Конспекты занятий
Безопасность в детском саду ДОУ
Профилактическое мероприятие «Зимние каникулы»
Конспект открытого тематического занятия «Опасная дорога»
Глухова Е.Н., воспитатель МБДОУ Д/С №5
г.Лениногорск, Республика Татарстан
(Из опыта работы воспитателя Глуховой Е.Н.)
Тема: «Опасная дорога».
Цель: привитие навыков безопасного поведения на дороге в зимний период.
Задачи:
Обучающие - расширять знания детей о дороге и правилах поведения на ней, дать понятие «скользкая дорога»;
Развивающие - формировать навык ориентирования в дорожных ситуациях, понимать опасность на дорогах, развивать речевую активность;
Воспитательные - воспитывать умение применять правила безопасности на дорогах.
Оборудование: картинки с дорожными знаками, плоскостные изображения, плакаты с различными ситуациями при скользкой дороге, два шарика, две доски с полированной поверхностью и необработанной поверхностью, макет дороги.
План занятия:
- Организационный момент.
- Игра на внимание «Дорожные слова».
- Игра «Поле дорожных наук».
- Игра-тренинг «Где, что находится?».
- Беседа «Какая бывает дорога?». Знакомство с понятием «скользкая дорога». Прослушивание в грамзаписи песни «Осторожно гололедица». Рассматривание плакатов с различными ситуациями при скользкой дороге.
- Экспериментальная деятельность.
- Игра «Хорошо - плохо».
- Итог.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Введение в тему. Создание игровой ситуации.
- Ребята, сегодня в гости к вам пришел удивительный герой, лучший друг детей, которые хотят все знать о правилах дорожного движения. Это Светофор - он очень милый обаятельный вежливый наблюдатель за порядком (слайды 1; 2). Он пришел к нам не один, а со своими друзьями (слайд 3): Свисток, мудрый Уголёк, Вертолётик, который оказывает медицинскую помощь в экстренных случаях и девочка Маша.
2. Игра на внимание «Дорожные слова».
- Светофор и его помощники приглашают вас посетить игротеку.
Первая игра на внимание «Дорожные слова» (или «Что относится к дороге?). Проводит игру Светофор.
Описание игры:
Дети идут в колонну по одному. Светофор называет различные предметы. Если предмет имеет отношение к дорожному движению (например, тротуар, пешеход), то дети поднимают руки вверх. Если предмет не имеет отношения к дорожному движению, руки опущены.
3. Игра «Поле дорожных наук». Проводит ее Свисток.
Описание игры:
Вносится барабан, на игровом поле которого картинки с изображениями дороги, транспорта, дорожных знаков и т. д. Ребенок крутит барабан, после его остановки берет картинку, на которую укажет стрелка, называет, что изображено, дает определение.
Примерные варианты:
- Дорога - обустроенная и используемая для движения транспортных средств полоса земли;
- Транспортное средство - это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования установленного на нем. ;
- Пешеход - это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящий работу;
- Пешеходный переход - участок проезжей части, выделенный для движения пешеходов через дорогу;
- Пешеходная дорожка - дорожка с покрытием, предназначенная для движения пешеходов и т. д.
Свисток оценивает ответы детей, подводит итог: Молодцы, ребята! Хорошо разбираетесь в дорожной науке.
4. Игра-тренинг «Что, где находится?».
Уголёк обращает внимание детей на макет дороги и выясняет:
- Что это? (показывает макет дороги)
- Разместите на нем «Где что находится?» (каждому ребенку дается макет дороги и игрушки-заместители: кирпичик, кубик, призма, палочка)
Дети должны ответить на вопросы Уголька и правильно расположить, где что находится:
- Где должен идти пешеход? (А если нет тротуара?)
- Где едут автомобили?
- Где пешеход пересекает дорогу?
- Где могут находиться дома? А деревья?
5. Беседа «Какая бывает дорога?».
Проводит беседу Вертолётик, ответы детей сопровождает показом слайдов с видами дорог (слайды с 4 по 16).
- Какая бывает дорога? (покрытая асфальтом, грунтовая, покрытая гравием, снегом; проселочная, загородная)
- Ребята, дорога бывает опасной. Уровень опасности на дороге зависит от ее состояния. А состояние дороги зависит от погодных условий.
- Как вы думаете, когда дорога бывает опасной? (показ знака «Скользкая дорога»). Скользкая дорога - это участок дороги с повышенной скользкостью проезжей части.
- Чем опасна зимняя дорога, покрытая снегом? (на ней не видно разметки, она бывает скользкой, заснеженной)
а). - Послушайте песенку «Осторожно гололед!» слова Владимирова, музыка Е. Птичкина (в грамзаписи).
То вьюга, то туман,
А то сугробы ветрятся,
Скользит по льду зима,
Как белая медведица
Припев:
Тормоза держи, шофер,
Не лети во весь опор!
Самосвал не самолет,
Осторожно - гололед!
Мотор не торопи,
Коль обстановка сложная.
Дорогу уступи
Тому, кому положено.
Вывод: при гололёде - обстановка на дороге сложная. Нужно быть осторожным и пешеходу, и водителю.
б). Рассматривание плакатов с различными ситуациями при скользкой дороге (слайды с 17 по 20).
6. Экспериментальная деятельность.
Проводит Светофор: А сейчас проведем эксперимент по выявлению зависимости скорости скольжения от шероховатости поверхности.
а). Берем два одинаковых предмета и придаем ускорение. Один скользит по полированной доске, другой - по необработанной поверхности. Наблюдаем: какой предмет быстрее остановится? Почему?
б). Светофор предлагает детям поскользить по гладкой дорожке (линолеуму) и по шероховатой поверхности (ковру), убедиться, какая дорожка опаснее.
7. Проводится игра «Хорошо - плохо».
Светофор предлагает детям продолжить фразу: «Дорога - это хорошо, потому что...», «Дорога - это плохо, потому что...».
8. Итог
- Что нового узнали о дороге? Какие опасности подстерегают пешеходов и водителей на дороге?
Вывод: дорога - это обустроенная и используемая для движения транспортных средств полоса земли. В зависимости от ее состояния и природных условий она бывает опасной. Особенно опасна дорога зимой. На ней не видно разметки, она бывает скользкой, заснеженной. Нужно быть предельно внимательными при пересечении дороги; дорога - не место для игр.
Используемая литература:
- Методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах, из опыта работы д/с УДУ мэрии г. Набережные Челны - 1996 г.
- Учебное пособие «Обучение детей дошкольного возраста правилам поведения на дорогах - 1995г.» (региональный стандарт)
- «Три сигнала светофора» Авторы: В. А. Добрякова, Н. В. Борисова, Т. А. Панина, С. А. Уклонская.
Комплексные, интегрированные занятия | Занятия по ИЗО деятельности | Занятия по математике, ФЭМП в ДОУ | Календарно-тематическое планирование в ДОУ | Занятия по познавательному развитию | Занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ | Безопасность, Занятия по ОБЖ в ДОУ | Занятия по развитию речи в ДОУ | Занятия по экологии в детском саду