Конспекты занятий
Конспект занятия по математике
Занятие по развитию элементарных
математических представлений в старшей группе
«Спасение Царевны Несмеяны»
Левина Светлана Федоровна, воспитатель МБДОУ
«Бородинский д/с «Теремок» пос.Бородинский,
Киреевский район, Тульская область
Цели занятия:
- Упражнять в порядковом счёте.
- Закрепить представление о днях недели, их последовательности.
- Упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10.
- Учить отгадывать математические загадки.
- Упражнять в нахождении закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков.
- Учить решать логические задачи на поиск лишней фигуры, группировать предметы по форме, цвету, величине.
- Учить зрительно устанавливать сходство и различие предметов.
- Развивать навыки самоконтроля.
- Воспитывать любовь к математике.
Ход занятия:
- Ребята, какой скоро будет праздник?
- Правильно, Новый год! Я шла сегодня в детский сад и узнала ужасную новость. Царевну Несмеяну, которая должна прийти к нам на праздник, украл Змей Горыныч. Ребята, хотите спасти Царевну?
- Тогда мы с вами отправляемся по сказочным тропам, чтобы отыскать сундук, в котором спрятано яйцо - в нём сила Змея Горыныча. И как только мы уничтожим это яйцо, мы освободим Царевну Несмеяну. Ну, а теперь в путь, в сказочный лес.
- Ребята, посмотрите какое дерево, листочков нигде не видно, только цифры, а вот и конверт, что же в нём написано? «Мы, цифры, лежали все по порядку, ветер дунул, мы разлетелись, перепутались, соберите нас по порядку и мы подскажем, где искать сундук».
- Ребята, поможем цифрам?
- Коля, какое число должно стоять первым?
- Илюша, а второе число какое? И т. д.
- А вот на цифре «10» написано указание, куда идти дальше. Надо сделать прямо от дерева три шага и мы увидим следующий ориентир.
- Лена, куда надо идти?
- Вот к какому большому камню мы пришли. Давайте поищем указаний. Здесь есть конверт, а в нём следующее задание. Вам нужно ответить на вопросы:
- Сколько дней в неделе? (семь).
- Назовите первый день недели? (понедельник).
- Следующий за ним день недели? (вторник).
- Как называется следующий за вторником день недели? (среда).
- Какой он по счёту? (третий).
- Как называется день недели между четвергом и субботой? (пятница).
- Молодцы! Хорошо отвечали, а ещё здесь написано, что мы должны от камня повернуть налево и пройти шесть шагов. Таня, куда мы должны идти?
- А здесь у нас пенёк, и лежит на нём план улицы. Вот как много домов. Давайте рассмотрим эту улицу и ответим на вопрос: «Кто живёт в этих домах? (цифры).
- У каждой цифры свой дом, внимательно рассмотрите цифры и скажите:
- Какие числа - соседи числа 2?
- Какое число идёт до 4?
- А после 4?
- Какое число сосед числа 8 справа?
- После какого числа называют число 6?
- Какое число меньше, чем 4 на 1?
- Какое число живёт между 3 и 5?
Хорошо, всё правильно. А вот и следующий указатель. Надо от пня повернуть вправо и сделать 4 шага, и пришли мы к реке. И нам её придётся переплывать. Я предлагаю вам немного размяться и показать, как вы умеете плавать. Вот мы и на берегу, а перед нами поляна с грибами. Ребята, как называются эти грибы? (Мухоморы) Их можно в пищу употреблять? (Нет) Зато на них написаны математические загадки. И нам их надо отгадать, чтобы получить следующие указания.
- Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок сосед.
На пенёк зайчата сели
И по две морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
Ёжик по лесу шёл
На обед грибы нашёл:
Два - под берёзой,
Один у осины
Сколько их будет в плетёной корзине?
Вышла курочка гулять
Забрала своих цыплят
Семь бежали впереди
Три остались позади.
Беспокоится их мать
И не может посчитать.
Сосчитайте-ка, ребята,
Сколько было всех цыплят?
Шесть весёлых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один малыш устал
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди
Сколько мишек впереди?
- Молодцы, ребята! Хорошо умеете отгадывать загадки. А на последнем грибе написано: «От полянки надо повернуть вправо и сделать три шага». Настя, куда мы должны идти?
- Правильно, Настя, и пришли мы к ёлке. И, вот, новое задание. Перед вами 4 картинки:
- Что изображено на первой картинке? (звёздочка)
- На второй? (2 звёздочки)
- На третьей? (3 звёздочки)
- Четвёртая картинка закрыта. Подумайте и скажите что нарисовано на этой картинке?
- Почему вы так думаете?
- Правильно, ребята! Здесь 4 звёздочки и указание, куда идти дальше. Надо повернуть влево и сделать три шага. Максим, куда надо идти?
- И пришли мы к дому. Здесь, скорее всего Змей Горыныч прячет сундук, но на доме висит замок, а ключей нигде не видно. Зато здесь тоже есть задание: «Рассмотрите фигуры, подумайте и скажите, какая из них может быть лишней и почему?
- По какому признаку вы выбирали лишнюю фигуру? (по цвету, форме, величине).
- Что можно сказать об этих фигурах? (Каждая из этих фигур может быть лишней).
- Молодцы, а вот появились и ключи, но их здесь много, а к замку подходит только один. Определите какой?
- Дверь дома открыта. А вот и сундук. А в нём яйцо, сейчас мы это яйцо разобьём, и Змей Горыныч погибнет. (Разбивают яйцо, и из домика появляется Царевна Несмеяна).
Несмеяна: Здравствуйте, ребята. Как я рада, что вы меня спасли от Змея Горыныча. Спасибо вам, а то я думала, что и Новый год мне придётся встречать у него.
- Несмеяна, ребята очень старались тебя спасти, они выполнили все задания, чтобы отыскать сундук со смертью Змея Горыныча. Они очень хорошо считали, правильно знают название дней недели; отгадывают математические загадки; хорошо знают геометрические фигуры; решают логические задачи.
- Молодцы, ребята, вы сегодня очень постарались, а теперь мы попрощаемся с Царевной Несмеяной до Нового года.
- До свиданья, Несмеяна! (Несмеяна уходит).
- А нам дети, пора возвращаться в детский сад. На этом наше путешествие закончено.
Комплексные, интегрированные занятия | Занятия по ИЗО деятельности | Занятия по математике, ФЭМП в ДОУ | Календарно-тематическое планирование в ДОУ | Занятия по познавательному развитию | Занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ | Безопасность, Занятия по ОБЖ в ДОУ | Занятия по развитию речи в ДОУ | Занятия по экологии в детском саду