Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Конспекты занятий

Конспект занятия по математике

Занятие по развитию элементарных
математических представлений в старшей группе
«Спасение Царевны Несмеяны»

Левина Светлана Федоровна, воспитатель МБДОУ
«Бородинский д/с «Теремок» пос.Бородинский,
Киреевский район, Тульская область

Цели занятия:

- Упражнять в порядковом счёте.

- Закрепить представление о днях недели, их последовательности.

- Упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10.

- Учить отгадывать математические загадки.

- Упражнять в нахождении закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков.

- Учить решать логические задачи на поиск лишней фигуры, группировать предметы по форме, цвету, величине.

- Учить зрительно устанавливать сходство и различие предметов.

- Развивать навыки самоконтроля.

- Воспитывать любовь к математике.

Ход занятия:

- Ребята, какой скоро будет праздник?

- Правильно, Новый год! Я шла сегодня в детский сад и узнала ужасную новость. Царевну Несмеяну, которая должна прийти к нам на праздник, украл Змей Горыныч. Ребята, хотите спасти Царевну?

- Тогда мы с вами отправляемся по сказочным тропам, чтобы отыскать сундук, в котором спрятано яйцо - в нём сила Змея Горыныча. И как только мы уничтожим это яйцо, мы освободим Царевну Несмеяну. Ну, а теперь в путь, в сказочный лес.

- Ребята, посмотрите какое дерево, листочков нигде не видно, только цифры, а вот и конверт, что же в нём написано? «Мы, цифры, лежали все по порядку, ветер дунул, мы разлетелись, перепутались, соберите нас по порядку и мы подскажем, где искать сундук».

- Ребята, поможем цифрам?

- Коля, какое число должно стоять первым?

- Илюша, а второе число какое? И т. д.

- А вот на цифре «10» написано указание, куда идти дальше. Надо сделать прямо от дерева три шага и мы увидим следующий ориентир.

- Лена, куда надо идти?

- Вот к какому большому камню мы пришли. Давайте поищем указаний. Здесь есть конверт, а в нём следующее задание. Вам нужно ответить на вопросы:

  1. Сколько дней в неделе? (семь).
  2. Назовите первый день недели? (понедельник).
  3. Следующий за ним день недели? (вторник).
  4. Как называется следующий за вторником день недели? (среда).
  5. Какой он по счёту? (третий).
  6. Как называется день недели между четвергом и субботой? (пятница).

- Молодцы! Хорошо отвечали, а ещё здесь написано, что мы должны от камня повернуть налево и пройти шесть шагов. Таня, куда мы должны идти?

- А здесь у нас пенёк, и лежит на нём план улицы. Вот как много домов. Давайте рассмотрим эту улицу и ответим на вопрос: «Кто живёт в этих домах? (цифры).

- У каждой цифры свой дом, внимательно рассмотрите цифры и скажите:

  1. Какие числа - соседи числа 2?
  2. Какое число идёт до 4?
  3. А после 4?
  4. Какое число сосед числа 8 справа?
  5. После какого числа называют число 6?
  6. Какое число меньше, чем 4 на 1?
  7. Какое число живёт между 3 и 5?

Хорошо, всё правильно. А вот и следующий указатель. Надо от пня повернуть вправо и сделать 4 шага, и пришли мы к реке. И нам её придётся переплывать. Я предлагаю вам немного размяться и показать, как вы умеете плавать. Вот мы и на берегу, а перед нами поляна с грибами. Ребята, как называются эти грибы? (Мухоморы) Их можно в пищу употреблять? (Нет) Зато на них написаны математические загадки. И нам их надо отгадать, чтобы получить следующие указания.

- Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок сосед.

На пенёк зайчата сели

И по две морковки съели.

Кто считать, ребята, ловок?

Сколько съедено морковок?

Ёжик по лесу шёл

На обед грибы нашёл:

Два - под берёзой,

Один у осины

Сколько их будет в плетёной корзине?

Вышла курочка гулять

Забрала своих цыплят

Семь бежали впереди

Три остались позади.

Беспокоится их мать

И не может посчитать.

Сосчитайте-ка, ребята,

Сколько было всех цыплят?

Шесть весёлых медвежат

За малиной в лес спешат

Но один малыш устал

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди

Сколько мишек впереди?

- Молодцы, ребята! Хорошо умеете отгадывать загадки. А на последнем грибе написано: «От полянки надо повернуть вправо и сделать три шага». Настя, куда мы должны идти?

- Правильно, Настя, и пришли мы к ёлке. И, вот, новое задание. Перед вами 4 картинки:

  1. Что изображено на первой картинке? (звёздочка)
  2. На второй? (2 звёздочки)
  3. На третьей? (3 звёздочки)
  4. Четвёртая картинка закрыта. Подумайте и скажите что нарисовано на этой картинке?

- Почему вы так думаете?

- Правильно, ребята! Здесь 4 звёздочки и указание, куда идти дальше. Надо повернуть влево и сделать три шага. Максим, куда надо идти?

- И пришли мы к дому. Здесь, скорее всего Змей Горыныч прячет сундук, но на доме висит замок, а ключей нигде не видно. Зато здесь тоже есть задание: «Рассмотрите фигуры, подумайте и скажите, какая из них может быть лишней и почему?

- По какому признаку вы выбирали лишнюю фигуру? (по цвету, форме, величине).

- Что можно сказать об этих фигурах? (Каждая из этих фигур может быть лишней).

- Молодцы, а вот появились и ключи, но их здесь много, а к замку подходит только один. Определите какой?

- Дверь дома открыта. А вот и сундук. А в нём яйцо, сейчас мы это яйцо разобьём, и Змей Горыныч погибнет. (Разбивают яйцо, и из домика появляется Царевна Несмеяна).

Несмеяна: Здравствуйте, ребята. Как я рада, что вы меня спасли от Змея Горыныча. Спасибо вам, а то я думала, что и Новый год мне придётся встречать у него.

- Несмеяна, ребята очень старались тебя спасти, они выполнили все задания, чтобы отыскать сундук со смертью Змея Горыныча. Они очень хорошо считали, правильно знают название дней недели; отгадывают математические загадки; хорошо знают геометрические фигуры; решают логические задачи.

- Молодцы, ребята, вы сегодня очень постарались, а теперь мы попрощаемся с Царевной Несмеяной до Нового года.

- До свиданья, Несмеяна! (Несмеяна уходит).

- А нам дети, пора возвращаться в детский сад. На этом наше путешествие закончено.