Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Конспекты занятий для детей в ДОУ > Календарно-тематическое планирование в ДОУ

План образовательной деятельности в ДОУ «Народная культура и традиции»

Волоконская С. И., воспитатель МБДОУ Д/С №21 «Сказка», г. Старый Оскол

Тема: «Народная культура и традиции»

Источник выбора темы: Комплексно-тематическое планирование ООП ДО, способы мотивации детей для участия в деятельности: дети знакомятся с русскими народными праздниками, обрядами, обычаями, играми; приобщаются к русскому фольклору: песни, сказки, пословицы, потешки, поговорки; раскрываются творческие способности детей через художественно-прикладную деятельность; все это помогает воспитать у детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений.

Предполагаемые результаты:

Тема: «Народная культура и традиции». Расширятся представления у детей о народных традициях и обычаях, народных игрушках, продолжат знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, с русской избой, предметами быта, одеждой. Знакомство с национальным декоративно-прикладным искусством.

Модуль 1. «Основные направления реализации образовательных областей программы»

Образовательные области

Содержание

Игровая деятельность

Обучать детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты. Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, впечатлений о произведениях литературы, мультфильмах.

«Социально - коммуникативное развитие»

Расширять представления о ближайшей окружающей среде (оформление помещений, участка детского сада, парка, сквера). Закреплять умения детей аккуратно пользоваться столовыми приборами; правильно вести себя за столом; обращаться с просьбой, благодарить. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда.

«Познавательное развитие»

Обучать сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, различные звуки (музыкальные, природные и др.). Расширять гендерные представления, уважительное и внимательное отношение к старшим, радовать родных добрыми делами.

«Речевое развитие»

Развивать речь детей: диалогическую, монологическую, продолжать учить отвечать на вопросы развёрнутым ответом, упражнять в составлении связного рассказа о маме основываясь на полученных ранее знаниях; умение выразительно читать стихи; обогащать словарный запас детей. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Совершенствовать речь как средство общения. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Обучать детей внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями. Обобщить знания детей о народных игрушках, рассказать о самой популярной народной, деревянной игрушке - матрешке;

«Художественно - эстетическое развитие»

Совершенствовать умения детей изображать предметы, передавая их форму, строение, величину, пропорции, цвет, композицию. Обучать сюжетному рисованию: размещать изображение на листе в соответствии с реальным расположением. Формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка.

«Физическое развитие»

Формировать у детей потребность в ежедневной двигательной деятельности. Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности. Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость. Формировать у детей статическое и динамическое равновесие, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве.

 2.2. Совместная образовательная деятельность и культурные практики воспитателя и детей в режимных моментах

«Общение»

 

Беседы «Традиции русского народа»; «О русских народных промыслах»; «Русская матрёшка»; «Устное народное творчество в России»; «Русские народные музыкальные инструменты»; Народные обряды и обычаи встречи весны; Русские народные промыслы - деревянная, глиняная игрушки; Народные праздники - Масленица и Пасха;

Русские народные музыкальные инструменты; Чем славилась русская изба.

Рассказ воспитателя с обсуждением: Как  жили люди на Руси; Как раньше в гости ходили; Из прошлого ложки; Русская изба, чем ты красна; Русская национальная одежда;

Русские национальные обрядовые праздники - Масленица и Пасха; Народные игрушки.

Общение: «Традиции русского народа»; «О русских народных промыслах»; «Русская матрёшка»; «Устное народное творчество в России»; «Русские народные музыкальные инструменты»;

«Игровая деятельность»

 

С/р «К нам гости пришли»; «Магазин-лавка народных игрушек»;

Д/и: «Кто где работает?» (город, село); «Расставь жилище»; «Угадай, на чём играю» (муз. инструмент); «Кому что нужно для работы»; «Отгадай загадки»; «Придумай загадку»;

«Повтори скороговорку»; «Придумай колыбельную для куклы».

Игры-ситуации: «У бабушки в деревне»; «Мы встречаем гостей»- угощение блинами;

«Чему должны были научиться люди»;

Настольно-печатные игры: «Наш дом - Россия»; «Народы России»;

Словесные игры: «Кто больше найдёт небылиц» (по произведениям, содержащим небылицы - «Путаница», «Радость» К. Чуковского); «Подбери слово»; «Скажи по-другому»; «Наоборот»; «Назови ласково». Русские народные подвижные игры и игры-забавы: «Волк», «Стадо», «Картошка», «Козёл и дети», «Гуси-лебеди»,  «Волк и ягнята»

«Познавательная и исследовательская деятельность»

19.03-30.03.2018

Наблюдение за птицами, за солнцем; Экспериментирование: «Мир в цветном стекле». Дать знания, что цветное стекло меняет цвет окружающих предметов; «Солнечные зайчики». Показать детям, как с помощью зеркала ловить солнышко. Вывод: Без солнца нет солнечных зайчиков. Опыт «Движение воздуха». Продолжать знакомить со свойствами воздуха.

«Чтение художественной литературы»

 

Чтение: Русский фольклор: «Николенька-гусачок...», «Как у бабушки козёл...», «Ранним-рано поутру...», «Грачи-киричи», «Ласточка-ласточка...», «Дождик, дождик, веселей...», «По дубочку постучишь».

Русские народные сказки: «Теремок», «Курочка ряба», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Волк и семеро козлят», «Морозко», «Лиса и журавль», «Хвосты», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и рак», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой».

«Самообслуживание и элементарный бытовой труд»

 

«Собираемся на прогулку» (самостоятельность во время одевания)

«У нас в шкафу порядок»

Салфетница - необходимый атрибут сервировки стола

«Стираем кукольное постельное белье, одежду»

«Стирка салфеток, используемых на занятиях по изобразительной деятельности».

Модуль 3. «Самостоятельная деятельность детей»

3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды

 

Книжный уголок (Ком) Рассматривание и чтение книги «Русские народные промыслы», иллюстраций о проведении обряда встречи весны; картинок с изображением различных видов обуви; картин о родной природе, деревне; об устройстве избы; куклы в русском национальном костюме; народных игрушек.

 

Уголок познания. (Мат) Математические кубики, лото

 

Уголок искусства (Муз) Заклички: «Приходи, весна!», «Жаворонки». Слушание:

П. И. Чайковский «Русская песня», «Танец пастушков»; «Вдоль по Питерской», р. н. песня.

 

Уголок искусства (Рис) Средства для изобразительной деятельности по выбору детей

 

Книжный уголок. (Ком) Репродукции картин художников: И. Левитан «Весна. Большая вода»; Б. М. Кустодиев «Масленица»; А. К. Саврасов «Грачи прилетели»; Альбомы для детского творчества «Дымковская игрушка», «Городецкая игрушка», «Деревянная игрушка».

(Жив и Нежив) Растения до полива и после

 

Уголок искусства (Муз) Песенки-потешки: «Катя, Катя маленька», «Ранним-рано поутру...», «Ласточка-ласточка»

 

Уголок театрализованных игр. Набор игрушек кукольного, плоскостного, пальчикового театров для обыгрывания русских народных сказок, потешек.

 

Уголок искусства (Рис) Украшение плоскостного изображения матрёшек, посуды, игрушек. Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы».

3.2. Оборудование для проведения прогулок

 

Физкультурный инвентарь (мячи, кегли, обручи)

Организация ролевых игр по интересам. Лопаты, ведра, формочки, обручи.

Сбор снега в кучу для постройки горки.

3.3. «Детская инициатива в различных видах деятельности» (способы направления и поддержки детской инициативы «недирективная помощь»)

Образовательная развивающая ситуация по предложению детей

Поддержка детской инициативы

 

Конструирование из бумаги: скамья, стол

 

Раскраски, на тему «Русские народные художественные промыслы»

3.4. Индивидуально - ориентированное взаимодействие (еженедельно)

 

Д/и «Матрешки»

«Опиши куклу»

Прыжки в длину с места

Рисование «Расписные ложки»

Игра «Угадай игрушку»

Модуль 4. «Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников»

 

Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов; чтение художественной и познавательно-энциклопедической литературы по теме.

 Консультация «Приобщение детей к семейным традициям»