берегу озера - грустные танцы.
Физкутминутка:
- Представьте себе, что вы артисты балета.
- Как бы вы станцевали под музыку, которая звучит?
Раздаю детям ленты. Дети танцуют под музыку.
- Итак, мы узнали сегодня много о Большом театре. Кроме Большого, в Москве много и других театров.
- Славится наш город своими музеями.
- Были ли вы когда нибудь в музее?
- Что Вы там видели?
В Москве много разных музеев. Я вам расскажу об одном из них. Называется он Третьяковская галерея.
Презентация «Третьяковская галерея».
Постарайтесь запомнить это красивое красно - белое здание. перед зданием мы видим скульптуру - это памятник П. М. Третьякову.
Третьяков жил давным-давно. Ему очень нравится картина русских художниковмастерам, поэтому он собирал их.
Третьяков построил большой дом и разместил в нём свою коллекцию. Он хотел. Чтобы все люди могли видеть картины и восхищаться их красотой.
В галерее много залов, в залах много картин. Чтобы увидеть их все, одного для будет мало.
Сейчас я покажу вам несколько репродукций с картинами известных русских художников, которые выставляются в Третьяковской галерее.
«Утро в сосновом лесу» автор картины - известный русский художник И. И. Шишкин.
Сквозь высокие сосны едва-едва пробиваются первые лучики солнца. Маленькие медвежата уже вовсю резвятся на упавшем дереве. Заботливая мама-медведица наблюдает за ними. У нее очень строгий, грозный вид. Чем же не угодили ей малыши? Может быть, они сильно расшумелись? В одном из залов галереи вы сможете увидеть эту картину, она намного больше своей репродукции, а медведи на ней, как живые.
«Московский дворик» автор картина - известный русский художник В. Д. Поленов
Вот как выглядел один из московских двориков более 100 лет тому назад: низенькие деревянные домишки, узенькие тропинки.
- Что мы видим во дворе?
- Что виднеется там, вдали?
Идет беседа по картинам, задаются вопросы детям…
Это все, что я хотела рассказать вам о Большом театре и Третьяковской галерее, которые находятся в Москве, и вам советую побывать там и видеть эту красоту своими глазами.
- Мы теперь знаем где и что можно посмотреть и сможем выполнить задание. Дети раскладывают картинки и поговаривают. (В театре кукол смотрим кукольные спектакли, в Большом театре - слушаем оперу и смотрим балет, в Третьяковской галерее - картины.)
5. Включение нового знания в систему знаний
Дидактические задачи: закрепить знания детей о том, где можно увидеть картины, а где послушать оперу .
- Открываем тетради по закладке и переворачиваем страницу вперёд. (Занятие 20 стр.36).
- Чей портрет мы видим? Что вы можете сказать об этом человеке? Соедините портрет с галереей.
- Как называется следующее здание? Что можно послушать или увидеть там? Соедините Большой театр и оперу.
- Молодцы, закройте тетради.
6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- Народная мудрость гласит: «Кто в Москве не бывал. Красоты не видал». Что это значит?
- В каких театрах и музеях мы сегодня побывали?
Комплексные, интегрированные занятия | Занятия по ИЗО деятельности | Занятия по математике, ФЭМП в ДОУ | Календарно-тематическое планирование в ДОУ | Занятия по познавательному развитию | Занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ | Безопасность, Занятия по ОБЖ в ДОУ | Занятия по развитию речи в ДОУ | Занятия по экологии в детском саду