Конспекты занятий
По экологии
Конспект ОД с детьми подготовительной к школе группы по экологическому воспитанию по направлению «Речевое развитие», «Познавательное развитие» на тему «Осень. Деревья осенью»
Пилипенко Марина Владимировна, воспитатель
МБДОУ №41 г.Усть-Лабинск, Краснодарский край
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье», «Познание».
Цель: Активизировать и пополнить у детей словарь по теме «Осень. Деревья осенью». Формировать навык словообразования прилагательных от существительных; сложных слов путём слияния двух основ.
Задачи:
- Упражнять детей в подборе признаков и действий к предмету, верно согласовывать прилагательные и глаголы с существительными.
- Уточнить и закрепить правильную артикуляцию «Ш» в изолированном виде, слогах, словах, предложениях.
- Развивать зрительное, слуховое внимание, память, воображение, мышление.
- Развивать общую и мелкую моторику рук, мимику; умение согласовывать речь, ритм, движение.
- Укреплять и сохранять здоровье детей на занятии с помощью здоровьесберегающих технологий: физкультминутки с элементом логоритмики, элементов психогимнастики.
- Воспитывать контроль над своим произношением.
- Воспитывать чувство любви к природе, развивать наблюдательность.
Оборудование: листья разных деревьев; картинки: деревьев, листопада, водопада, снегопада, камнепада, звездопада; репродукции (фото, слайды) осенних пейзажей; картина «Что перепутал художник»; ванночки с растворённой гуашью или акварелью; тазик с водой и морской солью полотенце, ватман или кусок обоев, образцы отпечатков ладоней; фонограммы: детской песни об осени, звуков дождя и ветра; бубен или маракасы.
Ход занятия:
Воспитатель входит с букетом листьев и напевает:
Листья жёлтые над городом кружатся,
Тихим шорохом мне под ноги ложатся...
- Как вы думаете, о каком времени года я пела? (Об осени)
- Какие признаки осени вы знаете? (Дети перечисляют признаки)
- Ребята, сегодня пока я шла в детский сад, собрала букет из опавших листьев и принесла его вам.
Тема занятия. Сегодня мы с вами поговорим об осени, её красках и о деревьях в это время года. Будем слушать, смотреть и красиво говорить.
- Посмотрите на букет и скажите эти листья, каких деревьев? (Педагог показывает лист, а дети угадывают дерево)
Игра «Какой лист?»
Лист клёна (какой лист?) - кленовый; рябины - рябиновый; ольхи - ольховый; осины - осиновый; берёзы - берёзовый; дуба - дубовый; липы - липовый.
- Жёлтый цвет - это цвет, какого дорогого металла? (Золота)
- Значит, осень, можно назвать какой? (Золотой)
Детям показывается слайд «Золотая осень». Затем показываются слайды с разными проявлениями осени в природе.
- А ещё, какая осень? (Багряная, поздняя, ранняя и т. д.)
- Ой! А тут художник что-то перепутал.
Игра «Что не бывает? И почему?»
(Не бывает подснежников осенью, потому что растут летом. Осенью не катаются на лыжах, потому что нет снега и т. д.)
- Сегодня мы с вами тоже будем художниками, но художниками не простыми, а волшебными. И рисовать мы будем без помощи кисточек. В этом нам помогут волшебные краски осени. Нужно будет ладошку опустить в ванночку с краской и затем приложить её к бумаге. Ладошка оставит след - листик. Если хотим получить листик берёзы или осины, то пальчики нужно сомкнуть; ну, а если клёна - разомкнуть. (Воспитателем демонстрируются образцы отпечатков). Мы можем колдовать опавшие листья, пока звучит мелодия. Будьте внимательны! Мелодия закончится, быстро моем руки и наслаждаемся запахами природы. Желающие могут подпевать!
Звучит фонограмма детской песенки об осени, дети рисуют:
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Красные, жёлтые листья
По небу вьются, летят
Птицы давно улетели,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая,
Крыльями машет в дали.
(Ивенсен М.)
- Какие у вас по цвету, листья получились? (Жёлтые, красные, коричневые, могут быть зелёные)
- Как вы думаете, что произошло с листьями, перед тем как они попали в мой букет? (Листья оторвались и упали с дерева)
- Почему? Кто им помог? (Ветер)
- Как называется это явление в природе? (Листопад)
- Выставляется картинка с изображением листопада.
- Проговорите слово «листопад» и внимательно подумайте, какие два слова спрятались в нём? (Лист, падать)
Игра «Почини слово»
- В этом вам помогут мои картинки-подсказки.
Вода + падать = водопад
(Выставляются картинки с водопадом, снегопадом и т. д.)
Звезда + падать = звездопад
Снег + падать = снегопад
Камень + падать = камнепад
Игра «Подбери действие»
- Ветер что делает? (Дует, срывает, гонит (тучи), открывает (двери)).
- Листья что делают? (Отрываются, летят, падают, лежат, шуршат)
Физкультминутка (с элементами логоритмики под бубен)
Дует, дует ветер,
Дует, задувает,
Жёлтые листочки
С дерева срывает.
И летят листочки,
Кружат по дорожке,
Падают листочки
Прямо нам под ножки.
Дети стоят и машут руками. (Ритм бубна умеренный)
Трясут кистями рук. (Ритм бубна учащается)
Дети семенят на месте и делают махательные движения руками. (Ритм замедляется)
Приседают.
- Какой звук листья издают под ногами? («Ш-ш-шшш»)
- Как мы произносим этот звук? Уточнение артикуляции «Ш».
Развитие мимических мышц (с элементом психогимнастики)
Листья опали.
Мы огорчились,
Удивились,
Рассердились
И улыбнулись.
Загадка:
Среди поля голубого
Яркий блеск огня большого.
Светит весело в оконце.
Ну, конечно это... (солнце).
- А теперь произнесите это слово ласково. (Солнышко)
- Правда, красивое слово? От его света мир становится прекрасней. Какими словами можно описать солнышко? Какое оно? (Ласковое, теплое, нежное, доброе, красивое, яркое...)
- А теперь давайте поиграем в игру «Живые слова».
- Сейчас я кому-нибудь из вас скажу по слову, а вы его запомните. (Логопед говорит на ушко трём детям по одному слову: «солнышко», «ласкает», «нас»)
- Живые слова выходите вперед. Произнесите каждый своё слово. (Солнышко ласкает нас)
- Ребята, если слова возьмутся за руки, получится что? (Предложение)
- А теперь давайте поменяем слова и прочтем предложение снова. (Нас ласкает солнышко.)
- Какое предложение получилось у нас? (Дети «читают» предложение)
- Послушайте, ребята, что это? Звучит фонограмма ветра и дождя.
- И солнышко спряталось! Это тучки пришли в гости и хотят с нами поиграть.
Игра «Узнай по контуру» Мы будем смотреть на тучки и угадывать, на что они похожи. Нарисуйте в воздухе эти фигуры пальцем.
- Ну, вот дождик закончился. И наше занятие тоже подходит к концу.
Итог занятия, оценка работы детей. О чём говорили? Чем занимались? Что нового узнали? Что понравилось?
Перспектива. Вечером вместе с воспитателем нужно будет вырезать наши волшебные листья, сделать красивое осеннее панно и повесить в групповой комнате.
Комплексные, интегрированные занятия | Занятия по ИЗО деятельности | Занятия по математике, ФЭМП в ДОУ | Календарно-тематическое планирование в ДОУ | Занятия по познавательному развитию | Занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ | Безопасность, Занятия по ОБЖ в ДОУ | Занятия по развитию речи в ДОУ | Занятия по экологии в детском саду