Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Конспекты занятий

По познавательному развитию

Конспект игрового занятия по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе «В сказочном царстве, в противоречивом государстве»

Сторчак С.В. старший воспитатель МБДОУ ДСКВ №7 «Сказка»

Программные задачи: Дать детям представление о том, что в природе, в жизни людей, постоянно встречаются противоречия. Подвести детей к выводу, что любое противоречие разрешимо. Продолжать развивать логику мышления. Воспитывать сочувствие, желание помочь.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок; дидактические игры «Да-нет», «Хорошо-плохо»; беседы познавательного характера о круговороте воды в природе; упражнения на развитие логике мышления.

Ход занятия.

- Ребята, мы собирались с вами в путешествие в сказку. (Звучит музыка.) Но, что это за музыка? Громкая, бурлящая, похоже, кто-то сердится на нас. Посмотрите, что вынесли на берег волны. Бутылка… А в бутылке что-то есть. Сейчас прочитаем.

Послание морского царя: «Я, морской царь, я слышал, что вы собираетесь в путешествие по сказкам. Но в сказочные владения я пускаю только самых догадливых. А чтобы проверить, догадливые вы или нет, выполните мое задание»

- Ребята, я вижу на другом берегу еще бутылку. В ней то, наверное, и лежит задание морского царя.

- Перед нами три ручья. Через какой лучше перейти? Один ручей мелкий, но грязный. Пойдем мы через него? Почему? Второй ручей тоже мелкий, но быстрый. Третий ручей чистый, спокойный, но глубокий. Как же нам перебраться на другой берег?

(Ответы детей: В зависимости от ответов детей, наводящими вопросами, подвожу их к мысли, что нужно использовать мост или веревку.)

- Вот мы и добрались. Прочитаем задание Морского царя: «Я очень люблю влагу, воду, поэтому посылаю вам много дождей, а вы любите дождь?

- Почему? Назовите еще, почему дождь это хорошо и почему плохо?» (Ответы детей.)

- Мы выполнили задание Морского царя. Вы слышите…(звучит музыка). Мы оказались в сказке, а что же это за сказка? Правильно, про Илью Муромца. Однажды наехал богатырь в чистом поле на камень, а на нем надпись: «Если прямо пойдешь – убитому быть, направо ехать – женатому быть, а налево ехать – богатому быть». Что выбрать? Какое решение лучше? (Ответы детей.) А вот Илья Муромец выбрал прямую дорогу, где убитому быть. Как вы думаете почему? Подумал Илья: «Стар я уже для женитьбы, и зачем мне старому и одинокому богатым быть? Пусть кому-нибудь молодому богатство достанется». Этот вариант он выбрал не только потому, что был очень смел, а потому, что знал: с ним ничего не случится, смерть в бою ему не страшна.

- Но не все герои такие отважные, умные. Есть сказка «Пузырь, соломинка и лапоть». Что случилось в этой сказке? Что героям можно было сделать, чтобы перебраться через реку? (Ответы детей.)

- Вы хорошо помогли сказочным героям. Но ведь и в жизни часто бывают ситуации, когда нужно принять какое-то решение.

- Посмотрите на картинку, подумайте, что нужно сделать, чтобы щенки сидели перед забором? (На картинке изображены щенки, сидящие за забором.)

- А теперь, представьте, что вы идете к другу или подруге на день рождения. Вы идете по улице, и вдруг из одного двора выскакивает огромный пес. И не пропускает вас дальше? Как быть? (Ответы детей.)

- А ещё представьте такую историю. Мальчик Ваня в детский сад принес новую игрушку, вы играли с ней и нечаянно сломали. Что нужно сделать, чтобы и Ваню успокоить, и Ванина мама, чтобы не сердилась?

- Ребята, я думаю, если вы когда-нибудь попадете в такую ситуацию, то быстро сможете найти выход.

- А теперь для ребят будет такое задание: «В озере плавало 6 лебедей. Нужно тремя линиями разделить озеро на части так, чтобы в каждой части остался один лебедь». Я сделала это вот так, а вы сделай те по-другому, сначала проведите пальцем или выложите карандашами.

- Вот и выполнены все задания, путешествие подошло к концу. Молодцы ребята. С такими надежными друзьями я отправлюсь в любое путешествие.