Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Конспекты занятий

По познавательному развитию

Конспект занятия по НОД в старшей группе
по теме: «Народное творчество»

Мингазова Э.Н., воспитатель по обучению детей татарскому языку
МБДОУ №54 «Искорка» г. Набережные Челны

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка».

Цель:

  1. Знакомить детей с образцами татарского народного изобразительного творчества: характерными признаками национальной одежды, обуви, предметов быта (Тюбетей, калфак, ичиги, башмачки).
  2. Учить детей изображать в одном рисунке несколько предметов располагая их на всем листе бумаги, связывая единым содержанием (тюльпаны, колокольчики, веточки в красивых переплетениях).
  3. Воспитывать интерес к искусству татарского народа, уметь видеть красоту национальных предметов, разнообразие их форм, красочность орнаментального оформления, воспитывать чувство гордости за свой народ.

Словарная работа: калфак, тюбетей, ичиги, мастер, мастерица.

Материалы и оборудование: Оформление уголка в группе под «музей». Образцы татарских национальных изделий: керамические изделия, изделия из дерева и металла, женские украшения, мини ковер, салфетки. Образцы орнаменты (колокольчик, тюльпан, листья). Для каждого ребенка краски, кисточки, «ковер» для рисования.

Содержание НОД:

В группу входит воспитатель в национальном костюме.

- Здравствуйте ребята!

- Посмотрите, какая я нарядная в необычном костюме. А как вы думаете, почему мы в таком костюме (Ответ детей).

- Сегодня у нас необычное, интересное занятие.

- Я вам расскажу о татарском национальном костюме.

- Для этого нужно быть очень внимательными, потому что и слова и названия будут трудными.

- И еще я расскажу об искусстве, о тех, кто украшает одежду, посуду, игрушки и дарят нам их красоту.

- А может кто-то из вас знает, как называют таких людей? (Мастер, мастерица).

Рассматривание женского национального костюма.

- Ребята, посмотрите, что же нового, необычного можно сказать об этом костюме. (Красивый, нарядный) (дети)

- Я расскажу, а вы послушайте и посмотрите (Рассказ воспитателя).

- На голове у меня - калфак. Так называется женский головной убор. А мужской головной убор – тюбетей.

- И калфак и тюбетей расшиты яркими цветами и называется все это – орнаментом.

- Посмотрите, какого же цвета узоры?

- И из каких элементов составлен узор? (ответы детей: тюльпан, колокольчик, листья).

- Платье на мне тоже нарядное, с орнаментом.

- Подол его украшен оборкой, рукава широкие и тоже с оборками. (Рассказ воспитателя сопровождается показом).

- На ногах сапожки. Они яркие, украшены узором.

- У татарских женщин есть еще одна обувь.

- Татары называют их – ичиги.

- Такую одежду и обувь татары носили издавна, носят и сейчас, но больше в праздничные дни.

- Мастерицы украшали их разными узорами, составленными из листьев разной формы и, цвета и цветов.

- Татарский народ не только любит красивую одежду и обувь, но и посуду, постельное белье, предметы быта, керамические изделия, игрушки.

- Сегодня мы с вами побудем в музее, где это все выставлено.

- Звучит музыка из балета «Шурале».

- Дети идут в «музей», где выставлены образцы народно – прикладного искусства. Воспитатель: Какая красивая и богатая выставка.

- Ребята, в каких предметах вы нашли знакомые элементы орнамента?

- Ответы детей. (В случае затруднения воспитатель оказывает помощь).

- Давайте вместе полюбуемся красотой вот этого коврика. (Рассматривают).

- Кто скажет, так какие же цвета и элементы узора использовали мастерицы при украшении коврика?

Ответы детей:

- Красный цвет, колокольчики, тюльпан, - синий и тоже колокольчики.

- Зеленый, листочки и. т. д. Каким, одним словом мы можем все это назвать?

- Дети: яркие, сочные. – Правильно дети, очень яркие, сочные.

Затем дети рассматривают другие изделия: посуду, игрушки, вышитые салфетки, полотенца и д. р.

Воспитатель: и так, ребята, мы смотрели изделия народного творчества. Что же больше всего вам понравилось и почему?

Ответы детей:

А сейчас мы вернемся к своим местам, и будем создавать свой ковер.

(Дети рисуют орнаменты на ковре)

- Сегодня мы эти ковры подарим своим родителям.

Анализ: Так, что же мы с вами сегодня узнали нового на занятии? и т. д.