Конспекты занятий
Конспект занятия по математике
Календарно-тематическое планирование
кружковой работы по ФЭМП в старшей группе
Ефимова Е.А., воспитатель ДОУ
№53 г.Альметьевск, Татарстан
Пояснительная записка
Программа математического развития детей дошкольного возраста в системе «Школа 2000» содействует эффективному решению проблемы преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Содержание данной программы обеспечивает целостное развитие личности ребенка дошкольного возраста по основным направлениям. В предлагаемую программу по дополнительному образованию дошкольников включены следующие разделы:
Логические блоки Дьенеша
Цветные счетные палочки Кюизенера
Числа и цифры. Операции над ними
Логические задачи
Геометрические фигуры и тела
Цель программы - способствовать успешной психологической адаптации детей к условиям школы путем введения новых форм организации обучения, направленных на сближение образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Основные задачи программы:
- научить решать логические задачи на разбиение по свойствам;
- ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
- развитие мыслительных умений - сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
- усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
- развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
- развитие творческих способностей.
- закрепление представлений о величине;
- развитие способности группировать предметы по цвету и величине;
- освоение способов измерения с помощью условной мерки;
- развитие количественных представлений, способность различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов;
- развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие.
- Дать представления о числах и цифрах от 6 до 10 на основе сравнения двух множеств.
- Учить считать по образцу и названному числу.
- Продолжить учить понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета.
- Учить воспроизводить количество движений по названному числу.
- Учить писать цифры от 1 до 10.
- Учить записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр.
- Упражняться в различении количественного и порядкового счета в пределах 10.
- Учить составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале.
- Учить, как из неравенства сделать равенство.
- Учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.
- Учить решать логические задачи на основе зрительного восприятия.
- Продолжать учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.
- Ознакомление с плоскими геометрическим фигурами - ромб, цилиндр, трапеция, конус, призма.
- Ознакомление с объемными геометрическими телами - цилиндр, конус, призма.
- Составление геометрических фигур из палочек и преобразование их. Рисование фигур, символические изображения из геометрических фигур в тетради в клетку.
Литература
- Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.
- Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.
- В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.
- Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005 г. - 208 с.
- З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников. Кн. Для воспитателей д/с. - Просвещение, 1990 г. - 94 с.
- Под редакцией А. А. Столяра «Давайте поиграем». Математические игры для детей 5-6 лет. - М.: Просвещение, 1991. - 80с.
Месяц |
Тема занятия |
Программное содержание |
Кол-во занят |
Литература |
О |
Игра «Посчитаем с гномами» |
Счет в пределах десяти. Порядковые числительные. Понятия: первый, последний, сложение, вычитание. |
1 |
А. А. Столяр и др. , Давайте поиграем. М.: Просвещение, 1991 г. |
Конус. Игра «Волшебный мешочек». Игра «В гостях у Петрушки» |
Формировать представление о конусе, умение распознавать конус в предметах окружающей обстановки. Формировать умение составлять группы предметов по общему свойству. |
1 |
Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка». Практ. курс матем-ки для дошкольников, 2001 г. |
|
Игра «Фигурки спрятались» |
Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета |
1 |
Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем». |
|
Игра «Состав чисел из единиц», «Путешествие на поезде» |
Учить отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию, составлять числа из единиц, развивать глазомер. Закреплять понятия: который по счету. Учить ориентироваться в пространстве. |
1 |
В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. |
|
Н |
Решение примеров в тетради в клетку. Игра «рассеянный художник». Игра «Сколько, какой?» |
Развитие наблюдательности и счета пределах десяти. Порядковые числительные. Понятия: первый, последний, сложение, вычитание. |
1 |
А. А. Столяр и др. , Давайте поиграем. М.: Просвещение, 1991 г. |
Призма и пирамида. Игра «найди фигуру». Игра «Волшебный мешочек». |
Формировать представление о призме и пирамиде на основе сравнения с цилиндром и конусом. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы призмы и пирамиды. |
1 |
Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка». Практ. курс матем-ки для дошкольников, 2001 г. |
|
Игра «Архитекторы» |
Учить выбирать необходимый строительный материал, учить строить объекты детской площадки. |
1 |
Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем». |
|
Игра «Как узнать номера домов?», «Как разговаривают числа?» |
Учить составлять число из двух меньших. Учить оперировать числовыми значениями цветных полосок. Познакомить с понятиями:больше, меньше. , со знаками <, >. |
1 |
В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. |
|
Д |
Решение примеров в тетради в клетку. Игра «художник». Игра «Какой по счету?» |
Развитие наблюдательности и счет до шести. Порядковые числительные. Понятия: первый, последний, сложение, вычитание. |
1 |
А. А. Столяр и др. , Давайте поиграем. М.: Просвещение, 1991 г. |
Игра-головоломка «Пифагор» |
Закреплять умения составлять фигуры из частей. |
1 |
З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи», 1990 г. |
|
Игра «измерь дорожки шагами», «О чем говорят числа?» |
Учить определять значение цветных палочек. Учить устанавливать логические связи и закономерности. Развивать зрительный глазомер. |
1 |
В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. |
|
Игра «Украсим елку бусами» |
Развивать способности к логическим действиям и операциям, умение декодировать (расшиф) информацию, изобр-ю на карточке, умение действовать последовательно. |
1 |
Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем». |
|
Я |
Игра «Сравни и заполни» |
Умение осуществлять зрительно мысленный анализ способа расположения фигур, закрепление представлений о геом. Фигурах. |
1 |
А. А. Столяр и др. , Давайте поиграем. М.: Просвещение, 1991 г. |
Цилиндр. Игра «Паспортный стол». |
Формировать представление о цилиндре, умение распознавать цилиндр в предметах окружающей обстановки. |
1 |
Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка». Практ. курс матем-ки для дошкольников, 2001 г. |
|
Игра «Логические кубики» |
Закреплять умение задавать вопросы, выделять свойства |
1 |
Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем». |
|
Игра «Узнай длину ленты» |
Учить: понимать количественные отношения между числами первого десятка, находить связь между длиной предмета, размером мерки и результатами измерения, устанавливать логические связи измерения. |
1 |
В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. |
|
Ф |
Игра «Танграм» Игра «Логический поезд» |
Закреплять умения составлять фигуры из частей. Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета |
1 |
З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи», 1990 г. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем». |
Игра «Палочки можно складывать» |
Учить ориентироваться в пространстве, развивать количественные представления, учить находить полоски, по сумме равные двум данными. |
1 |
В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. |
|
Игра «Мозайка цифр» |
Развитие способностей декодировать информацию. Умение выбирать блоки по заданным свойствам. Закреплять навыки вычисления. |
1 |
Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем». |
|
Игра «Состав чисел из единиц», «Путешествие на поезде» |
Учить отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию, составлять числа из единиц, развивать глазомер. Закреплять понятия: который по счету. Учить ориентироваться в пространстве. |
1 |
В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. |
|
М |
Игра «Логические кубики» |
Закреплять умение задавать вопросы, выделять свойства |
1 |
Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем». |
Математические задачки |
Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10. |
1 |
Т. А. Фалькович «ФМП», 2005. |
|
Игра «Архитекторы» |
Учить выбирать необходимый строительный материал, учить строить объекты детской площадки. |
1 |
Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем». |
|
Игра «Как узнать номера домов?», «Как разговаривают числа?» |
Учить составлять число из двух меньших. Учить оперировать числовыми значениями цветных полосок. Познакомить с понятиями:больше, меньше. , со знаками <, >. |
1 |
В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. |
|
А |
Математические задачки |
Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10. Развивать логическое мышление |
1 |
Т. А. Фалькович «ФМП», 2005. |
Игра «В стране геометрических фигур». Игра «Найди фигуру». |
Познакомить с понятием таблицы (строка, столбец), учить пользоваться простейшими таблицами. Закреплять представления о геометрических фигурах, умение сравнивать фигуры по свойствам и находить закономерность в их расположении. |
1 |
Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка». Практ. курс матем-ки для дошкольников, 2001 г. |
|
Логическая задача на цветовую последовательность |
Учить решать логич. задачи на основе зрительного восприятия. Учить понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно. |
1 |
В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. |
|
Игра «Построй предметы» |
Развивать способности к логическим действиям и операциям, умение декодировать (расшиф) информацию, изобр-ю на карточке, умение действовать последовательно. |
1 |
Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем». |
|
М й |
Игра «Цвет и число», «Число и цвет» |
Учить отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию. Развивать представления о ширине, умение подбирать палочки по размеру, развивать глазомер. |
1 |
В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. |
Математические задачки в стихах |
Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10. |
1 |
Т. А. Фалькович «ФМП», 2005. |
|
Игра «Раздели фигуры» |
Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, рассуждать, аргументировать свой выбор. |
1 |
Учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша», ООО «Корвет», 2009. |
|
Логическая задача «Детская железная дорога» |
Учить решать логич. задачи на основе зрительного восприятия. Учить понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно. |
1 |
В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. |
|
ИТОГО |
32 |
Комплексные, интегрированные занятия | Занятия по ИЗО деятельности | Занятия по математике, ФЭМП в ДОУ | Календарно-тематическое планирование в ДОУ | Занятия по познавательному развитию | Занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ | Безопасность, Занятия по ОБЖ в ДОУ | Занятия по развитию речи в ДОУ | Занятия по экологии в детском саду