Конспекты занятий в детском саду
Комплексные конспекты
Комплексное тематическое занятие
для детей подготовительной группы,
посвященное творчеству П.И. Чайковского
Разработала и провела:
Аксютова О.В.,
Муз.руководитель II категории
д/сад №1 «ромашка» п.Новобурейский
Цель занятия: Закрепить знания детей о творчестве П. И. Чайковского.
Задачи:
- способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка через использование музыкальных произведений П. И. Чайковского;
- расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой П. И. Чайковского;
- вовлекать дошкольников в разные виды художественноэстетической деятельности.
Словарная работа: Фортепианный цикл «Детский альбом», пьеса, балет, композитор, слушатель, исполнитель, вальс, жанр.
Музыкальный материал:
- «Старинная французская песня» из «Детского альбома»;
- «Песня жаворонка» из «Детского альбома»;
- «Нянина сказка» из «Детского альбома»;
- «Игра в лошадки» из «Детского альбома»;
- «Марш» из балета «Щелкунчик»;
- «Вальс» из балета «Спящая красавица»;
- «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»;
- «Старинная французская песенка» из «Детского альбома»;
- «Полька» из «Детского альбома»;
- «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома».
Оборудование: Музыкальный центр, аудиозаписи, портрет композитора, DVDпроигрыватель, телевизор, парты (по количеству детей), альбомы для рисования, акварельные краски, кисточки для рисования, искусственные цветы для вальса.
Ход занятия: На центральной стенебольшой портрет П. И. Чайковского.
Муз. рук.: Сегодня мы с вами поближе познакомимся с музыкой великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.
Звучит аудиозапись «Старинная французская песня» из «Детского альбома»П. И. Чайковского.
Тихо – тихо рядом сядем-
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены-
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тройки,
Тают в дымке голубой
Это музыка торопит и ведёт нас за собой.
Ребята, я вам предлагаю послушать музыкальное произведение.
Звучит аудиозапись пьесы «Песня жаворонка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Муз. рук.: Вспомните, как называется это музыкальное произведение и кто его автор? К какому жанру относится?
Дети: Это «Песня жаворонка» Чайковского.
Муз. рук.: Правильно. Пётр Ильич Чайковский, выдающийся русский композитор, известен во всём мире. Он родился на Урале в городе Воткинске в 1840 году. Позже переехал в Москву, сочинял музыку и занимался педагогической работой: учил будущих пианистов и композиторов. Его музыка радует и волнует, она всегда искренна и правдива.
Ребёнок 1:
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней-
Не спугнуть бы нам его.
Муз. рук.: Пётр Ильич проявлял большой интерес к жизни детей. Он понимал их, умел радоваться их радостям, печалиться их невзгодам. «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни», - писал композитор. Он сочинил музыку к балетам по разным сказкам и много пьес для детей, объединив некоторые из них в специальный «Детский альбом».
В течение всего занятия мы с вами будем слушать произведения из «Детского альбома», цикла «Времена года» и фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица».
Ребёнок 2:
Льётся музыка рекой,
Вьётся нотною строкой.
Снова звуков полноводье
Захлестнуло всё вокруг.
И кораблики мелодий
Выплывают из –под рук.
Ребёнок 3:
Их волна крутая кружит ,
Но сдержать не может, нет.
В царство кукол, в мир игрушек
Мы плывём за ними вслед.
Муз. рук.: Послушайте фрагмент пьесы.
Звучит аудиозапись пьесы «Нянина сказка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Муз. рук.: Как называется эта пьеса, в каком жанре она написана?
Дети: Эта пьеса называется «Нянина сказка». Она похожа на колыбельную. Наверное няня рассказывает сказку ребёнку перед сном.
Муз. рук.: А теперь прозвучит следующая пьеса из «Детского альбома». Вспомните её название и жанр.
Звучит пьеса «Игра в лошадки» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Дети: Это «Игра в лошадки», а написана она в жанре марша.
Давайте поиграем в наездников, выходите на круг и покажите, как нужно ездить верхом на лошади под музыку.
Муз. рук.: А вот марш из балета «Щелкунчик» совсем иного характеравесёлый, шутливый, он переносит нас в мир беззаботного и счастливого детства. Девочка Машагероиня балетаполучила Щелкунчика в подарок в канун Рождества и радостно марширует с ним вокруг праздничной ёлки. Всё это можно услышать в музыке.
Звучит аудиозапись «Марша» из балета «Щелкунчик»П. И. Чайковского.
А теперь посмотрим видеоряд о балете «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
Показ слайдов.
Муз. рук.: Кто такой Щелкунчик?
Ребёнок 4: Щелкунчик – это забавная кукла в виде человеческой фигурки с огромной головой. Использовалась эта фигурка для раскалывания орехов.
Ребёнок 5:
Звенят колокольцами песни-сказки,
Таинственные мелодии.
Какие созвучья, какие краски,
Совсем небывалые, вроде бы!
Ребёнок 6:
Травой они шуршат под ногою,
Звездой в озёрах качаются,
То вдруг обернутся БабойЯгою,
А то вдругСпящей Красавицей. .
Муз. рук.: Я приглашаю вас в нашу художественную мастерскую. А сейчас садитесь за столы и попробуйте нарисовать музыку, которую услышите.
Звучит «Вальс» из балета «Спящая Красавица».
Анализ рисунков:
Жёлтые, розовые, оранжевые – тёплые цвета, потому что музыка светлая, радостная, торжественная.
Многие нарисовали круги. Вальс в переводе с французского означает «кружиться».
Давайте покружимся под музыку другого вальса. Я произнесу волшебные слова для того чтобы вас превратить в цветы:
Покружитесь, покружитесь
Все в цветочки превратитесь!
Звучит аудиозапись «Вальса цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
Дети с иск. цветами кружатся в танце.
Муз. рук.: Пётр Ильич много путешествовал: он бывал во Франции, Италии, Германии, слушал там народные песни, запоминал, обрабатывал, а затем записывал в свой альбом. Я сыграю вам мелодию, а вы подумайте, из какой страны Чайковский мог привезти её.
Звучит фрагмент пьесы «Старинная французская песенка» из «Детского альбома».
Дети: Из Франции. Эта пьеса называется «Старинная французская песенка».
Ребёнок 7:
И от грусти, и от скуки
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки,
Песни, пляски, шутки, смех.
Ребёнок 8:
Золотой волшебной рыбкой
Может музыка блеснуть
И по-дружески, с улыбкой,
Вдруг в глаза нам заглянуть.
Ребёнок 9:
Может песнейполусказкой
Нас, шутя, развеселить
И рассыпаться вдруг пляской,
В хороводе закружить.
Муз. рук.: Мальчики, приглашайте девочек на Польку.
Под звучание «Польки» из «Детского альбома» дети исполняют танец.
Муз. рук.:
И наш концерт окончен,
Музыка вдруг смолкла.
Но так ли это?
Кажется, сейчас она звучит
И будет долгодолго
Ещё звучать для каждого из нас.
И будет звать в неведомые дали,
Звенеть, искриться радугойдугой,
Как будто нам Жар-птицу в руки дали
И напоили всех живой водой.
Наше занятие, посвящённое творчеству П. И. Чайковского подошло к концу, сейчас вы возьмёте рисунки и под «Марш деревянных солдатиков» выйдите из зала. Всем спасибо. До свиданья.
Комплексные, интегрированные занятия | Занятия по ИЗО деятельности | Занятия по математике, ФЭМП в ДОУ | Календарно-тематическое планирование в ДОУ | Занятия по познавательному развитию | Занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ | Безопасность, Занятия по ОБЖ в ДОУ | Занятия по развитию речи в ДОУ | Занятия по экологии в детском саду