Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Конспекты занятий

По математике

Перспективное планирование по математике в подготовительной к школе группе

Составила заведующий МДОУ д/с №57 г.Костромы Матрососва О. В. по метод.пособию по развитию математических представлений детей (часть непрерывного курса математики "Школа 2000. .. ")

СЕНТЯБРЬ

Занятия

Совместная деятельность

Занятия № 1-2. Тема: «Числа 1-5. Повторение».

Программные задачи. Повторить числа 1-5: образование, написание, состав; закрепить навыки количественного и порядкового счёта; развивать графические умения; закрепить понятия последующие и предыдущие числа.

 

Занятия № 3-4. Тема: «Числа 1-5. Повторение».

Пр. задачи. Повторить с детьми прямой и обратный счёт. Повторить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар, знаки >, <, =.

Повторить временные отношения раньше-позже.

Повторить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей,

Ввести в речевую практику термин задача.

Развивать логическое мышление.

И/упр. «Что сначала, что потом» (закрепление временных отношений).

Занятия № 5-6. Тема: «Число 6. Цифра 6».

Пр. задачи. Познакомить с образованием и составом числа 6. цифрой 6.

Закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым, представления о свойствах предметов, геометрические представления.

Развитие у детей логического мышления и пространственного воображения.

Закрепить представления о треугольнике.

Упражнять детей в решении задач, выявлении частей в задаче.

Решение «Весёлых задач» (малыми подгруппами).

Игра «Третий лишний» (словесная).

Занятия № 7-8. Тема: «Число 6. Цифра 6).

Пр. задачи. Закрепить геометрические представления и познакомить с новым видом многоугольников – шестиугольником.

Закрепить прямой и обратный счёт, предыдущие и последующие числа.

Закрепить представления о составе чисел 2-6, взаимосвязи целого и частей, числовом отрезке.

Упражнять детей в решении задачи и записи её решения.

Игра «Танграм».

«Геометрическое лото».

ОКТЯБРЬ

Занятия

Совместная деятельность

Занятия № 1-2. «Длиннее, короче».

Пр. задачи. Формировать умение сравнивать длины предметов «на глаз» и с помощью непосредственного наложения, ввести в речевую практику слова длиннее, короче.

Закрепить взаимосвязь целого и частей, знание состава чисел 2-6, счётные умения: прямой и обратныё счёт.

Решение задач на сложение и вычитание, упражнять в записи решения задачи, в составлении задач по предложенному выражению.

Игра «Пять имён»

И/У «Геометрические коврики».

Занятие № 3-4. «Измерение длины».

Пр. задачи. Формировать представление об измерении длины с помощью мерки. Познакомить с такими единицами измерения длины, как шаг, пядь, локоть, сажень.

Закрепить умение составлять мини-рассказы и выражения по рисункам, счётные умения в прямом и обратном порядке.

Повторить состав числа в пределах 6.

Развивать графические умения.

Игра «Танграм»

Занятие № 5-6. Тема: «Измерение длины.

Пр. задачи. Закрепить представление об измерении длины с помощью мерки и умение практически измерять длину отрезка заданной меркой.

Познакомить с сантиметром и метром как общепринятыми единицами измерения длины, формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков.

Закрепить представление о сравнении групп предметов с помощью составления пар, сложении и вычитании, взаимосвязи целого и частей, составе числа 6.

 

Занятия № 7-8. Тема: «Измерение длины».

Пр. задачи. Закрепить умение практически измерять длину отрезков с помощью линейки.

Раскрыть аналогию между делением отрезка на части и групп предметов, ввести в речевую практику термины условие и вопрос задачи, познакомить с использованием отрезка для ответа на вопрос задачи.

(Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька », стр. 150-154)

Решение «Весёлых задач» (в стихах)

НОЯБРЬ

Занятия

Совместная деятельность

Занятия № 1-2. Тема: «Число 7. Цифра 7».

Пр. задачи. Познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7.

Закрепить представление о составе чисел 2-6, взаимосвязи целого и частей, понятие многоугольника.

Упражнять детей в записи решения задачи, в решении примеров типа 3+1, 5─, в выявлении закономерности.

И/упр. «Соседи числа»

Занятия № 3-4. Тема: «Число 7. Цифра 7».

Пр. задачи. Закрепить порядковый и количественный счёт в пределах 10; знание состава числа в пределах 7.

Повторить сравнение групп предметов с помощью составления пар, приёмы присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц на числовом отрезке.

Закрепить умение сравнивать количество предметов, использование знаков <, >, =.

Игра «Телефонисты» (Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька », стр. 162)

Занятия № 5-6. Тема: «Число 7. Цифра 7».

Пр. задачи. Закрепить представление о составе числа 7, взаимосвязи целого и частей, умение изображать эти взаимосвязи с помощью отрезка.

Закрепить пространственные отношения, совершенствовать умения работать с планом и картой, умение измерять длину отрезков с помощью линейки, приёмы присчитывания и отсчитывания единиц на числовом отрезке.

Развивать графические умения.

Игра «Геометрические коврики» (расположение геометрических фигур на листе бумаги называть)

Занятия № 7-8. Тема: «Тяжелее, легче. Сравнение по массе»,

Пр. задачи. Формировать представления о понятиях тяжелее – легче на основе непосредственного сравнения предметов по массе.

Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, представления о сложении и вычитании, составе числа 7.

Развивать графические умения.

И/упр. «Письмо» (работа с картой и планом, Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька », стр. 167)

ДЕКАБРЬ

Занятия

Совместная деятельность

Занятия № 1-2. Тема: «Измерение массы»,

Пр. задачи. Формировать у детей представления о необходимости выбора мерки при измерении массы. Познакомить с меркой 1 кг.

Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, присчитывание и отсчитывание единиц на числовом отрезке.

Развивать логическое мышление, графические умения.

Составление сказок по схемам по методике «Триз»

Игра «Пятый лишний (по картинкам)

Занятия № 3-4. Тема: «Измерение массы».

Пр. задачи. Закрепить представление об измерении массы предметов с помощью различных видов весов, о сложении и вычитании масс предметов.

Закрепить геометрические и пространственные представления, взаимосвязь целого и частей, умение составлять задачи по рисункам и соотносить их со схемами.

Игра «Пятый лишний» (по картинкам)

Математический диктант

Занятия № 5-6. Тема: «Число 8. Цифра 8».

Пр. задачи. Познакомить с образованием и составом числа 8, цифрой 8.

Закрепить представления о составе чисел 2- 7, навыки счёта в прямом и обратном порядке, взаимосвязь целого и частей.

Развивать графические умения, логическое мышление, умение решать арифметические задачи на сложение и вычитание, придумывать задачу по рисунку.

Составление сказок по схемам по методике «Триз».

Игра «Зеркало» (Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька », стр. 178)

Занятия № 7-8. Тема: «Число 8. Цифра 8»,

Пр. задачи. Формировать счётные умения в прямом и обратном порядке.

Закрепить представления об измерении длины и массы предметов, о присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке.

Совершенствовать умения детей разбивать группу предметов на части по признакам, решать арифметические задачи.

Игра «Седьмой лишний» (по картинкам)

Упр. на выявление закономерности.

«Весёлые задачки» (задачи в стихах)

ЯНВАРЬ

Занятия

Совместная деятельность

Занятия № 1-2. Тема: «Число 8. Цифра 8».

Пр. задачи. Повторить приём сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар.

Закрепить представление о составе числа 8, взаимосвязи целого и частей, из схематическом изображении с помощью отрезка, пространственные отношения; формировать способность к упорядоченному перебору вариантов.

(Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька », стр. 187-192).

Игра «Геометрическое лото»

И/У «Письмо» (работа с планом и картой, Петерсон, стр. 167)

Занятия № 3-4. Тема: «Объём. Сравнение по объёму».

Пр. задачи. Сформировать представление об объёме (вместимости), сравнении сосудов по объёму с помощью переливания.

Закрепить счётные умения в прямом и обратном порядке, взаимосвязи целого и частей, знания соседей числа, предыдущих и последующих чисел.

Воспитывать умение работать малыми группами.

(Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька », стр. 192-196).

Составление сказок по схемам по методике «Триз»

Решение логических задач, задач-шуток.

Математический диктант

Занятия № 3-4. Тема: «Измерение объёма».

Пр. задачи. Сформировать представления об измерении объёмов с помощью мерки, зависимости результата измерения от выбора мерки.

Закрепить понимание смысла сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей, представления о разностном сравнении чисел на предметной основе, счётные умения в пределах 8.

Развивать графические умения.

(Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька », стр. 196-200).

Игра «Геометрические коврики»

Игра «Танграм»

ФЕВРАЛЬ

Занятия

Совместная деятельность

Занятия № 1-2. Тема: «Число 9. Цифра 9».

Пр. задачи. Познакомить с составом и образованием числа 9, цифрой 9.

Закрепить умение находить признаки сходства и различия фигур, взаимосвязь целого и частей, сложении и вычитании на числовом отрезке.

Упражнять детей в решении задач, в записи их решения.

Закрепить представления о свойствах предметов и геометрические представления детей, развивать их мышление, речь.

Составление сказок по схемам по методике «Триз».

Математический диктант

Занятия №3-4. Тема: «Число 9. Цифра 9».

Пр. задачи. Познакомить с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам.

Закрепить счёт в прямом и обратном порядке, представления о цифре 9 и составе числа 9 , взаимосвязи целого и частей.

Упражнять в решении математических примеров, в умении группировать предметы по общим свойствам.

Игра «Геометрические коврики».

Работа с часами.

Февраль № 5-6. Тема: «Число 9. Цифра 9»

Пр. задачи. Закрепить представление о составе числа 9, взаимосвязи целого и частей, их схематическом изображении с помощью отрезка.

Повторить приём сравнения чисел на предметной основе (составление пар), сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.

Упражнять детей в составлении задач по картинкам, записи решения, разгадывании лабиринтов.

«Весёлые задачи» (решение задач в стихах).

Работа с часами.

Занятия № 7-8. Тема: «Площадь. Измерение площади».

Пр. задачи. Сформировать представления о площади фигур, сравнение фигур по площади непосредственно и с помощью условной мерки.

Закрепить порядковый и количественный счёт, состав чисел до 9, умение решать простые задачи на основе взаимосвязи целого и частей

Развивать графические умения.

(Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька », стр. 212-217).

Работа с часами.

И/У «Найди отличия»

МАРТ

Занятия

Совместная деятельность

Занятия № 1-2. Тема: «Измерение площади».

Пр. задачи. Закрепить приём сравнения фигур по площади с помощью мерки, познакомить с общепринятой меркой измерения площади – квадратным сантиметром.

Закрепить порядковый и количественный счёт, предыдущие и последующие числа, смысл сложения и вычитания, умение переходить от действий с предметами к действиям с числами.

Воспитывать у детей умение работать в командах и самостоятельно.

Работа с часами.

И/У «Письмо» (работа с картой и планом).

Занятия № 3-4. Тема: «Число 0. Цифра 0».

Пр. задачи. Сформировать представления о числе 0 и его свойствах.

Закрепить счётные умения, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей.

Упражнять детей в составлении и решении задач на сложение и вычитании, в умении выделять в задаче части.

Решение логических задач, задач-шуток.

Занятия № 5-6. Тема: «Число 0. Цифра 0».

Пр. задачи. Закрепить представление о числе 0 и цифре 0, о составе чисел 8 и 9.

Формировать умение составлять числовые равенства по рисункам, и наоборот, переходить от рисунков к числовым равенствам.

Упражнять детей в умении выявлять закономерности.

Игра «Танграм»

Занятия № 7-8. Тема: «Число 10».

Пр. задачи. Сформировать представления о числе 10: его образовании, составе, записи.

Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, умении распознавать треугольники и четырёхугольники.

Развивать графические умения, умения ориентироваться на листе бумаги в клеточку (графический диктант).

(Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька », стр. 229-233)

Математический диктант

АПРЕЛЬ

Занятия

Совместная деятельность

Занятия № 1-2. Тема: «Шар. Куб. Параллелепипед».

Пр. задачи. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда.

Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.

Развивать умения ориентироваться на лисе в клеточку (графический диктант).

(Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька », стр. 233-237).

Игра «Найди и расскажи» (Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька », стр. 234)

Занятия № 3-4. Тема: «Пирамида. Конус. Цилиндр».

Пр. задачи. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, конуса, цилиндра.

Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.

Развивать графические умения, умения ориентировать на листе бумаги в клеточку.

(Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька », стр. 237-242)

Математический диктант

Решение задач-шуток.

Занятия № 5-6. Тема: «Символы».

Пр. задачи. Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер).

Закрепить представление о составе чисел 8-10, умении ориентироваться по плану.

(Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька », стр. 242-246).

Игра «Танграм»

И/У «Расшифруй письмо» (Петерсон «Раз-ступенька », стр. 245)

МАЙ

Тема: «Повторение».

Пр. задачи. Закрепить умение детей выявлять и продолжать заданную закономерность, находить нарушение закономерности,

Умение сравнивать числа в пределах 10, используя для сравнения знаки =, <, >.

Умение записывать выражения и решать их, использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц.

Упражнять детей в решении задач на сложение и вычитании.

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клеточку, графические умения, умения конструировать по образцу фигуры.

Закрепить геометрические представления.

Диагностика с целью выявления уровня математических представлений у детей.