Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Конспекты занятий

Безопасность в детском саду ДОУ

Профилактическое мероприятие «Зимние каникулы»
Конспект открытого тематического занятия «Опасная дорога»

Глухова Е.Н., воспитатель МБДОУ Д/С №5
г.Лениногорск, Республика Татарстан

(Из опыта работы воспитателя Глуховой Е.Н.)

Тема: «Опасная дорога».

Цель: привитие навыков безопасного поведения на дороге в зимний период.

Задачи:

Обучающие - расширять знания детей о дороге и правилах поведения на ней, дать понятие «скользкая дорога»;

Развивающие - формировать навык ориентирования в дорожных ситуациях, понимать опасность на дорогах, развивать речевую активность;

Воспитательные - воспитывать умение применять правила безопасности на дорогах.

Оборудование: картинки с дорожными знаками, плоскостные изображения, плакаты с различными ситуациями при скользкой дороге, два шарика, две доски с полирован­ной поверхностью и необработанной поверхностью, макет дороги.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Игра на внимание «Дорожные слова».
  3. Игра «Поле дорожных наук».
  4. Игра-тренинг «Где, что находится?».
  5. Беседа «Какая бывает дорога?». Знакомство с понятием «скользкая дорога». Прослушивание в грамзаписи песни «Осторожно гололедица». Рассматривание плакатов с различными ситуациями при скользкой дороге.
  6. Экспериментальная деятельность.
  7. Игра «Хорошо - плохо».
  8. Итог.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Введение в тему. Создание игровой ситуации.

- Ребята, сегодня в гости к вам пришел  удивительный герой, лучший друг детей, которые хотят все знать о правилах дорожного движения. Это Светофор -  он очень милый обаятельный вежливый наблюдатель за порядком (слайды 1; 2). Он пришел к нам не один, а со своими друзьями (слайд 3): Свисток, мудрый Уголёк, Вертолётик, который оказывает медицинскую помощь в экстренных случаях и девочка Маша.

2. Игра на внимание «Дорожные слова».

- Светофор и его помощники приглашают вас посетить игротеку.

 Первая игра на внимание «Дорожные слова» (или «Что относится к дороге?). Проводит  игру  Светофор.

Описание игры:

Дети идут в колонну по одному. Светофор называет различные предметы. Если предмет имеет отношение к до­рожному движению (например, тротуар, пешеход), то дети  поднимают руки вверх. Если предмет не имеет отношения к дорожному движению, руки опущены.

3. Игра «Поле дорожных наук». Проводит ее Свисток.

Описание игры:

 Вносится барабан, на игровом поле которого картинки с изображениями дороги, транспорта, дорожных знаков и т. д. Ребенок крутит барабан, после его остановки берет картинку, на которую укажет стрелка, называет, что изображено, дает определение.

Примерные варианты:

  • Дорога - обустроенная и используемая для движения транспортных средств полоса земли;
  • Транспортное средство - это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или обору­дования установленного на нем. ;
  • Пешеход - это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящий работу;
  • Пешеходный переход - участок проезжей части, выделенный для движения пешеходов через дорогу;
  • Пешеходная дорожка - дорожка с покрытием, предназначенная для движения пешеходов и т. д.

Свисток оценивает ответы детей, подводит итог: Молодцы, ребята! Хорошо разбираетесь в дорожной науке.

4. Игра-тренинг  «Что, где находится?».

 Уголёк  обращает внимание детей на макет дороги и выясняет:

- Что это? (показывает макет дороги)

- Разместите на нем «Где что находится?» (каждому ребенку дается макет дороги и игрушки-заместители: кирпичик, кубик, призма, палочка)

Дети должны ответить на вопросы Уголька  и правильно расположить, где что находится:

  • Где должен идти пешеход? (А если нет тротуара?)
  • Где едут автомобили?
  • Где пешеход пересекает дорогу?
  • Где могут находиться дома? А деревья?

5. Беседа «Какая бывает дорога?».

Проводит  беседу Вертолётик, ответы детей сопровождает показом слайдов с видами дорог (слайды с 4 по 16).

- Какая бывает дорога? (покрытая асфальтом, грунтовая, покрытая гравием, снегом; проселочная, загородная)

- Ребята, дорога бывает опасной. Уровень опасности на дороге зависит от ее состояния. А со­стояние дороги зависит от погодных условий.

- Как вы думаете, когда дорога бывает опасной? (показ знака «Скользкая дорога»).  Скользкая дорога - это участок дороги с повышенной скользкостью проезжей части.

- Чем опасна зимняя дорога, покрытая снегом? (на ней не видно разметки, она бывает скользкой, заснеженной)

а). - Послушайте песенку «Осторожно гололед!» слова Владимирова, музыка Е. Птичкина (в грамзаписи).

То вьюга, то туман,

А то сугробы ветрятся,

Скользит по льду зима,

 Как белая медведица

Припев:

Тормоза держи, шофер,

Не лети во весь опор!

Самосвал не самолет,

Осторожно - гололед!

Мотор не торопи,

Коль обстановка сложная.

Дорогу уступи

Тому, кому положено.

Вывод: при гололёде - обстановка на дороге сложная. Нужно быть осторожным и пешеходу, и водителю.

б). Рассматривание плакатов с различными ситуациями при скользкой дороге (слайды с 17 по 20).

6. Экспериментальная деятельность.

Проводит Светофор: А сейчас проведем эксперимент  по выявлению зависимости скорости скольжения от шероховатости по­верхности.

а). Берем два одинаковых предмета и придаем ускорение. Один скользит по полированной доске, другой - по необработанной поверхности. Наблюдаем: какой предмет быстрее остановится? Почему?

б). Светофор  предлагает детям поскользить по гладкой дорожке (линолеуму) и по шероховатой поверхности (ковру), убедиться, какая дорожка опаснее.

7. Проводится игра «Хорошо - плохо».

Светофор предлагает детям продолжить фразу: «Дорога - это хорошо, потому что...», «Дорога - это плохо, потому что...».

8. Итог

- Что нового узнали о дороге? Какие опасности подстерегают пешеходов и водителей на дороге?

Вывод: дорога - это обустроенная и используемая для движения транспортных средств полоса земли. В за­висимости от ее состояния и природных условий она бывает опасной. Особенно опасна дорога зимой. На ней не видно разметки, она бывает скользкой, заснеженной. Нужно быть предельно внимательными при пересечении дороги; дорога - не место для игр.

Используемая литература:

  1. Методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений по обучению детей правилам безо­пасного поведения на дорогах, из опыта работы  д/с УДУ мэрии г. Набережные Челны - 1996 г.
  2. Учебное пособие «Обучение детей дошкольно­го возраста правилам поведения на дорогах - 1995г.» (региональный стандарт)
  3. «Три сигнала светофора» Авто­ры: В. А. Добрякова, Н. В. Борисова, Т. А. Панина, С. А. Уклонская.