Конспекты занятий
Конспект занятия по математике
Организация непосредственно образовательной деятельности в рамках освоения образовательной области «Познание» по развитию элементарных математических представлений детей 6-7 лет в группе кратковременного пребывания «Логика для дошкольника»
(структура построения занятия по образовательной системе «Детский сад 2100»)
Корнаухова Т.А., воспитатель МБДОУ ЦРР-ДС №53 "Елочка" г.Тамбов
Тема: «Целое и части»
Цель:
- Ввести понятие целое и части.
- Сформировать представление о сложении, как объединении частей в целое.
- Развивать логическое мышление средствами математических операций.
- Воспитывать интерес к предмету «Математика».
Ход занятия:
I. Введение в игровую ситуацию.
Педагог: - Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие на поезде. Устраивайтесь поудобнее и поехали. Чух-чух-чух. Ту-ту-ту.
«Паровозик наш волшебный
Отправляется вперёд,
И посмотрим мы, ребята,
Он куда нас привезёт?»
2. Мотивационная игра.
Педагог:
- Наш поезд остановился.
- Куда же мы попали? (в лес, на волшебную опушку)
- Посмотрите, ребята, что это? (грибы).
- Какие это грибы? Как называется? (белые и подосиновики).
- Какие правила сбора грибов вы знаете? (нельзя рвать грибы, с корнем, можно повредить грибницу, нужно осторожно выкрутить гриб, или срезать ножом, оставив корень гриба).
- Какое время года наступило? (осень)
- Что делают звери осенью? (готовятся к зиме).
- Смотрите, кто это? (это ёжи).
- Они отравились в лес заготавливать себе питание.
- Давайте поможем ежам собрать грибы, положим их в корзину.
- Рита положит белые грибы, а Игорь - подосиновики. А мы вместе посчитаем, сколько всего грибов положат в корзинку Игорь и Рита.
- Сколько белых грибов в корзинку положила Рита? (2)
- Сколько подосиновиков положил Игорь? (3)
- Сколько всего грибов положили в корзину Игорь и Рита? (5)
- Как получили «5» (2 и 3)
- Куда сложили грибы? (в корзинку)
- Каким словом можно заменить слово «сложили» (положили, объединили).
Вывод: Действие, которое мы выполнили, в математике называется - сложением.
- Молодцы. Садитесь на пенёчки (стулья), поработаем с геометрическим материалом.
3. Затруднения в игровой ситуации
Работа с геометрическим материалом
Педагог:
- Положите в первый мешочек 2 треугольника, а во второй мешочек-3 круга
- Проверьте, что лежит в первом мешочке? (2 треугольник)
- Что лежит во втором мешочке? (3 кружка)
- Сложите эти фигуры в один общий мешок.
- Сколько всего фигур в мешочке (2 треугольника и 3 кружка) «5»
- Что мы сделали с фигурами? (собрали, сложили, объединили в один большой мешок).
- Давайте ещё раз повторим:
- Что было в первом мешке? (2 треугольника) - Это первая часть
- Что было во втором мешке? (3 круга) - Это вторая часть.
- Что мы сделали? (все фигуры объединили в целое). Какое математическое действие с фигурами мы выполнили? (сложение).
- Как получить целое из частей?
Вывод: Чтобы получить целое из частей, части нужно объединить или сложить.
Педагог: - Мы вывели с вами важное правило сложения. Чтобы сложить, не обязательно ссыпать все фигуры в один мешок, между частями можно поставить математический знак, который показывает сложение частей.
- Кто знает, как называется этот знак (плюс +).
- Найдите и покажите знак сложения.
- Положите его между двумя частями.
- Мы получили две суммы.
- Равны ли они?
- Что находится слева? Справа?
- Слева 2 треугольника и 3 кружка и справа 2 треугольника и 3 кружка
- Значит, суммы равны?
- Какой знак поставим? (знак =)
- Найдите у себя этот знак и положите.
Физкультминутка
Ёжик шёл - шёл - шёл
Белый гриб он нашёл
Раз - грибок, два грибок,
Положил их в кузовок
4. Закрепление, применение нового материала.
Педагог:
- Ребята, а что ещё запасают ежи на зиму, кроме грибов? (лесные яблоки).
- Наши ежи пошли в лес за яблоками.
- Сосчитайте, сколько всего яблок собрали ежи.
- Назовите первую часть, вторую часть, целое значение.
5. Повторение и развивающие задания.
Педагог: - На нашей полянке живут не только ежи, но и другие обитатели. Придумайте название этой картинке. Мне кажется, здесь кто-то лишний. Как вы думаете, кто это? (ответы детей).
6. Физкультминутка
Утром по лесной дорожке.
Топтоп-топ топочут ножки
Ходит, бродит, вдоль дорожек
Весь в иголках старый ёжик
Ищет яблочки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
7. Штриховка.
Педагог: - В лесу темнеет, чтобы наши ежи нашли дорогу домой, давайте зажжём им в лесу волшебные фонарики.
8. Работа с пазлами. Работа в микрогруппах .
Педагог:
- Где мы сегодня побывали? (в лесу)
- Кого повстречали? (ежей)
- Ёжи вернулись домой, а вам оставили задание. (2 конверта)
- Задание для первой группы, для второй группы.
9. Рефлексия.
Педагог:
- Какое математическое действие мы выполняли с грибами, яблоками, геометрическими фигурами? (ответы детей)
- Какой математический знак показывает, что мы части объединили в целое (ответы детей)
- Где в жизни могут пригодиться наши знания (ответы детей)
На этом наше путешествие закончилось, усаживайтесь поудобнее в наш поезд мы возвращаемся в детский сад.
Комплексные, интегрированные занятия | Занятия по ИЗО деятельности | Занятия по математике, ФЭМП в ДОУ | Календарно-тематическое планирование в ДОУ | Занятия по познавательному развитию | Занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ | Безопасность, Занятия по ОБЖ в ДОУ | Занятия по развитию речи в ДОУ | Занятия по экологии в детском саду