Конспекты занятий
По познавательному развитию
Перспективное планирование по познавательному развитию в средней группе
СЕНТЯБРЬ
- Расширять кругозор ребенка на базе ближайшего окружения (цветник,
огород).
- Проводить с детьми целенаправленную работу по упорядочивании представлений о
природе на основе наблюдений за цветами, закреплять представления об овощах и
фруктах, знакомство с простейшими экосистемами, познавательными рассказами и
сказками.
Занятие. |
Совместная деятельность. |
- «Как я провел лето» (беседы) (Гризик, с. 56).
- «Во саду ли, в огороде» (Приобщение, с. 46).
- «К нам приходит Айболит» (Николаева, с. 13).
- «Лес» (создание коллажа) (Гризик, с. 60).
|
- Коллективная и индивидуальная беседы о лете.
- Оформление альбома «Как я провел лето» (Гризик, стр.56)
- Наблюдения за цветами (Николаева, с. 6-12).
- Рассматривание картин иллюстраций с изображением леса, растений, животных.
- Работа с коллажом «Лес».
- Дидактические игры на закрепление знаний об овощах, фруктах: - «Чудесный
мешочек»; - «Определим на вкус»; - «Что пропало».
- Познавательные сказки (1 раз в неделю).
- Дидактическое задание: какие овощи есть дома (зарисовать, что из них готовят
дома мамы.).
- Знакомство детей с произведениями Е. Чарушина, рассказ воспитателя о
художнике и писателе (Николаева, с. 11).
- Чтение детям: Е. Чарушин «Никита-охотник»
- Игровое упражнение «Что изменилось?» (Гризик, с. 61).
|
ОКТЯБРЬ
- Формировать у детей бережное отношение к миру. Создавать условия,
позволяющие ребенку активно проявлять свое отношение к нему.
- Расширять круг Представлений детей о разнообразной деятельности взрослых
и ее роли, значении для других людей.
- Упорядочивать представления детей о природе - показать отдельные связи и
зависимости в экосистемах.
Занятие. |
Совместная деятельность. |
- «Аквариум» (Гризик, с. 67).
- «Моя семья» (Гризик, с. 65).
- «Лес» (Гризик, с. 66).
- «Знакомство с профессией помощника воспитателя» (Гризик, с. 63).
|
- «Какие разные у нас рыбки?», «Как плавают рыбки?» (Николаева, с.
27).
- Наблюдение «Как можно улучшить условия жизни рыбок?» (Николаева, с. 20) «Как
рыбки отдыхают?» (Николаева, с. 24).
- Наблюдение: «Какое тело у рыбки?» (Николаева, с. 21), «Для чего рыбкам
глаза?» (Николаева, с. 23).
- Собрать семейное фото, оформить выставку (перед занятием «Моя семья»).
- Д/И «Вершки-корешки» (изготовление), (Николаева, стр.21 и рис.3 вкладыша)
- Чтение детям стихотворений об осени.
- Чтение рассказа Е. Чарушина «Воробей».
- Познавательные сказки.
- Путаницы и загадки (Гризик, с. 68).
- Создание коллекции «Ткани» (Гризик, стр.68).
- Встречи с интересными людьми (Гризик, с. 69).
- «Наши славные дела» (Гризик, с. 71).
- Рассказы педагога из личного опыта (Гризик, с. 71).
- «Приглашаем в гости к нам» (Истоки, с. 49).
|
НОЯБРЬ
- Помогать детям упорядочивать накопленные и получаемые сведения о мире
через понятие последовательность.
- Продолжать накапливать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в
процессе непосредственного восприятия и взаимодействия с другими людьми, с
объектами внешнего мира.
- Продолжать знакомить со схемой собственного тела.
Занятие. |
Совместная деятельность. |
- Знакомство с профессией повара (Гризик, с. 73)
- Знакомство с понятием последовательность (Гризик, с. 75).
- Знакомство с основными частями тела (Гризик, с. 75).
- «Осень» (Итоговое занятие) (Гризик, с. 77)
- «Кто живет в лесу?» (Николаева, с 27)
|
- Работа с понятием последовательность (Гризик, с. 79).
- Создание коллекции «Бумага» (Гризик, с. 80).
- Организация выставки «Моя коллекция» (Гризик, с. 81). 4. Создание
альбома «Все работы хороши» (Гризик, с. 82).
- Дидактическая игра «Вправо (влево) посмотри, что там видишь - назови!»
- Рассказ воспитателя из личного опыта (1 раз в неделю) (Гризик, с. 69).
- Встреча с интересными людьми (Гризик, с. 52).
- «Золотое веретено» (Истоки, с. 50).
- «Чудесный сундучок» (дидактическая игра «Кто спрятался?») отгадывание о
домашних животных (Истоки, с52).
- «В гостях у курочки Рябы». (Знакомство с коровой, свиньей, козой)
(Николаева, с. 32).
- «В гостях у курочки Рябы». (Знакомство с лошадью)
- Сделать панно из опавших листьев. (Николаева, вклейка рис. 4)
|
ДЕКАБРЬ
- Продолжать расширять круг представлений детей о разнообразной
деятельности взрослых и ее роли, значении для других людей.
- Продолжать знакомить детей со свойствами и качествами разных рукотворных
материалов (бумага, ткань).
- Показать зависимость живой и неживой природы.
- Формировать положительное отношение к окружающему миру.
Занятие. |
Совместная деятельность. |
- Экскурсия на почту (Гризик, с. 83)
- «Праздники в нашей жизни» (Новый год стучится в дверь) (Гризик, с. 81)
- Лед (Гризик, с. 85)
- Кто как к зиме готовится? (Гризик, с86)
|
- Работа с коллекциями «Ткани» и «Бумага» (Гризик, с. 88). 2. Альбом «Все
работы хороши» (Гризик, с. 88)
- Рассматривание ели на иллюстрациях (Николаева, с. 39-42)
- Знакомство со стихотворением И. Токмакова «Подарок» (Николаева, с. 41)
- Коллективное изготовление альбома «Елочка» (Николаева, с. 42)
- В гостях у курочки Рябы (Знакомство с кошкой и собакой) (Николаева, с.
39)
- «Здравствуй, зимушка-зима!» (Истоки, с. 52)
- Встреча с интересными людьми.
- Д/У «Путаницы и загадки» (Гризик, стр.68)
- Рассказ воспитателя о профессии художника (Доронова, стр.74)
- Знакомство со сказкой «Жихарка»
- «Чудесный сундучок» Д/И «Кто спрятался» (Цель: отгадывание загадок о дом.
Животных, повторение попевок и потешек о них.
|
ЯНВАРЬ
- Продолжать накапливать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в
процессе взаимодействия с другими людьми, с объектами и явлениями внешнего
мира.
- Учить устанавливать связи и зависимости между предметами, приводящие к
появлению целостной системы представления.
Занятие. |
Совместная деятельность. |
- Знакомство с профессией врача или медсестры (Гризик, с. 89)
- Птицы зимой. (Гризик, с. 90)
- Кому нужна вода? (Николаева, с. 52)
- «Лиса и козел» (Истоки, с. 55)
|
- Путаницы и загадки. Работа с пособием «Познаю мир. Я во всем люблю
порядок».
- Беседы «Как я встретил Новый год».
- Работа с альбомом «Все работы хороши».
- Встречи с интересными людьми.
- Рассказы педагога из своей жизни (два раза в месяц)
- Ежедневные наблюдения на прогулке, последующая работа с панно «Лес»
- Познавательные сказки (два раза в месяц)
- Подкормка птиц.
- «Веселые ложки» (Истоки, с. 56)
- «Заюшкина избушка» (Истоки, с. 56)
- Наблюдения за цветными льдинками (Николаева, с. 47)
- Что находится в шишках ели? (Николаева, с. 48)
- В гостях у курочки Рябы (знакомство с птичьим двором, Николаева, с. 49)
- Наблюдения за птицами (Николаева, с. 50-53)
- Досуг «Цыплята и утята» (Николаева, с. 52)
|
ФЕВРАЛЬ
- Продолжать формировать у детей положительное отношение к окружающему
миру.
- Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность
быть здоровым.
- Закреплять и упорядочивать накопленные детьми представления о зиме,
подчеркнуть мысль о том, что разные живые существа по-разному относятся к
одним и тем же явлениям.
Занятие. |
Совместная деятельность. |
- «Самые любимые» (Гризик, с. 93)
- «Праздник смелых людей» (Гризик, с. 94)
- «Зима» (Итоговое занятие, Гризик с. 94)
- «Айболит в гостях у детей» (Николаева, с. 60)
|
- Путаницы и загадки.
- Работа с альбомом «Все работы хороши».
- Создание коллекции «Пуговицы».
- Встреча с интересными людьми.
- Рассказы из жизни педагогов.
- Ежедневные наблюдения на прогулке и последующая работа с панно «Лес».
- Подкормка птиц.
- познавательные сказки (2 раза в месяц)
- Путешествие по зимнему лесу (Николаева, с. 57)
- Посещение зоопарка (Николаева, с. 65)
- «Кто же в гости к нам пришел?» (Истоки, с. 57)
- «Лисичка-сестричка» (Истоки, с. 58)
- Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая.
- Чтение детям: Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р»
(Николаева, с. 56) - беседа, рассказ «Яшка».
|
МАРТ
- Продолжить целенаправленно знакомить детей с различной трудовой
деятельностью.
- Продолжать воспитывать у детей потребность бережно относиться к своему
здоровью.
Занятие. |
Совместная деятельность. |
- При солнышке - тепло, при матушке - добро (Истоки, с. 59).
- «Пришла весна! »(Истоки, с. 60, 61).
- Домашний труд (Гризик, с. 98)
- Как снеговики правду о весне искали (Гризик, с. 99).
- Советы Айболита (Николаева, с. 74)
|
- Поздравление сотрудников д/с с наступающим праздником 8 Марта (Гризик, с.
97).
- Посадка рассады цветов (Гризик, с. 100).
- Путаницы. Работа с пособием «Познаю мир. Я вот всем люблю порядок».
- Работа с альбомом «Все работы хороши».
- Выставка «Моя коллекция».
- Встреча с интересными людьми.
- Рассказы педагогов из личной жизни.
- Ежедневные наблюдения на прогулке и последующая работа с панно «Лес».
- Подкормка птиц.
- Уход за посадками.
- Познавательные сказки (2 раза в месяц).
- «Где обедал воробей?» (Николаева, с. 70).
- Наблюдения за живой свинкой (хомяком) (Николаева, с. 73 -76)
|
АПРЕЛЬ
- Расширить и закрепить представления детей о понятии улица.
- Знакомить детей со свойствами и качествами рукотворных материалов
(стекло).
- Продолжать формировать у детей интерес к растительному миру.
- Обогащать детей информацией об отдельных объектах и явлениях неживой и
живой природы в соответствии с сезонными изменениями.
Занятие. |
Совместная деятельность. |
- «Моя улица» (Гризик, с. 102)
- «Стекло» (Гризик, с. 103)
- «Мои зеленые друзья» (Гризик, с. 104)
- «Весна в лесу» (Николаева, с. 87)
|
- Шутку шутить людей насмешить (Истоки, с. 62)
- Путаницы и загадки. Работа с пособием «Познаю мир. Я во всем люблю
порядок»
- Работа с альбомом «Все работы хороши»
- Встреча с интересными людьми.
- Рассказы педагогов из личной жизни (2 раза в месяц)
- Ежедневные наблюдения на прогулке и последующая работа с панно «Лес»
- Уход за посадками. Подкормка и пересадка комнатных растений в группе.
- Познавательные сказки.
- Наблюдения за цветком Мать-и-мачеха (Николаева, с. 77). 10. Досуг,
посвященный Дню земли (Николаева, с. 82, 85)
- Чтение рассказов Чарушина «Про зайчат», «Волчишка», «Медвежонок»,
«Лисята», «Медвежата»
|
МАЙ
- Закрепить полученные детьми элементарные представления о разнообразии
труда человека.
- Закрепить и упорядочить накопленные детьми первые представления о весне,
о лете.
- Воспитать у детей желание участвовать в общем деле - создание интересной
книги о природе.
Занятие. |
Совместная деятельность. |
- «Труд людей» (Гризик, с. 106)
- Комплексное занятие Рисуем животных - создаем книгу по мотивам рассказов
Е. И. Чарушина (Николаева, с. 90)
- «Весна» (итоговое занятие) (Гризик, с. 107)
- «Что подарит лето нам» (Гризик, с. 108)
|
- Путаницы и загадки.
- Работа с альбомом «Все работы хороши».
- Наши славные дела.
- Посадка рассады цветов и семян на участке.
- Ежедневные наблюдения на прогулке и последующая работа с панно «Лес»
- Работа над созданием книги по мотивам Е. И. Чарушина. 7. «Времена года»
(Истоки, с. 64)
- Игра с колобками (Истоки, с. 65)
|