Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Конспекты занятий

По экологии

Конспект ОД с детьми подготовительной к школе группы по экологическому воспитанию по направлению «Речевое развитие», «Познавательное развитие» на тему «Осень. Деревья осенью»

Пилипенко Марина Владимировна, воспитатель
МБДОУ №41 г.Усть-Лабинск, Краснодарский край

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье», «Познание».

Цель: Активизировать и пополнить у детей словарь по теме «Осень. Деревья осенью». Формировать навык словообразования прилагательных от существительных; сложных слов путём слияния двух основ.

Задачи:

  • Упражнять детей в подборе признаков и действий к предмету, верно согласовывать прилагательные и глаголы с существительными.
  • Уточнить и закрепить правильную артикуляцию «Ш» в изолированном виде, слогах, словах, предложениях.
  • Развивать зрительное, слуховое внимание, память, воображение, мышление.
  • Развивать общую и мелкую моторику рук, мимику; умение согласовывать речь, ритм, движение.
  • Укреплять и сохранять здоровье детей на занятии с помощью здоровьесберегающих технологий: физкультминутки с элементом логоритмики, элементов психогимнастики.
  • Воспитывать контроль над своим произношением.
  • Воспитывать чувство любви к природе, развивать наблюдательность.

Оборудование: листья разных деревьев; картинки: деревьев, листопада, водопада, снегопада, камнепада, звездопада; репродукции (фото, слайды) осенних пейзажей; картина «Что перепутал художник»; ванночки с растворённой гуашью или акварелью; тазик с водой и морской солью полотенце, ватман или кусок обоев, образцы отпечатков ладоней; фонограммы: детской песни об осени, звуков дождя и ветра; бубен или маракасы.

Ход занятия:

Воспитатель входит с букетом листьев и напевает:

Листья жёлтые над городом кружатся,

Тихим шорохом мне под ноги ложатся...

- Как вы думаете, о каком времени года я пела? (Об осени)

- Какие признаки осени вы знаете? (Дети перечисляют признаки)

- Ребята, сегодня пока я шла в детский сад, собрала букет из опавших листьев и принесла его вам.

Тема занятия. Сегодня мы с вами поговорим об осени, её красках и о деревьях в это время года. Будем слушать, смотреть и красиво говорить.

- Посмотрите на букет и скажите эти листья, каких деревьев? (Педагог показывает лист, а дети угадывают дерево)

Игра «Какой лист?»    

Лист клёна (какой лист?) - кленовый; рябины - рябиновый;  ольхи - ольховый; осины - осиновый; берёзы - берёзовый; дуба - дубовый; липы - липовый.

- Жёлтый цвет - это цвет, какого дорогого металла? (Золота)

- Значит, осень, можно назвать какой? (Золотой)

Детям показывается слайд «Золотая осень». Затем показываются слайды с разными проявлениями осени в природе.

- А ещё, какая осень? (Багряная, поздняя, ранняя и т. д.) 

- Ой! А тут художник что-то перепутал.

Игра «Что не бывает? И почему?»

(Не бывает подснежников осенью, потому что растут летом. Осенью не катаются на лыжах, потому что нет снега и т. д.)

- Сегодня мы с вами тоже будем художниками, но художниками не простыми, а волшебными. И рисовать мы будем без помощи кисточек. В этом нам помогут волшебные краски осени. Нужно будет ладошку опустить в ванночку с краской и затем приложить её к бумаге. Ладошка оставит след - листик. Если хотим получить листик берёзы или осины, то пальчики нужно сомкнуть; ну, а если клёна - разомкнуть. (Воспитателем  демонстрируются образцы отпечатков). Мы можем колдовать опавшие листья, пока звучит мелодия. Будьте внимательны! Мелодия закончится, быстро моем руки и наслаждаемся запахами природы. Желающие могут подпевать!

Звучит фонограмма детской песенки об осени, дети рисуют:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Красные, жёлтые листья

По небу вьются, летят

Птицы давно улетели,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая,

Крыльями машет в дали.

(Ивенсен М.)

- Какие у вас по цвету, листья получились? (Жёлтые, красные, коричневые, могут быть зелёные)

- Как вы думаете, что произошло с листьями, перед тем как они попали в мой букет? (Листья оторвались и упали с дерева)

- Почему? Кто им помог? (Ветер) 

- Как называется это явление в природе? (Листопад)

- Выставляется картинка с изображением листопада.

- Проговорите слово «листопад» и внимательно подумайте, какие два слова спрятались в нём?  (Лист, падать)

Игра «Почини слово»

- В этом вам помогут мои картинки-подсказки.

Вода + падать = водопад

(Выставляются картинки с водопадом,    снегопадом и т. д.)

Звезда + падать = звездопад     

Снег + падать = снегопад

Камень + падать  = камнепад

Игра «Подбери действие»

- Ветер что делает? (Дует, срывает, гонит (тучи), открывает (двери)).

- Листья что делают? (Отрываются, летят, падают, лежат, шуршат)

Физкультминутка (с элементами логоритмики под бубен)

Дует, дует ветер,

Дует, задувает,

Жёлтые листочки

С дерева срывает.

И летят листочки,

Кружат по дорожке,

Падают листочки

Прямо нам под ножки.

Дети стоят и машут руками. (Ритм бубна умеренный)

Трясут кистями рук. (Ритм бубна учащается)

Дети семенят на месте и делают махательные движения руками. (Ритм замедляется)

Приседают.

- Какой звук листья издают под ногами? («Ш-ш-шшш»)

- Как мы произносим этот звук? Уточнение артикуляции «Ш».  

Развитие мимических мышц (с элементом психогимнастики)

Листья опали.      

 Мы огорчились,

Удивились,

Рассердились

И улыбнулись.

Загадка:

Среди поля голубого

Яркий блеск огня большого.

Светит весело в оконце.

Ну, конечно это... (солнце).

- А теперь произнесите это слово ласково. (Солнышко)

- Правда, красивое слово? От его света мир становится прекрасней. Какими словами можно описать солнышко? Какое оно? (Ласковое, теплое, нежное, доброе, красивое, яркое...)

- А теперь давайте поиграем в игру «Живые слова».

- Сейчас я кому-нибудь из вас скажу по слову, а вы его запомните. (Логопед говорит на ушко трём детям по одному слову: «солнышко», «ласкает», «нас»)

- Живые слова выходите вперед. Произнесите каждый своё слово. (Солнышко ласкает нас)

- Ребята, если слова возьмутся за руки, получится что? (Предложение)

- А теперь давайте поменяем слова и прочтем предложение снова. (Нас ласкает солнышко.)

- Какое предложение получилось у нас? (Дети «читают» предложение)

- Послушайте, ребята, что это? Звучит фонограмма ветра и дождя.

- И солнышко спряталось! Это тучки пришли в гости и хотят с нами поиграть.

Игра «Узнай по контуру» Мы будем смотреть на тучки и угадывать, на что они похожи. Нарисуйте в воздухе эти фигуры пальцем.

- Ну, вот дождик закончился. И наше занятие тоже подходит к концу.

Итог занятия, оценка работы детей. О чём говорили? Чем занимались? Что нового узнали? Что понравилось?

Перспектива. Вечером вместе с воспитателем нужно будет вырезать наши волшебные листья, сделать красивое осеннее панно и повесить в групповой комнате.