Конспекты занятий
По экологии
Сценарий организованной образовательной деятельности для детей 5-6 лет викторина «Пернатые друзья»
Беспалова Елена Григорьевна, воспитатель МДОБУ № 18 «Ручеек» г.Новотроицк
(методика экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста С. Н. Николаевой «Юный эколог»: знакомство детей со способами общения с природой; формирование умения и навыков по уходу за птицами в зимний период; воспитание любви, заботы к птицам; развитие чувственно - эмоциональной реакции на окружающую среду)
Цель: закрепление знаний о разнообразии птиц, живущих на Земле.
Задачи:
- Уточнение знаний об особенностях птиц: внешнем виде, месте обитания, питании, способе передвижения;
- Развитие мышления, наблюдательности, речи, познавательного интереса детей, артистических способностей;
- Воспитание бережного и внимательного отношения к птицам, желание помогать им в зимнее время; привитие любви к книгам, литературным произведениям, привитие желания получать и находить новые знания о птицах.
Оборудование: зимнее дерево; силуэты зимующих и перелетных птиц; иллюстрации зимующих и перелетных птиц, домашних птиц, водоплавающих птиц; атрибуты птиц; атлас. Макеты: «Птичий двор», «Антарктида», «Африка».
Ход организованной образовательной деятельности.
Точки, крестики, кружочки
Под окном и на снегу.
Мне понятны эти строчки,
Прочитать я их могу.
«С добрым утром!» - написали
На заре друзья мои
Кто рассыпал на снегу
Длинные цепочки?
Кто рассыпал на снегу
Крестики и точки?
(Ответ детей «Птицы»)
- Верно:
Это птицы на бегу
Оставляют на снегу
Длинные цепочки,
Крестики и точки.
- Сегодня, ребята, наше занятие будет посвящено птицам. Мы вспомним птиц, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе и которые совсем не могут летать.
- Вспомните, дети, где живут птицы?
Птицы живут повсюду: в лесу, на водоемах, в горах, в городе, домашние - в птичнике.
- Верно, сейчас мы с вами отправимся в лес, и встретимся с птицами. Ребята, а кто скажет, что такое лес?
Лес - это очень интересное место, в нем все взаимосвязано. Самое главное в лесу - деревья, а еще там растут кустарники, грибы, ягоды. В лесу живут звери, птицы, букашки - каждому отведено свое место. В лесу находят пищу, дом, укрытие от врагов, чувствуют себя хорошо, потому, что все нужны друг другу.
Подходим к зимнему дереву, на нем силуэты птиц: перелетных и зимующих (ласточка, иволга, кукушка, синица, дятел, снегирь, свиристель, клест).
- Ребята, какое сейчас время года?
- Каких птиц можно встретить зимой в лесу?
Дети выбирают силуэт птицы и рассказывают о ней.
Дятел - зимующая птица, живет в лесу. Его можно назвать красавцем. Спинка у него черная, брюшко белое с черными крапинками, а на голове у него ярко - красное пятнышко, точно беретик. У дятла крепкий клюв, который может сделать дырочку в твердом стволе дерева. А язычок у него длинный, проникает в щель в коре и ловко достает жуков - короедов и других насекомых.
Зимой дятлы остаются в наших краях и не улетают потому, что вместо живого корма - насекомых - есть в лесу много сосновых и еловых шишек с семенами. Сорвет дятел шишку, закрепит ее в расщелине дерева, начнет своим крепким клювом вылущивать из шишки вкусные семена. Часть семян уронит - не беда. Вслед за дятлом прилетят к тому месту другие птицы и начнут подбирать упавшие на снег семена.
Оказывается, дятел не только о себе позаботился.
Синица - зимующая птица, у нее желтая грудка. Весной и летом синички живут в лесу, питаются разными насекомыми, а зимой, когда корма в лесу не хватает, прилетают ближе к людям.
Клёст - зимующая птица, клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны, это помогает ему ловко шелушить шишки. Живут клесты в хвойных лесах. Гнездо у клестов на высокой ели. Маленькие птенцы - клестята - рождаются зимой. Птица - мать в сильные морозы почти не слетает с гнезда и своим теплом согревает голых птенцов. А клёст - отец кормит малышей и мать отрыжкой хвойных семян.
- Ребята, вы слышали такие выражения: «Осень пришла - птицы улетели». Или «Птицы прилетели - пришла весна». И очень редко можно услышать: «Зима пришла - птицы прилетели». А если сказать так, то ошибки не будет. Большинство перелетных птиц на зиму действительно улетают от нас, а некоторые, наоборот, прилетают.
- Какие птицы прилетают к нам зимой с севера?
Снегирь - прилетает к нам с севера, у него красная грудка, а на голове «черная шелковая шапочка». Свое имя птичка получила за то, что прилетает к нам, когда уже выпал или вот - вот выпадет снег.
Свиристели тоже северяне - это большие птицы размером с галку. Оперение у них яркое, а на голове хохолок. Эти хохлатые птицы большие любители ягод рябины, калины, плодов шиповника. Налетают всей стаей на куст и с аппетитом глотают промороженные ягоды. Это очень красивые доверчивые птицы.
- Сейчас нас ждет встреча с птицами, каждая споет свою песенку и расскажет о себе:
Дятел:
Я в берете ярко - красном,
В серой курточке атласной,
Я деревьям всем приятель
А зовут меня все дятел.
Снегирь:
Красногрудый, чернокрылый,
Люблю зернышки клевать,
С первым снегом на рябину
Прилетаю к вам опять.
Синичка:
Непоседа - невеличка,
Желтогруденькая птичка.
Ем я сало и пшеничку,
А зовут меня синичка.
- Здравствуйте, наши друзья, присаживайтесь снами и послушайте, о чем мы говорим.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете стихи, рассказы, сказки, где главные герои - птицы? Тогда послушайте задания и узнайте произведения.
№1 Е. Носов «Тридцать зерен».
Я сидел за столом, работал, и время от времени поглядывал на нее. А она, все еще робе и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмеряна ее судьба. «Можно, я склюю еще одно зернышко? Одно - единственное?». И она, пугаясь шума своих собственных крыльев, улетела с коноплинкой на дерево.
№2 Н. Сладков «Дятел».
На радостях я так грохнул сапогом по дереву, что оно качнулось. В окошке под грибком показалась знакомая носатая голова в красной тюбетейке. Работяга весь был в древесной трухе. Он сердито покосился на меня одним глазом, качнул носом - будто чихнул. Видно, труха в ноздри набилась. «Будь здоров!» - крикнул я ему. Он нырнул в дупло и застучал опять. Ему было не до шуток. Он спешил закончить свое гнездо. Будет у меня летом целая семья помощников.
Воспитатель: Что - то птиц здесь маловато, а других здесь нет?
Вылетают ворона, воробей, сорока, голубь - Да мы здесь, зимовали, никуда не улетали, мы не перелетные.
(Дети назовите этих птиц - показ иллюстраций).
А где живут эти птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком).
Воспитатель: Много бед и невзгод перенесли вы суровую зимнюю пору. А у нас вас ждет тепло и корм. Ребята, чем мы можем помочь птицам? (Покормить их зимой). А чем они питаются?
- Для корма птицам пригодны семена различных растений: канапли, подсолнуха, дыни, арбуза. Синички, кроме семян, очень любят сырое несоленое сало и мясо, а снегири ягоды рябины, облепихи.
- Конечно, ребята, мы можем помочь птицам, покормив их. Еще птицам, живущих рядом с нами, можно дать кусочек творога, остатки крупяной каши, и крошки хлеба. В зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом никогда - бы ни стали есть.
- Послушайте стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой»:
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Небогаты их корма
Горсть зерна нужна
Горсть - зерна и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их не счесть
Видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать!
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
- И пришла пора выполнять следующие задания.
№3 Ю. Казаков «Жадина Чик и кот Васька»
Он попробовал всего понемногу. Все было очень вкусно, но вкусней всего была колбаса. И он навалился на колбасу. Через полчаса он почувствовал, что просто уже не может лететь. Тогда он сел на край кормушки и закрыл глаза. «Это я нашел, мне и одному хорошо. А то позови всех сюда - сразу все съедят! А одному мне тут на целую зиму хватит», - думал он. От еды ему стало тепло, он взъерошился, стал похож на серый шарик, втянул в плечи голову и решил: «Не стану я их звать. Пускай лучше буду один я сыт».
№4 Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась».
Она приняла решение, которое можно выразить человеческими словами так: «Пусть тот кусок полежит, а я пока управлюсь с этим». Доклевав остатки, она решила съесть упавший кусок. Но это оказалось нелегкой задачей. Крыша была довольно крута, и когда большая тяжелая птица попробовала сойти вниз, это ей не удалось. Лапы заскользили по железу, она поехала вниз, тормозя растопыренным хвостом.
- А сейчас дети, «Птички» вспомним как вам весело, тепло, сытно, было в летнем лесу.
Физминутка «Лесные жители».
- Ребята, мы назвали птиц, которые остались с нами на зиму. А теперь покажем птиц, улетевших в теплые края. (дети убирают силуэты кукушки, ласточки, соловья, грача, скворца, иволги)
- Почему же эти птицы не остались с нами зимовать?
- Птицы, которые улетают от нас на зиму, едят разных насекомых, жуков, мух, мошек...
- Когда становится холодно и насекомые прячутся, в щели, залезают глубоко под кору, птицы не могут их достать, поэтому они улетают от нас в теплые края, где тепло и много корма. А у нас остаются зимовать те птицы, которые могут есть хлебные крошки, зернышки, семена.
Вылетаю два грача и ласточка:
1 грач:
Здравствуй птичка - невеличка,
Желтогрудая синичка
Были в жарких странах мы,
Не бывает там зимы.
2 грач:
Здравствуй, дятел, наш дружок
Добрый день, сорока
Много дней летали мы
Далека дорога.
Воспитатель:
Расскажите, птицы, где вы побывали?
Что вы повидали, как вы зимовали?
Хорошо ли жили вы вдали от дома?
С кем вы подружились в странах незнакомых?
Вместе 1 грач, 2 грач, ласточка:
Мы подружились со слоном,
Играли с обезьянами,
Угощали нас они
Вкусными бананами.
Воспитатель: Мы за зиму о вас подзабыли. Напомните нам о себе.
Грач:
Кричат, торопятся с утра
В халатах черных мастера.
На ветках вяза из осины
Грачи сплетут свои корзины.
Ласточка:
Прилетели мы к вам весной,
Путь, проделав длинный.
Слепим домик под окном
Из травы и глины.
- Спасибо вам, милые пташки, будем вас встречать весной, ну а пока присоединяйтесь к нам и послушайте задания:
№5 В. Берестов «Аист и соловей»
Мудрецу понравилась приветливая птица. И он обучил ее всему, что знал сам. С тех пор скромная птица стала лучшим в мире певцом.
№6 «Кукушка» (ненецкая сказка)
Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остается. Навсегда бросила детей мать. И с тех пор не вьет она себе гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется.
№7 В. Бианки «Лесные домишки».
А в обрыве - дырки, дырки, дырки. Это все норки. В одну из них юркнула она. Юркнула и побежала по длинному - длинному, узкому - узкому коридору. Добежала до его конца и впорхнула в просторную круглую комнату. Тут уже давно ждала ее мама. Сладко спалось в ту ночь усталой маленькой птичке у себя на мягкой теплой постельке из травинок, конского волоса и перьев…
А вот недалеко от леса озеро. Что с ним произошло? Какие птицы живут у водоемов? Где они сейчас? (дикие гуси, утки, лебеди, кулики, цапли)
С приходом зимы водоемы замерзают, их подводные обитатели оказываются подо льдом, птицы остаются без корма и они улетают на юг. Вспомним, как авторы описали этих птиц в своих произведениях.
№8 В. М. Гаршин «Лягушка - путешественница»
И они окружили лягушку. Сначала у них явилось желание съесть ее, но каждый их них подумала, что лягушка слишком велика и не пролезет в горло. Тогда все они начали кричать, хлопая крыльями: «Хорошо на юге! Теперь там тепло! Там есть такие славные, теплые болота! Какие там червяки! Хорошо на юге!». Они так кричали, что почти оглушили лягушку. Едва - едва она убедила их замолчать и попросила одну из них, которая казалась ей толще и умнее всех, объяснить ей, что такое юг. И когда та рассказала ей о юге, то лягушка пришла в восторг, но в конце все - таки спросила, потому что была осторожна: «А много ли там мошек и комаров?» «О! Целые тучи!» - ответила птица.
№9 В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка».
«Ах ты! Стой же. Я тебя все равно достану. Сейчас же за тобой в воду кинусь», - думает он. «Зря, зря, зря!» - закричала птица. Порх с воды - и улетела. За зиму у нее крылышко зажило, и новые перышки отросли. А он облизнулся только.
- Ну, что же, пора нам, ребята, возвращаться домой.
- Ой, что за шум на птичьем дворе за городом? Сколько здесь птиц? Какие это птицы? (куры, утки, домашние гуси, индюк) Как они зимуют? (о домашних птицах заботятся люди. Птицы живу в специальных домиках, которые люди утепляют. Люди кормят птиц, им не приходится заниматься поиском пищи)
- Пришла пора выполнить задания:
№10 М. Пришвин «Курица на столбах»
«На волю, на волю!» - засвистели они. «Квох, квох!» - ответила она. И это означало: «Посидите немного, еще очень свежо». «Вот еще! На волю, на волю!» - свистели птенцы. И вдруг поднялись на ногах и подняли шеи, и она поднялась, как на четырех столбах, и закачалась в воздухе высоко от земли. Вот с этого разу все и кончилось, она стала ходить отдельно, они отдельно; видно, тут только она все поняла, и во второй раз ей уже не захотелось попасть на столбы.
№11 Х. К. Андерсен «Гадкий утенок».
И он слетел на воду и поплыл навстречу красивым птицам, а те, завидев его, тоже устремились к нему. «Убейте меня!» - сказал бедняжка и опустил голову, ожидая смерти. Но что же он увидел в чистой, как зеркало, воде? Свое собственное отражение. И теперь он был уже не безобразной темно - серой птицей, а красавцем!
- А это еще кто тут заблудился?
Загадка:
Скажите мне, какой чудак
И днем и ночью носит фрак?
(Пингвин)
- Где же он должен быть? (в Антарктиде)
- Каковы особенности этой птицы? (она не летает)
- Да, есть птицы, которые в наших краях не живут:
- В Антарктиде живут: пингвины, поморники, буревестники, альбатросы, полярные крачки.
- В пустыне - страусы.
- В скалистых горах - орлы.
- В местах с жарким климатом - попугаи, павлины, фазаны, бекас африканский.
- Послушайте, о какой птице идет речь?
№12 Г. Снегирев «Пингвиний пляж»
Пробежит он по фанере, назад вернется, и еще раз пробежит, да еще лапкой притопнет! Очередь выстроилась - всем хочется потанцевать. Один из них поскользнулся на гладкой фанере и на брюхе проехал, другие тоже стали падать и кататься. Весь день они танцевали на фанере. Я ее не убирал и думал: «Пускай повеселятся; они, наверное, радуются, что мы приехали». Вечером они построились в одну шеренгу и ушли.
- Молодцы, ребята, хорошо поработали, знаем много о птицах. И самое главное - мы должны заботиться о наших пернатых друзьях, беречь их, помогать в трудное для них время. Ведь мы все нужны друг другу в нашем большом общем доме под названием Земля!
Наш дом родной, наш общий дом -
Земля, где мы с тобой живем!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря -
Все называется Земля!
А если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету!
(показать на глобусе: леса, горы, моря)
Комплексные, интегрированные занятия | Занятия по ИЗО деятельности | Занятия по математике, ФЭМП в ДОУ | Календарно-тематическое планирование в ДОУ | Занятия по познавательному развитию | Занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ | Безопасность, Занятия по ОБЖ в ДОУ | Занятия по развитию речи в ДОУ | Занятия по экологии в детском саду