Конспекты занятий для детей в ДОУ > Календарно-тематическое планирование в ДОУ
План образовательной деятельности в ДОУ «Народная культура и традиции»
Волоконская С. И., воспитатель МБДОУ Д/С №21 «Сказка», г. Старый Оскол
Тема: «Народная культура и традиции»
Источник выбора темы: Комплексно-тематическое планирование ООП ДО, способы мотивации детей для участия в деятельности: дети знакомятся с русскими народными праздниками, обрядами, обычаями, играми; приобщаются к русскому фольклору: песни, сказки, пословицы, потешки, поговорки; раскрываются творческие способности детей через художественно-прикладную деятельность; все это помогает воспитать у детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений.
Предполагаемые результаты:
Тема: «Народная культура и традиции». Расширятся представления у детей о народных традициях и обычаях, народных игрушках, продолжат знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, с русской избой, предметами быта, одеждой. Знакомство с национальным декоративно-прикладным искусством.
Модуль 1. «Основные направления реализации образовательных областей программы» |
||
Образовательные области |
Содержание |
|
Игровая деятельность |
Обучать детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты. Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, впечатлений о произведениях литературы, мультфильмах. |
|
«Социально - коммуникативное развитие» |
Расширять представления о ближайшей окружающей среде (оформление помещений, участка детского сада, парка, сквера). Закреплять умения детей аккуратно пользоваться столовыми приборами; правильно вести себя за столом; обращаться с просьбой, благодарить. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда. |
|
«Познавательное развитие» |
Обучать сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, различные звуки (музыкальные, природные и др.). Расширять гендерные представления, уважительное и внимательное отношение к старшим, радовать родных добрыми делами. |
|
«Речевое развитие» |
Развивать речь детей: диалогическую, монологическую, продолжать учить отвечать на вопросы развёрнутым ответом, упражнять в составлении связного рассказа о маме основываясь на полученных ранее знаниях; умение выразительно читать стихи; обогащать словарный запас детей. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Совершенствовать речь как средство общения. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Обучать детей внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями. Обобщить знания детей о народных игрушках, рассказать о самой популярной народной, деревянной игрушке - матрешке; |
|
«Художественно - эстетическое развитие» |
Совершенствовать умения детей изображать предметы, передавая их форму, строение, величину, пропорции, цвет, композицию. Обучать сюжетному рисованию: размещать изображение на листе в соответствии с реальным расположением. Формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка. |
|
«Физическое развитие» |
Формировать у детей потребность в ежедневной двигательной деятельности. Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности. Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость. Формировать у детей статическое и динамическое равновесие, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве. |
|
2.2. Совместная образовательная деятельность и культурные практики воспитателя и детей в режимных моментах |
||
«Общение» |
||
Беседы «Традиции русского народа»; «О русских народных промыслах»; «Русская матрёшка»; «Устное народное творчество в России»; «Русские народные музыкальные инструменты»; Народные обряды и обычаи встречи весны; Русские народные промыслы - деревянная, глиняная игрушки; Народные праздники - Масленица и Пасха; Русские народные музыкальные инструменты; Чем славилась русская изба. Рассказ воспитателя с обсуждением: Как жили люди на Руси; Как раньше в гости ходили; Из прошлого ложки; Русская изба, чем ты красна; Русская национальная одежда; Русские национальные обрядовые праздники - Масленица и Пасха; Народные игрушки. Общение: «Традиции русского народа»; «О русских народных промыслах»; «Русская матрёшка»; «Устное народное творчество в России»; «Русские народные музыкальные инструменты»; |
||
«Игровая деятельность» |
||
С/р «К нам гости пришли»; «Магазин-лавка народных игрушек»; Д/и: «Кто где работает?» (город, село); «Расставь жилище»; «Угадай, на чём играю» (муз. инструмент); «Кому что нужно для работы»; «Отгадай загадки»; «Придумай загадку»; «Повтори скороговорку»; «Придумай колыбельную для куклы». Игры-ситуации: «У бабушки в деревне»; «Мы встречаем гостей»- угощение блинами; «Чему должны были научиться люди»; Настольно-печатные игры: «Наш дом - Россия»; «Народы России»; Словесные игры: «Кто больше найдёт небылиц» (по произведениям, содержащим небылицы - «Путаница», «Радость» К. Чуковского); «Подбери слово»; «Скажи по-другому»; «Наоборот»; «Назови ласково». Русские народные подвижные игры и игры-забавы: «Волк», «Стадо», «Картошка», «Козёл и дети», «Гуси-лебеди», «Волк и ягнята» |
||
«Познавательная и исследовательская деятельность» |
||
19.03-30.03.2018 |
Наблюдение за птицами, за солнцем; Экспериментирование: «Мир в цветном стекле». Дать знания, что цветное стекло меняет цвет окружающих предметов; «Солнечные зайчики». Показать детям, как с помощью зеркала ловить солнышко. Вывод: Без солнца нет солнечных зайчиков. Опыт «Движение воздуха». Продолжать знакомить со свойствами воздуха. |
|
«Чтение художественной литературы» |
||
Чтение: Русский фольклор: «Николенька-гусачок...», «Как у бабушки козёл...», «Ранним-рано поутру...», «Грачи-киричи», «Ласточка-ласточка...», «Дождик, дождик, веселей...», «По дубочку постучишь». Русские народные сказки: «Теремок», «Курочка ряба», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Волк и семеро козлят», «Морозко», «Лиса и журавль», «Хвосты», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и рак», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой». |
||
«Самообслуживание и элементарный бытовой труд» |
||
«Собираемся на прогулку» (самостоятельность во время одевания) «У нас в шкафу порядок» Салфетница - необходимый атрибут сервировки стола «Стираем кукольное постельное белье, одежду» «Стирка салфеток, используемых на занятиях по изобразительной деятельности». |
||
Модуль 3. «Самостоятельная деятельность детей» |
||
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды |
||
Книжный уголок (Ком) Рассматривание и чтение книги «Русские народные промыслы», иллюстраций о проведении обряда встречи весны; картинок с изображением различных видов обуви; картин о родной природе, деревне; об устройстве избы; куклы в русском национальном костюме; народных игрушек. |
||
Уголок познания. (Мат) Математические кубики, лото |
||
Уголок искусства (Муз) Заклички: «Приходи, весна!», «Жаворонки». Слушание: П. И. Чайковский «Русская песня», «Танец пастушков»; «Вдоль по Питерской», р. н. песня. |
||
Уголок искусства (Рис) Средства для изобразительной деятельности по выбору детей |
||
Книжный уголок. (Ком) Репродукции картин художников: И. Левитан «Весна. Большая вода»; Б. М. Кустодиев «Масленица»; А. К. Саврасов «Грачи прилетели»; Альбомы для детского творчества «Дымковская игрушка», «Городецкая игрушка», «Деревянная игрушка». (Жив и Нежив) Растения до полива и после |
||
Уголок искусства (Муз) Песенки-потешки: «Катя, Катя маленька», «Ранним-рано поутру...», «Ласточка-ласточка» |
||
Уголок театрализованных игр. Набор игрушек кукольного, плоскостного, пальчикового театров для обыгрывания русских народных сказок, потешек. |
||
Уголок искусства (Рис) Украшение плоскостного изображения матрёшек, посуды, игрушек. Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы». |
||
3.2. Оборудование для проведения прогулок |
||
Физкультурный инвентарь (мячи, кегли, обручи) Организация ролевых игр по интересам. Лопаты, ведра, формочки, обручи. Сбор снега в кучу для постройки горки. |
||
3.3. «Детская инициатива в различных видах деятельности» (способы направления и поддержки детской инициативы «недирективная помощь») |
||
Образовательная развивающая ситуация по предложению детей |
||
Поддержка детской инициативы |
||
Конструирование из бумаги: скамья, стол |
||
Раскраски, на тему «Русские народные художественные промыслы» |
||
3.4. Индивидуально - ориентированное взаимодействие (еженедельно) |
||
Д/и «Матрешки» «Опиши куклу» Прыжки в длину с места Рисование «Расписные ложки» Игра «Угадай игрушку» |
||
Модуль 4. «Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников» |
||
Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов; чтение художественной и познавательно-энциклопедической литературы по теме. Консультация «Приобщение детей к семейным традициям» |
Комплексные, интегрированные занятия | Занятия по ИЗО деятельности | Занятия по математике, ФЭМП в ДОУ | Календарно-тематическое планирование в ДОУ | Занятия по познавательному развитию | Занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ | Безопасность, Занятия по ОБЖ в ДОУ | Занятия по развитию речи в ДОУ | Занятия по экологии в детском саду