Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Конспекты занятий

По познавательному развитию

Конспект НОД по направлению «Познание» (ФЦКМ) в подготовительной группе «Дерево держится корнями, а человек семьей»

Сафина Лейсан Рустямовна, воспитатель МАДОУ №106 «Забава» г. Набережные Челны, РТ

Тема: Дерево держится корнями, а человек семьей.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цели: Сформировать представление о семье как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, вызвать чувство гордости за свою семью; актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях; способствовать развитию у детей доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.

Методические приемы: беседа, рассказы детей о членах семьи, обсуждение ситуаций, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, пословиц, конструирование.

Материалы и оборудование: ИКТ, картинки с изображением членов семьи, презентация, раздаточный материал: палочки.

Словарная работа: Эби, бабай, эни, эти.

Индивидуальная работа: Формировать умение рассказывать связно о членах своей семьи (их характере, привычках, учитывая их характерные особенности). Дидактическая игра «Опиши маму, папу, сестру, брата, бабушку, дедушку» - Эдик, С. Амир, Дима, Андрей.

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Рассматривание иллюстраций на тему: «Семья».

Задание: перечислите всех членов семьи, которых ты видишь на картинке «Семья».

Вопросы:

- С кем ты живешь?

- Кто самый старший в вашей семье?

- Кто самый младший?

- Кто кому мама?

- Для мамы ты кто?

- Для папы ты кто?

- Кто о тебе заботится?

- Дорогие ребята! Самое дорогое, что есть у человека - это близкие люди, родной дом.

- Попробуйте произнести слово «семья» вот так: «Семь - я».

Вопрос: Как вы думаете, что это значит?

Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз.

Вопросы:

- На кого из родных вы похожи внешне?

- На кого вы похожи по характеру?

- Как вы думаете, зачем люди создают семью?

Верно! Чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить и учить детей. Ведь семья - группа живущих вместе близких родственников. Семьи бывают разные: большие и малые.

В старину Россия была в основном крестьянской страной. Городов немного, а основное население жило в селах и деревнях. Деревенские семьи были большими и многодетными. Детей у матери рождалось не два, три, а порой и десять и пятнадцать! Трудно вскормить и вырастить столько малышей, да зато недаром сложили в русском народе пословицы: «Изба детьми весела», «Есть дети - будут и радости». Говорили и так: «Дети - Божья благодать» или так «Хоть тесно, да лучше вместе».

Дети объясняют смысл пословиц.

Чтобы жить такой большой семьей, и дом нужно иметь соответствующий. Дома тогда строили деревянные.

Современные семьи, как правило, не очень большие. Отец, мать да один - двое детей. Иногда вместе с молодой семьей живут и дедушка с бабушкой.

Вопросы: Расскажите, сколько членов в вашей семье? Как их зовут? Есть ли у вас братья или сестры.

Задание из счетных палочек построить дом .

Вопросы: Из каких геометрических фигур состоит ваш дом? Сколько палочек вы использовали для постройки своего дома? Какого цвета ваши палочки?

Пальчиковая игра «Дружная семья». (На русском и татарском языках). (УМК)

Дети поочередно загибают пальцы в кулак.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вместе - дружная семья!

Бу бармак - бабай,

Бу бармак - эби,

Бу бармак - эти,

Бу бармак - эни,

Бу бармак - мин,

Бергэ без - тату гайлэ .

Чтение стихотворений о маме, бабушке, папе, дедушке.

Параллельно дети смотрят иллюстрации из презентации.

Кто всегда со всеми ладит,

Шьет, пирог готовит, гладит,

Никогда не отдыхает, ни о чем не забывает,

Поцелует, приласкает, за плохое поругает,

А потом сто раз простит,

Когда болен ты, не спит.

Вопросы:

- О ком это стихотворение?

- Что делает мама?

- Почему вы любите своих мам и пап?

Мой папа.

Папа знает все на свете:

Знает, где родился ветер,

Как бушует ураган:

Папа видел много стран!

Мы достанем карту мира,

Вместе станем изучать.

Вот высокий пик Памира,

Здесь морей синеет гладь.

Это - южная Анапа,

Это - северный Ямал.

Обо всем расскажет папа,

Папа всюду побывал.

Физкультминутка.

Бабушка.

Бабушка, бабушка -

Золотая сударушка!

Всем помогаешь,

Внуков приласкаешь.

Колыбельную споешь,

Дом родимый сбережешь.

И добра и хороша,

Всей семьи ты душа!

Вопросы:

- Что делает бабушка?

- Почему вы любите своих бабушек.

Дорогие ребята! Бабушка - это мама вашей мамы и папы. Поэтому у каждого из вас две родные бабушкиматери мамы и папы.

Дедушка.

Хоть наш дедушка седой,

Но душой он молодой!

Много в нем любви и ласки,

Знает он стихи и сказки,

Загадает нам загадку,

Позабавит прибауткой,

Угостит нас чаем сладким,

Рассмешит веселой шуткой.

Замечательный наш дед,

Проживи еще сто лет!

Дедушка - это старший член семьи. Дедушкаотец вашей мамы. У вашего папы тоже есть отец, он вам приходится вторым дедушкой. Дедушка прожил долгую интересную жизнь, он много видел, много знает, много умеет. Внуки, прежде чем сделать что-нибудь, советуются с дедушкой.

Дидактическая игра: «Собери цепочку»

Задание: Разложить фотографии членов семьи, согласно возрасту и полу.

К сожалению, пожилые люди иногда болеют, им нужны покой забота и внимание. А вы, ребята, ухаживаете за бабушкой и дедушкой, когда они болеют? (ответы ребят)

Ребята, а у кого есть брат или сестра? Вы с ними дружите? Любите их?

Воспитатель предлагает детям обсудить ситуацию из рассказа «Так будет справедливо».

Мама ушла в магазин. Старший и младший брат стали баловаться: бегать вокруг стола, бороться, кидать друг в друга диванную подушку. Вдруг неожиданно вернулась мама. Старший брат, услышав, что дверь открывается, быстро сел на диван. А младший брат не заметил маминого прихода и продолжал играть с подушкой и попал ею в люстру. Мама рассердилась и поставила провинившегося младшего брата в угол.

Вопрос: Ребята, как бы поступили вы на месте старшего брата.

Конец истории.

Старший брат поднялся с дивана и встал рядом с младшим братом.

- Почему ты встал в угол? Я тебя не наказывала, - спросила мама.

- Так будет справедливо, - серьезно ответил ей старший сын. - Ведь это я придумал кидаться подушкой.

Мама растрогано улыбнулась и простила своих сыновей.

Воспитатель читает пословицы: «Счастье родителей - честность и трудолюбие детей», «Семьей дорожить - счастливым быть», «Дом согревает не печь, а любовь и согласие».

Дети объясняют смысл пословиц.

Рефлексия.

Дети сами ставят себе оценку. На столе лежат смайлики трех видов: 1) Очень хорошо занимался; 2) Занимался хорошо, но мог бы лучше; 3) занимался, но немного ленился. Дети сами выбирают себе смайлик.

Воспитатель подводит итоги.