Конспекты занятий
По познавательному развитию
Совместная НОД в подготовительной к школе группе
«Белокурая берёза - символ Родины моей»
Черногородова Алена Владимировна, воспитатель МБДОУ д/с «Малыш»
Цель: Воспитание любви к родной природе, бережного отношения к ней.
Задачи:
Образовательные:
- расширить и уточнить представления детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях, полезных свойствах.
- продолжать работу по обогащению природоведческого словаря(гриб-чага, берёзовый сок, чечевички, спилы)
Развивающие:
- развивать сообразительность, интерес к исследовательской деятельности .
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация.
Индивидуальная работа: Совместные действия с Настей Б. по умению определять возраст дерева по его спилам.
Материал к непосредственно-образовательной деятельности:
Макет дерева без веток, картина о природе нашего художника-земляка.
Панасова С. С. , мультимедийный проектор, дидактические игры «Вырасти дерево», «Найди лист берёзы», «От какого дерева кора?», баночки с водой кусочки коры от разных деревьев, спилы берёзы, изделия из бересты макеты деревьев для оформления, подарки для детей-оберёги изготовленные из бересты.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Мотивация к деятельности:
Дети входят в группу и встают в полукруг.
- Ребята, к нам в гости хотел прийти лесовичок, но у него случилась беда - его лесные владения захватила злая колдунья. Лесовичок прислал нам письмо, в котором просит вас, ребята о помощи. Мы его с вами сейчас прочитаем? (Содержание письма. В лесу с берёзкой произошло несчастье. Злая колдунья разозлилась на берёзу. Нагнала сильный ветер и поломала все веточки. И теперь берёзка стоит совсем голая. Она жалобно дрожит, потому что просит о помощи. А помочь ребята вы можете ей, выполнив задания злой колдуньи.
- Что же делать ребята?
- Но, для этого нам предстоит отправиться в волшебный лес, чтобы помочь березке! Лесовичок, прислал для нас с вами волшебный клубочек, который будет показывать нам дорогу.
- Вы готовы, ребята?
- И вот мы с вами в волшебном лесу (включаю звуки леса). (слайд2) Слышны голоса птиц. Дети оказываются на лесной полянке, где стоит берёза без веточек. (лист бумаги с нарисованным стволом)
- Смотрите, клубочек привел, нас к дереву, которое заколдовала злая колдунья. Посмотрите ребята вместо веточек на березе висят конверты с заданиями, которые мы должны выполнить. И вернуть веточки берёзе мы сможем, если правильно выполним задание.
Воспитатель снимает конверт с первым заданием: Расскажите о красоте русской берёзы. (ответы детей)
- Береза - символ красоты русской природы. О ней сложено много стихов, песен, сказок. Ею можно восхищаться в любое время года.
Стихотворение «Березка» И. Прокофьев
Люблю березку русскую,
то светлую, то грустную,
в белом сарафанчике,
с платочками в карманчиках,
с красными застежками,
с зелеными сережками.
- Ребята, а где можно встретить, увидеть березку? (в лесу, на поляне, около дома и т. д.) (Слайд №3)
- Как называется лес где растут одни березы (березовая роща) (Слайд №3)
- Это дерево полюбилось нашему народу за её красоту. А ещё люди водили хороводы вокруг березы. (Слайд №4)
- Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. (Воспитатель демонстрирует дерево в разные сезоны).
- Зимой - на веточках лежит белый снег. (Слайд №5)
- Весной - на ветках клейкие, нежные листочки. (Слайд №6)
- Летом - дерево покрыто густой зеленой листвой. (Слайд №7)
- Осенью - берез а покрыта золотистой листвой, крутясь в воздухе листья, падают на землю. Дети, как называется это явление? (Листопад). (Слайд №8)
- На территории садика посажено много берез, я знаю, вы очень бережно относитесь к ним. Они, действительно, радуют нас своей красотой в разное время года.
- Посмотрите ребята картину большеуковского художника, с какой любовью изображали уголки своей природы. На картине изображена красавица -березка. За свою красоту береза стала символом России.
Воспитатель: ребята как вы думаете, справились мы с вами с первым заданием, рассказали о красоте русской березы? Как люди называют березку? Мы тогда можем прикрепить веточку для березки?
Дети: Да
Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березки.
Воспитатель снимает конверт со вторым заданием. (В конверте лежит береста)
Воспитатель: Ребята, что это? Это кора берёзы, которую называют берестой. (Слайд №9) Почему берёзу называют белоствольной. Береста - это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре - бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит. В древности люди писали на коре, она заменяла бумагу. (Слайд №10) В годы войны пекли из коры хлеб. Из березовой коры делают сумки, сосуды для питья, плели лапти, лукошки, шкатулки. (показ изделий) (Слайд №11)
- Посмотрите, у вас на тарелочках есть кусочки бересты. (Дети рассматривают бересту)
Проводится опыт «У кого прочнее».
- Ребята, сейчас мы с вами проведем опыт с кусочками коры разных деревьев, мы опустим их в воду и через некоторое время посмотрим, что произошло.
Игра «Найди кору березы».
На разносе лежит кора березы, осины, клена дети с завязанными глазами на ощупь определяют кору березы.
- Ребята давайте вернемся, мы к нашему опыту рассмотрим баночки с водой, в которые на определенное время были погружены кусочки коры разных деревьев. Что случилось с корой деревьев? Березовая кора не пропускает воду, поэтому не гниет, а кора других деревьев стала хрупкой.
Воспитатель: ребята как вы думаете, справились мы с вами со вторым заданием, рассказали о бересте, что еще мы с вами выполнили?
Дети: Да. Нашли кору от березы?
Воспитатель: Мы тогда можем прикрепить веточку для березки?
Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке.
Воспитатель снимает конверт с третьим заданием. (Рассказать о пользе березы) (Ответы детей)
- Березка, не только красивое дерево еще в древности люди отметили многие полезные свойства. Весной собирают почки, из них делают лекарства. (Слайд №12) Сережки березы служат кормом для птиц. (Слайд №12) Летом готовят березовые веники, ими парятся в банях, так как в березовых листочках много полезных веществ. (Слайд №12)
Проводится игра «Найди лист березы».
Рассыпаны листья разных деревьев, дети под музыку собирают листья березы в большую корзинку, а листья других деревьев собирают в маленькую корзинку. (Cлайд №13)
- На стволах березы растет березовый гриб - чага, его используют в медицине. Из него заваривают чай. (Провести опыт с заваривание чаги) (Слайд №14) Береза лечила и лечит людей от многих заболеваний. Если надрезать ствол, из него заструится прозрачная сладковатая жидкость - березовый сок (Слайд №14). Он также используется в медицине. Очень любят сок березы птицы и звери, да и мы с вами любим, лакомится этим вкусным полезным напитком.
- А кто из вас, дети, знает: как правильно нужно брать сок у березы? (ответы детей)
Воспитатель: ребята как вы думаете, справились мы с вами с третьим заданием, рассказали о целебных свойства березы, выполнили?
Воспитатель: Мы тогда мы прикрепляем веточку для березки?
Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березки.
Воспитатель снимает конверт с четвертым заданием. (Вырастить дерево и определить сколько лет ему)
Игра «Вырасти дерево».
Сложить картинки последовательности прорастания дерева. Дерево растет, и у него растут все его части. Дети, называют и выкладывают картинки в последовательности семя березы, отросток, ствол, веточки с почками, листочки, сережки.
Игра «Определи возраст березе».
- Дерево растет, и у него растут все его части. Ствол становится толще. Недавно спилили берёзу в лесу. Хотите узнать, сколько ей лет? Вот это спилы с берёзы. Здесь видны кольца. (Показывает через увеличительное стекло)
Дети рассматривают спилы деревьев и называют свойства, признаки дерева (твердоё, теплоё, шероховатое, коричневого цвета, не тонет в воде, имеет запах). Как вы, думаете, что может нам помочь сосчитать, сколько лет дереву? (количество колец, если кольцо широкое, то значит благоприятный год, а если нет - то кольцо узкое)
- Ребята, вы запомнили, как нужно определять, сколько лет дереву?
Дети: нужно посчитать кольца. Сколько колец, столько и лет.
Воспитатель: попробуйте самостоятельно определить сколько лет дереву.
(дети самостоятельно определяют возраст березе по спилам)
Воспитатель: ребята как вы думаете, справились мы с вами с четвертым заданием?
Дети: Да, мы вырастили березку, посчитали сколько ей лет.
Воспитатель: Мы тогда можем прикрепить веточку для березки?
Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке.
- Ребята мы с вами выполнили все задания злой колдуньи, спасли березку. Но почему-то березка все еще грустит, что мы еще должны сделать для неё.
Ответы детей. Прикрепить листочки.
- Ребята березка нам с вами говорит спасибо за оказанную помощь ее.
- Я думаю, мы сегодня убедились. Что береза не только красивое дерево, а ещё и целебное, поэтому мы должны беречь и заботится о ней.
Каждый день я вижу
Березку из окна,
И нет подружки ближе,
Милее, чем она!
- Что нового вы сегодня узнали о березе? Какое задание было самым трудным? Какие полезные свойства березы вы знаете? Мне сегодня очень понравилось заниматься с вами. Вы замечательно справились со всеми заданиями. Ребята за то, что мы помогли расколдовать березку, она вас награждает вот такими оберегами: «Друг природы» из берёзовой коры.
Комплексные, интегрированные занятия | Занятия по ИЗО деятельности | Занятия по математике, ФЭМП в ДОУ | Календарно-тематическое планирование в ДОУ | Занятия по познавательному развитию | Занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ | Безопасность, Занятия по ОБЖ в ДОУ | Занятия по развитию речи в ДОУ | Занятия по экологии в детском саду