Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Конспекты занятий в детском саду

Комплексные конспекты

Комплексное тематическое занятие
для детей подготовительной группы,
посвященное творчеству П.И. Чайковского

Разработала и провела: Аксютова О.В.,
Муз.руководитель II категории
д/сад №1 «ромашка» п.Новобурейский

Цель занятия: Закрепить знания детей о творчестве П. И. Чайковского.

Задачи:

- способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка через использование музыкальных произведений П. И. Чайковского;

- расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой П. И. Чайковского;

- вовлекать дошкольников в разные виды художественноэстетической деятельности.

Словарная работа: Фортепианный цикл «Детский альбом», пьеса, балет, композитор, слушатель, исполнитель, вальс, жанр.

Музыкальный материал:

  • «Старинная французская песня» из «Детского альбома»;
  • «Песня жаворонка» из «Детского альбома»;
  • «Нянина сказка» из «Детского альбома»;
  • «Игра в лошадки» из «Детского альбома»;
  • «Марш» из балета «Щелкунчик»;
  • «Вальс» из балета «Спящая красавица»;
  • «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»;
  • «Старинная французская песенка» из «Детского альбома»;
  • «Полька» из «Детского альбома»;
  • «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома».

Оборудование: Музыкальный центр, аудиозаписи, портрет композитора, DVDпроигрыватель, телевизор, парты (по количеству детей), альбомы для рисования, акварельные краски, кисточки для рисования, искусственные цветы для вальса.

Ход занятия: На центральной стенебольшой портрет П. И. Чайковского.

Муз. рук.: Сегодня мы с вами поближе познакомимся с музыкой великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Звучит аудиозапись «Старинная французская песня» из «Детского альбома»П. И. Чайковского.

Тихо – тихо рядом сядем-

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены-

Вся земля видна вокруг:

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тройки,

Тают в дымке голубой

Это музыка торопит и ведёт нас за собой.

Ребята, я вам предлагаю послушать музыкальное произведение.

Звучит аудиозапись пьесы «Песня жаворонка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

Муз. рук.: Вспомните, как называется это музыкальное произведение и кто его автор? К какому жанру относится?

Дети: Это «Песня жаворонка» Чайковского.

Муз. рук.: Правильно. Пётр Ильич Чайковский, выдающийся русский композитор, известен во всём мире. Он родился на Урале в городе Воткинске в 1840 году. Позже переехал в Москву, сочинял музыку и занимался педагогической работой: учил будущих пианистов и композиторов. Его музыка радует и волнует, она всегда искренна и правдива.

Ребёнок 1:

Вместе с музыкой хорошей

К нам приходит волшебство.

Осторожней, осторожней-

Не спугнуть бы нам его.

Муз. рук.: Пётр Ильич проявлял большой интерес к жизни детей. Он понимал их, умел радоваться их радостям, печалиться их невзгодам. «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни», - писал композитор. Он сочинил музыку к балетам по разным сказкам и много пьес для детей, объединив некоторые из них в специальный «Детский альбом».

В течение всего занятия мы с вами будем слушать произведения из «Детского альбома», цикла «Времена года» и фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица».

Ребёнок 2:

Льётся музыка рекой,

Вьётся нотною строкой.

Снова звуков полноводье

Захлестнуло всё вокруг.

И кораблики мелодий

Выплывают из –под рук.

Ребёнок 3:

Их волна крутая кружит ,

Но сдержать не может, нет.

В царство кукол, в мир игрушек

Мы плывём за ними вслед.

Муз. рук.: Послушайте фрагмент пьесы.

Звучит аудиозапись пьесы «Нянина сказка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

Муз. рук.: Как называется эта пьеса, в каком жанре она написана?

Дети: Эта пьеса называется «Нянина сказка». Она похожа на колыбельную. Наверное няня рассказывает сказку ребёнку перед сном.

Муз. рук.: А теперь прозвучит следующая пьеса из «Детского альбома». Вспомните её название и жанр.

Звучит пьеса «Игра в лошадки» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

Дети: Это «Игра в лошадки», а написана она в жанре марша.

Давайте поиграем в наездников, выходите на круг и покажите, как нужно ездить верхом на лошади под музыку.

Муз. рук.: А вот марш из балета «Щелкунчик» совсем иного характеравесёлый, шутливый, он переносит нас в мир беззаботного и счастливого детства. Девочка Машагероиня балетаполучила Щелкунчика в подарок в канун Рождества и радостно марширует с ним вокруг праздничной ёлки. Всё это можно услышать в музыке.

Звучит аудиозапись «Марша» из балета «Щелкунчик»П. И. Чайковского.

А теперь посмотрим видеоряд о балете «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Показ слайдов.

Муз. рук.: Кто такой Щелкунчик?

Ребёнок 4: Щелкунчик – это забавная кукла в виде человеческой фигурки с огромной головой. Использовалась эта фигурка для раскалывания орехов.

Ребёнок 5:

Звенят колокольцами песни-сказки,

Таинственные мелодии.

Какие созвучья, какие краски,

Совсем небывалые, вроде бы!

Ребёнок 6:

Травой они шуршат под ногою,

Звездой в озёрах качаются,

То вдруг обернутся БабойЯгою,

А то вдругСпящей Красавицей. .

Муз. рук.: Я приглашаю вас в нашу художественную мастерскую. А сейчас садитесь за столы и попробуйте нарисовать музыку, которую услышите.

Звучит «Вальс» из балета «Спящая Красавица».

Анализ рисунков:

Жёлтые, розовые, оранжевые – тёплые цвета, потому что музыка светлая, радостная, торжественная.

Многие нарисовали круги. Вальс в переводе с французского означает «кружиться».

Давайте покружимся под музыку другого вальса. Я произнесу волшебные слова для того чтобы вас превратить в цветы:

Покружитесь, покружитесь

Все в цветочки превратитесь!

Звучит аудиозапись «Вальса цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Дети с иск. цветами кружатся в танце.

Муз. рук.: Пётр Ильич много путешествовал: он бывал во Франции, Италии, Германии, слушал там народные песни, запоминал, обрабатывал, а затем записывал в свой альбом. Я сыграю вам мелодию, а вы подумайте, из какой страны Чайковский мог привезти её.

Звучит фрагмент пьесы «Старинная французская песенка» из «Детского альбома».

Дети: Из Франции. Эта пьеса называется «Старинная французская песенка».

Ребёнок 7:

И от грусти, и от скуки

Могут вылечить нас всех

Озорных мелодий звуки,

Песни, пляски, шутки, смех.

Ребёнок 8:

Золотой волшебной рыбкой

Может музыка блеснуть

И по-дружески, с улыбкой,

Вдруг в глаза нам заглянуть.

Ребёнок 9:

Может песнейполусказкой

Нас, шутя, развеселить

И рассыпаться вдруг пляской,

В хороводе закружить.

Муз. рук.: Мальчики, приглашайте девочек на Польку.

Под звучание «Польки» из «Детского альбома» дети исполняют танец.

Муз. рук.:

И наш концерт окончен,

Музыка вдруг смолкла.

Но так ли это?

Кажется, сейчас она звучит

И будет долгодолго

Ещё звучать для каждого из нас.

И будет звать в неведомые дали,

Звенеть, искриться радугойдугой,

Как будто нам Жар-птицу в руки дали

И напоили всех живой водой.

Наше занятие, посвящённое творчеству П. И. Чайковского подошло к концу, сейчас вы возьмёте рисунки и под «Марш деревянных солдатиков» выйдите из зала. Всем спасибо. До свиданья.